Файл: Организация коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показатель
Годы
Абсолютное отклонение
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2014 г.
/ 2013 г.
2015 г. /
2014 г.
Коэффициент текущей ликвидности
2.23 5.64 3.05 3.41
-2.59
Коэффициент быстрой ликвидности
1.21 1.08 1.83
-.013 0.75
Коэффициент абсолютной ликвидности
(платежеспособности)
1.09 1.00 1.02
-0.09 0.02
Общий показатель ликвидности баланса предприятия
2.14 1.99 3.12
-0.15 1.13
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
0.02 0.15 0.46 0.13 0.31
Коэффициент маневренности функционального капитала
1.02 1.47 1.29 0.45
-0.18
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств, при необходимости может быть погашена немедленно. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности колеблется в пределах 0,2-0,3.
Согласно данным таблицы, коэффициент абсолютной ликвидности на
2015 год равен 1.02, что свидетельствует о плохом уровне ликвидности.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств, можно погасить как за счет наличных денежных средств, так и за счет ожидаемых поступлений от покупателей. На основании вычисленных данных можно рассчитать коэффициент быстрой ликвидности, который равен 1.83. Это значит, что лишь 1.83% текущих обязательств можно погасить за счет имеющихся денежных средств и ожидаемых поступлений от покупателей, что также не является хорошим значением.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует, обладает ли предприятие достаточными средствами для погашения краткосрочных обязательств. Структура баланса признается удовлетворительной, если значение данного показателя больше или равно 2. Если рассчитать коэффициент текущей ликвидности по приведенным данным, он будет равен
3.05, что значительно превышает нормальный уровень данного показателя.
Таким образом, исходя из таблицы, можем заметить, что на предприятии наблюдается неоднозначная ситуация. Коэффициент текущей ликвидности, который определяет способность организации погашать краткосрочные обязательства в 2015 году равен 3.05, что на 3.41 меньше в сравнении с 2014 годом. Уменьшение данного показателя говорит о росте неплатежеспособности предприятия. Это произошло вследствие увеличения кредиторской задолженности и отсутствием роста денежных средств.
Для коэффициентов быстрой и абсолютной ликвидности, характерен рост показателей. Так, с 2014 по 2015 года коэффициент быстрой ликвидности и его темп прироста увеличился. Данная положительная тенденция обусловлена уменьшением кредиторской задолженности и стабильным показателем денежных средств. Что касается общего показателя ликвидности баланса, который отражает отношение суммы всех ликвидных средств к сумме всех платежных обязательств, то данный показатель увеличился на 1.13 к 2015 году в сравнении с 2014 годом.
Положительный показатель коэффициента обеспеченности собственными средствами показывает, что на предприятии достаточно собственных средств для его финансовой стабильности.
Рассмотрим анализ финансовой независимости, входящий в группу коэффициентов финансовой устойчивости предприятия показывает степень независимости предприятия от кредиторов. Коэффициент определяется как отношение собственного капитала к общей сумме активов, тем самым показывая долю собственных средств в общей структуре активов (куда входят и собственные средства и заемные). Если коэффициент автономии
имеет низкие значения, это говорит о том, что предприятие финансово неустойчиво (зависимо от кредиторов). Более подробно в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Анализ финансовой независимости ООО «ЕвроСтройХолдинг» за 2013-2015 гг.
Показатели
Годы
Абсолютное отклонение значений (+,-)
2013 2014 2015 2014 к
2013 2015 к
2014
Запасы и затраты ЗЗ
88 130 123 283 168 963 33 153 45 680
Наличие собственных оборотных средств СОС
3 188
-68 187 42 862
-71 375 45 680
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов
(функционирующий капитал) КФ
20 388
-42 612 57 513
-63 000 50 425
Общая величина основных источников формирования запасов
ВИ
106 317 41 119 195 505
-65 198 154 386
Излишек или недостатков СОС
(ФС=СОС-ЗЗ)
-84 942
-191 470
-126 101
-106 528 -317 571
Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (ФТ=КФ-ЗЗ)
-67 742
-165 895
-111 450
-98 153 54 445
Излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов
(ФО=ВИ-ЗЗ)
18 187
-82 164 26 542
-100 351 108 706
Коэффициент автономии (финансовой независимости) используется в анализе финансового состояния предприятия арбитражными управляющими согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
Таблица 2.6
Анализ финансовой независимости ООО «ЕвроСтройХолдинг» за 2013-2015 гг.
