Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные исследователи предлагают различные типы стратегий общеобразовательных учреждений. Так, А. М. Моисеев и О. М. Моисеева, основываясь на опыте работы с общеобразовательными учреждениями, выделяют следующую классификацию:
− стратегии для выживания, стабильного функционирования и развития; − стратегии для обучения и внеклассной работы;
− стратегии для начальной, средней и старшей ступеней общеобразовательного учреждения;
− стратегии для программно-методического обеспечения;
− стратегии для диагностического сопровождения образовательного процесса;
− стратегии для кадрового обеспечения и работы с персоналом;
− стратегии для материально-технического и финансового обеспечения; − стратегии для внешних связей общеобразовательного учреждения и его отношений с местным сообществом;
− стратегии для отношений с органами местной администрации и управления образованием;
− стратегии для системы управления общеобразовательным учреждением.
10.Факторы выбора инновационных стратегий в образовании.
Ситуация неопределенности , которая является характерной чертой современной ситуации в образовании рождает в образовательных учреждениях не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений. Большинство управленцев образования понимают, что готовых рецептов инновационных изменений в образовательных учреждениях нет. Сегодня можно говорить лишь о более или менее продолжительном опыте поиска отдельными учреждениями собственных путей. В этом случае принято говорить о стратегиивнедрения инноваций. В общем случае стратегия - действия, предназначенных для достижения целей внедрения инноваций. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности управленцев образования .
Выделяют два принципиальных фактора, которые, определяют «судьбу» инновационных идей в школе: способ их появления в коллективе и стиль их управленческой поддержки.Наряду с этим выделяют и два принципиальных способа появления инноваций. Первый - заимствование «чужих», готовых педагогических технологий, приходящих в педагогический коллектив извне. Второй - развитие в самом коллективе инновационного педагогического мышления, которое и становится источником новых идей. В этом случае акцент ставится на создание условий для появления инноваций изнутри.
11.Инновационные образовательные организации, их типология и характеристика.
Под инновационным образовательным учреждением понимается такое образовательное учреждение, в котором ведется поиск новых моделей образования и управления, разрабатываются новые технологии обучения и воспитания, совершенствуются содержание и современные формы организации и стимулирования труда.
При этом инновационным образовательным учреждением может оказаться и гимназия, и лицей, и общеобразовательная школа.
ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ
1) Типология по принципу внешних различий между традиционной и инновационной школы (А.Г. Каспржак):
1. Школы, получившие статус лицея, гимназия, школы-комплексы 2. Школы, ориентированные на зарубежный педагогический опыт (М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер);
3. Школы развивающего образования (Школа РО Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Школа РО Л.В. Занкова);
4. Школы, выбравшие эзотерический путь развития;
5. Прагматические школы (Дьюи);
6. Школа Я.Корчака
2) Типология по уровню и характеру
7. Школа диалога культур опережающего развития (Э.Д.
Днепров):
1. Авангардные школы
2. Пилотные школы
3. Школы-лаборатории;
4. Экспериментальные, опытно- экспериментальные школы;
5. Поисковые, продвинутые школы.
6. Авторские школы: Авторская школа - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.
12. Управление развитием инновационных образовательных организаций
Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный,
включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка
стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и
риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально
сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников
творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля,
стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими
разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка
эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга,
диверсификации и управление рисками и др.
Но главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, следует считать:
разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы
стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной
деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп,
осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.
Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание
стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия,
исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть
не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач,
добиться ощутимого успеха в развитии организации.
Управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно
осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
-
работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности; -
работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; -
работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; -
совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов; -
осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов; -
осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; -
осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями.
13. Комплексное обеспечение инновационной деятельности в образовании
2.1 Правовое обеспечение
Правовое обеспечение основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
- правовые вопросы функционирования экономики страны;
- законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.;
- законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
- правовое регулирование формирования и функционирования организации.
Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров РФ» от 25 декабря 1993 года №1347 определены основные направления деятельности научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование:
- проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР;
- поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-эксперементальной базы, обновление основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей стендовой, метрологической и производственной базы центров;
- информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, а также на пользование электронными информационными сетями, в том числе международными;
- подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
- участие в международном научно-техническом развитии.
Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг), определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики РФ и т.п.