Файл: 1Предмет спецкурса, его практическая значимость.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 6819

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ  задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Отношения, складывающиеся на потребительском рынке, входят в объект как экономического, так и гражданского оборота . Конституционная основа прав потребителей, т.е. стороны, выполняющей гражданско-правовые обязанности, закреплена нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) , Федерального закона «О защите прав потребителей» , особенностями публичного договора и значительным объемом законодательных актов органов исполнительной власти, определяющих административно-правовой режим обеспечения прав потребителей, а также соблюдение правил торгового оборота (торговли).

2.    Гражданскому кодексу Российской Федерации принадлежит важное значение в регулировании правоотношений с участием потребителя. Данные отношения регулируются как нормами общей части ГК РФ, так и специальными нормами, используемыми в основном для потребительской сферы. В соответствии со ст. 2 ГК РФ  гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. По ГК РФ как продавцом, так и потребителем имущества (работ, услуг) может быть не только физическое, но и юридическое лицо.  Большое значение в регулировании правоотношений в сфере потребительского рынка занимают законы Российской Федерации, которые определяют содержание и основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений между участниками потребительского рынка. Особое место в этой группе нормативных актов занимает Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».


В соответствии с преамбулой данного законодательного акта он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»14 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Значение закона о лицензировании прежде всего в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.

Согласно указанному закону, под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуаль ному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, образует состав административного правонарушения.

Субъектами правонарушения являются лицензиаты — юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

6.    Закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52—ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»15 направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.



Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологичес ких заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транс портировке, хранении, реализации населению.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей образует состав административного правонарушения в сфере потребительского рынка.

7.    Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их реализации определены Законом РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления. Кроме того, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»  от 2 января 2000 г. № 29—ФЗ предъявляет дополнительные требования к этикеткам, ярлыкам либо листкам-вкладышам упакованных пищевых продуктов.

В соответствии с п. 3 ст. 18 указанного закона на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством РФ о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов, должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро — и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

8.    Закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

9.    Закон РФ «О техническом регулировании»20, который регулирует отношения, возникающие: при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Данный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых данным Федеральным законом отношений.

Список федеральных законодательных актов, регулирующих сферу потребительского рынка, большой, поэтому все мы их перечислять не будем.

Федеральное законодательство, как правило, закрепляет общие модели правоотношений в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не в состоянии обеспечивать учет особенностей каждого региона, гибкое реагирование на происходящие изменения. В связи с этим принимаются многочисленные административно-правовые акты по вопросам предпринимательской деятельности на уровне субъектов Федерации.

Вместе с тем изучение нормотворческой практики субъектов Российской Федерации свидетельствует, что помимо Федерального закона — КоАП РФ, устанавливающего административную ответственность за правонарушения, совершенные в сфере потребительского рынка (гл. 14, положения других глав КоАП РФ), широкое распространение получило издание законодательными органами субъектов Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих административную ответственность за аналогичные правонарушения.


На мой взгляд, характерным примером может послужить Закон города Москвы «Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы», в котором в соответствии с КоАП РФ, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и Уставом города Москвы регулируются отношения, связанные с организацией и осуществлением контроля, и устанавливается административная ответственность за нарушения обязательных требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению.

Так, например, в Читинской области приняты Закон Читинской области «О распространении и демонстрации эротической продукции и административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность, общественный порядок и здоровье населения, на территории Читинской области»; Закон Читинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции» и др.

Рассмотрение вопросов правовой природы и общей характеристики потребительского рынка показало, что правовую основу, регулирующую отношения в сфере потребительского рынка, составляет значительное число федеральных нормативно-правовых актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации и нормативных актов органов местного самоуправления.

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности и потребительского рынка, в частности, находится в стадии становления, имеет многочисленные пробелы, постоянно изменяется и дополняется. Нормативные акты в этой области не систематизированы.

11 Органы, осуществляющие защиту прав потребителей и их компетенция.

Зaщитa пpaв пoтpeбитeлeй – этo кoмплeкc мep, кoтopыe нaпpaвлeны нa тo, чтoбы лишить нeдoбpocoвecтныx пpoдaвцoв и иcпoлнитeлeй вoзмoжнocти пpeдocтaвить гpaждaнинy нeкaчecтвeнный тoвap или ycлyгy. Ecли жe тaкaя cитyaция вce-тaки пpoизoйдeт, в зaкoнoдaтeльcтвe ecть нopмы, пpeдycмaтpивaющиe вoзмoжнocть зaмeны или вoзвpaтa зaтpaчeнныx дeнeжныx cpeдcтв. Пpaвa пoтpeбитeлeй peгyлиpyютcя и зaщищaютcя мнoгими нopмaми дeйcтвyющeгo зaкoнoдaтeльcтвa, нo ocнoвным aктoм выcтyпaeт 3aкoн PФ oт 7 фeвpaля 1992 гoдa № 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй».