Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современные исследователи предлагают различные типы стратегий общеобразовательных учреждений. Так, А. М. Моисеев и О. М. Моисеева, основываясь на опыте работы с общеобразовательными учреждениями, выделяют следующую классификацию:

− стратегии для выживания, стабильного функционирования и развития; − стратегии для обучения и внеклассной работы;

− стратегии для начальной, средней и старшей ступеней общеобразовательного учреждения;

− стратегии для программно-методического обеспечения;

− стратегии для диагностического сопровождения образовательного процесса;

− стратегии для кадрового обеспечения и работы с персоналом;

− стратегии для материально-технического и финансового обеспечения; − стратегии для внешних связей общеобразовательного учреждения и его отношений с местным сообществом;

− стратегии для отношений с органами местной администрации и управления образованием;

− стратегии для системы управления общеобразовательным учреждением.

10.Факторы выбора инновационных стратегий в образовании.

Ситуация неопределенности , которая является характерной чертой современной ситуации в образовании рождает в образовательных учреждениях не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений. Большинство управленцев образования понимают, что готовых рецептов инновационных изменений в образовательных учреждениях нет. Сегодня можно говорить лишь о более или менее продолжительном опыте поиска отдельными учреждениями собственных путей. В этом случае принято говорить о стратегиивнедрения инноваций. В общем случае стратегия - действия, предназначенных для достижения целей внедрения инноваций. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности управленцев образования .

Выделяют два принципиальных фактора, которые, определяют «судьбу» инновационных идей в школе: способ их появления в коллективе и стиль их управленческой поддержки.Наряду с этим выделяют и два принципиальных способа появления инноваций. Первый - заимствование «чужих», готовых педагогических технологий, приходящих в педагогический коллектив извне. Второй - развитие в самом коллективе инновационного педагогического мышления, которое и становится источником новых идей. В этом случае акцент ставится на создание условий для появления инноваций изнутри.


11.Инновационные образовательные организации, их типология и характеристика.

Под инновационным образовательным учреждением понимается такое образовательное учреждение, в котором ведется поиск новых моделей образования и управления, разрабатываются новые технологии обучения и воспитания, совершенствуются содержание и современные формы организации и стимулирования труда.

При этом инновационным образовательным учреждением может оказаться и гимназия, и лицей, и общеобразовательная школа.
ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ

1) Типология по принципу внешних различий между традиционной и инновационной школы (А.Г. Каспржак):

1. Школы, получившие статус лицея, гимназия, школы-комплексы 2. Школы, ориентированные на зарубежный педагогический опыт (М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер);

3. Школы развивающего образования (Школа РО Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Школа РО Л.В. Занкова);

4. Школы, выбравшие эзотерический путь развития;

5. Прагматические школы (Дьюи);

6. Школа Я.Корчака

2) Типология по уровню и характеру

7. Школа диалога культур опережающего развития (Э.Д.

Днепров):

1. Авангардные школы

2. Пилотные школы

3. Школы-лаборатории;

4. Экспериментальные, опытно- экспериментальные школы;

5. Поисковые, продвинутые школы.

6. Авторские школы: Авторская школа - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.

12. Управление развитием инновационных образовательных организаций

Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный,

включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка

стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и

риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально

сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников

творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля,

стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими



разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка

эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга,

диверсификации и управление рисками и др.

Но главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, следует считать:

разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы

стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной

деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп,

осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание

стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия,

исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть

не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач,

добиться ощутимого успеха в развитии организации.

Управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно

осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

  • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

  • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

  • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

  • совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

  • осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

  • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

  • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями.



13. Комплексное обеспечение инновационной деятельности в образовании

2.1 Правовое обеспечение

Правовое обеспечение основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

- правовые вопросы функционирования экономики страны;

- законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.;

- законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

- правовое регулирование формирования и функционирования организации.

Постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров РФ» от 25 декабря 1993 года №1347 определены основные направления деятельности научных центров, по которым осуществляется целевое финансирование:

- проведение фундаментальных, поисковых, опытно-конструкторских, технологических и других НИР;

- поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-эксперементальной базы, обновление основных производственных фондов, обеспечение сохранности и нормальных условий эксплуатации действующей стендовой, метрологической и производственной базы центров;

- информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной, а также на пользование электронными информационными сетями, в том числе международными;

- подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;

- участие в международном научно-техническом развитии.

Для развития инновационного предпринимательства большое значение имеет реализация Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг), определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики, основными целями которой являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики РФ и т.п.