ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 6825
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23Правовое значение установления срока службы и срока годности в отношении товара (работы).
Установление срока службы товара, срока годности, как и гарантийного срока, является одним из средств обеспечения надлежащего качества и безопасности товаров, работ и услуг. Определение данных понятий дано в статье 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Срок годности.
Срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Срок годности устанавливается изготовителем на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Срок годности на продуктах питания исчисляется с даты изготовления и устанавливается с указанием установленных условий хранения.
Срок годности может быть указан следующим образом:
«Годен ... (часов, суток, месяцев или лет)»;
«Годен до ...(дата)»;
«Использовать .до..(дата)»;.
«Употребить до ...(дата)».
Внимание! Просроченные товары запрещены к продаже, и несоблюдение требований законодательства может послужить причиной наложения на продавца штрафных санкций, если факт реализации подобной продукции будет доподлинно установлен.
Срок службы.
Срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Изготовитель обязан устанавливать срок службы на товары длительного пользования (например: технически сложные товары, мебель), в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
В отличие от гарантийного срока и срока годности срок службы товара может исчисляться не только единицами времени (месяцы, годы), но и другими единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара). Например, срок службы автомобиля определяется в километрах пробега.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О защите прав потребителей» для того чтобы потребители могли использовать товар в течение его срока службы изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара,
а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
24 Правовое значение установления гарантийного срока в отношении товара (работы).
Гарантийный срок. Как правило, устанавливается на технически сложные товары (автомобили, , бытовая техника, смарт-устройства), а также на товары, предназначенные для длительного пользования.
Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер (о том, что скрывается за этими словами, вы узнаете, прочитав следующий параграф) обязаны удовлетворить требования потребителя, предусмотренные законом.
Гарантийный срок устанавливается изготовителем или исполнителем. Изготовитель вправе принять и дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по нему также определяются изготовителем.
Если изготовителем гарантийный срок не установлен (а согласно закону это его право, а не обязанность), его может установить продавец.
За недостатки, выявленные в товаре (работе) в течение гарантийного срока, изготовитель, исполнитель и продавец несут ответственность перед потребителем.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель также вправе предъявить предусмотренные законом требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. В этом случае продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер будут отвечать только, если потребитель докажет, что недостатки эти возникли до передачи товара потребителю или по причинам, существовавшим до этого момента.
Такое же правило действует и тогда, когда гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет.
На основании п. 6 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или
уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы по общему правилу исчисляются со дня его продажи потребителю. Если же день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня его изготовления. Вот почему так важно сохранять чек на покупку и проследить, чтобы в техническом паспорте были сделаны необходимые отметки.
25 Сроки выполнения работ (оказания услуг) потребителю, сроки устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге), сроки удовлетворения отдельных требований потребителя и правовое значение их установления.
Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).
По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.
Какой срок исковой давности применяется к искам о защите прав потребителей
3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;