Показатели
Годы
Абсолютное отклонение значений (+,-)
2013 2014 2015 2014 к
2013 2015 к
2014
Запасы и затраты ЗЗ
88 130 123 283 168 963 33 153 45 680
Наличие собственных оборотных средств СОС
3 188
-68 187 42 862
-71 375 45 680
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов
(функционирующий капитал) КФ
20 388
-42 612 57 513
-63 000 50 425
Общая величина основных источников формирования запасов
ВИ
106 317 41 119 195 505
-65 198 154 386
Излишек или недостатков СОС
(ФС=СОС-ЗЗ)
-84 942
-191 470
-126 101
-106 528 -317 571
Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (ФТ=КФ-ЗЗ)
-67 742
-165 895
-111 450
-98 153 54 445
Излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов
(ФО=ВИ-ЗЗ)
18 187
-82 164 26 542
-100 351 108 706
Коэффициент автономии (финансовой независимости) используется в анализе финансового состояния предприятия арбитражными управляющими согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
По показателям данной таблицы, можно наблюдать, что на предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг» идет стабильный рост запасов, об этом говорит увеличение показателя с 2014 года по 2015 год на 45 680 тыс. руб. Так же видно, что в 2014 году показатель наличия собственных оборотных средств составлял -68 187, а вот на 2015 год данный показатель вырос на 45 680 тыс. руб. и составил 42 862 тыс. руб.
По данным расчетов излишки СОС на 2015 год составили -126 101 тыс. руб., что на -317 571 больше чем в 2014 году. Зато наблюдается положительная динамика по показателю общей величины основных источников формирования запасов, данный показатель вырос на 154 386 тыс. руб., в 2015 году в сравнении с 2014 годом.
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов имеет положительную динамику, и в 2015 году рост данного показателя составил 50 425 тыс. руб., в сравнении с 2014 годом. Так же положительный характер носит показатель излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов, рост с
2014 года к 2015 году составил 108 706 тыс. руб.
Динамика показателей рентабельности. Окончательная оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рентабельности. Рентабельность рассчитывается как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам или ресурсам.
Подробно можно рассмотреть показатели рентабельности в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Динамика показателей рентабельности ООО «ЕвроСтройХолдинг» за 2013-2015 гг.
Показатели
Годы
Абсолютное отклонение (+,-)
Темпы роста %
2013 2014 2015 2014 к
2013 2015 к
2014 2014 к
2013 2015 к
2014
Общая рентабельность
6.9 20.5 24.4 13.6 3.9 297.1 119.1
Рентабельность продукции
9.1 29.2 36.3 20.1 7.1 320.8 124.3
Рентабельность продаж
12.1 22.8 31.3 10.7 8.5 188.4 137.2
Чистая рентабельность
6.9 20.3 24.3 13.4 4
294.2 119.7
Экономическая рентабельность
5.3 24.4 23.5 19.1
-0.9 460.3 96.3
Рентабельность активов
5.3 21.4 23.5 16.1 2.1 403.7 109.8
Рентабельность собственного капитала
9.3 50.3 42.8 41
-7.5 540.8 85.1
Рентабельность перманентного капитала
8.3 25.8 28.7 17.5 2.9 310.8 111.2
Они отражают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Наиболее полно, по сравнению с прибылью, рентабельность характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Таким образом, из таблицы видно, что показатель рентабельности активов на предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг» к 2015 году увеличился на 2.1% в сравнении с 2014 годом. Рост показателя рентабельности активов произошло из-за увеличения чистой прибыли, а также вследствие увеличилась доля основных средств, денежных средств и их эквивалентов.
Уменьшение показателя рентабельности собственного капитала на 7.5 % к
2015 году в сравнении с 2014 показывает нам, что понизилась отдача собственного капитала. Это обусловлено ростом собственного капитала и в тот же период уменьшением чистой прибыли.
Положительная тенденция наблюдается в показателях рентабельности продаж. Так, на 2015 год он составил 31.3%, что на 8.5% больше, чем за 2014 год. Данный коэффициент показывает долю чистой прибыли на каждый заработанный рубль. Рост данного показателя говорит об увеличении конкурентоспособности организации на рынке. В целом, показатели рентабельности имеют положительную динамику, что говорит об увеличении эффективности использования ресурсов предприятия. То есть с каждым последующим годом на любую единицу материальных, трудовых, денежных и других видов ресурсов приходится больший процент прибыли.
2.3 Организация коммерческой деятельности в условиях
маркетинга на предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг»
Три условия внедрения маркетинга на российский рынок, они содержат в себе три основных условия необходимых для внедрения маркетинга на российский рынок.
Первое условие – наличие полноценного рынка потребителя, на котором предложение товаров и услуг всегда превышает спрос. В условиях
России это не совсем простая задача, поскольку внешнее обилие определенных товаров на многочисленных прилавках, недавно совершенно пустых, еще не означает формирования единого рынка потребителя, связывающего все регионы России и ближнего зарубежья. Поэтому одной из
главных задач экономических реформ следует считать создание единого рынка потребителя, связывающего все регионы страны и ближнего зарубежья, вместо существующего конгломерата.
Второе условие – существования и объективной необходимости российского маркетинга создание отечественной системы предпринимательства, особенно мелкого и среднего, непосредственно работающего на рынок потребителя,
Ведь, по выражению А. Смита, рынок – это естественный регулятор, при котором люди действуют в личных и своекорыстных целях и тем самым решают проблемы всех и каждого. Исходя из своих личных побуждений, покупатели действуют на рынке осмотрительно и расчетливо, отыскивают доступную им информацию о товарах и производителях с тем, чтобы купить нужный товар в оптимальных для них условиях. Продавец, который мог бы запросить высокую цену за продукт и услугу невысокого качества, в условиях конкуренции устанавливает приемлемое соотношение, ориентируясь на главное требование современного рынка: высокое качество при низкой цене. Все это поднимает на новую высоту отечественного предпринимателя, который выступает как новатор в освоении рыночных и производственных технологий, в разработке конкурентоспособной продукции, в создании новых отраслей производства и торговли, в овладении перспективными для общества факторами успеха [29, c. 204].
Маркетинговая деятельность представляет собой безусловную ценность для общества, поскольку она порождает:
1. Личную материальную заинтересованность в объекте предпринимательской деятельности и в ожидаемых результатах;
2. Быстрое удовлетворение разнообразных потребностей покупателей за счет расширения и углубления рынка, открытия новых его сегментов с помощью стратегии маркетинга, который становится непременным условием успеха предпринимательской деятельности на рынке;
Второе условие – существования и объективной необходимости российского маркетинга создание отечественной системы предпринимательства, особенно мелкого и среднего, непосредственно работающего на рынок потребителя,
Ведь, по выражению А. Смита, рынок – это естественный регулятор, при котором люди действуют в личных и своекорыстных целях и тем самым решают проблемы всех и каждого. Исходя из своих личных побуждений, покупатели действуют на рынке осмотрительно и расчетливо, отыскивают доступную им информацию о товарах и производителях с тем, чтобы купить нужный товар в оптимальных для них условиях. Продавец, который мог бы запросить высокую цену за продукт и услугу невысокого качества, в условиях конкуренции устанавливает приемлемое соотношение, ориентируясь на главное требование современного рынка: высокое качество при низкой цене. Все это поднимает на новую высоту отечественного предпринимателя, который выступает как новатор в освоении рыночных и производственных технологий, в разработке конкурентоспособной продукции, в создании новых отраслей производства и торговли, в овладении перспективными для общества факторами успеха [29, c. 204].
Маркетинговая деятельность представляет собой безусловную ценность для общества, поскольку она порождает:
1. Личную материальную заинтересованность в объекте предпринимательской деятельности и в ожидаемых результатах;
2. Быстрое удовлетворение разнообразных потребностей покупателей за счет расширения и углубления рынка, открытия новых его сегментов с помощью стратегии маркетинга, который становится непременным условием успеха предпринимательской деятельности на рынке;
3. Удовлетворение потребностей населения с минимальными для общества издержками, поскольку специализация на каком-либо виде деятельности обеспечивает предпринимателю наиболее полное использование ресурсов общества.
Третье условие – широкого распространения маркетинга это рождение технологий производства и адекватных им рыночных технологий, создающих проекцию предпринимательства на ось рынка [47, с. 352].
В этих условиях уместно вспомнить высказывание известного американского менеджера Питера Друкера: «Поставить специалистов по маркетингу в начале, а не в конце производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса. Путем изучения установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену готов платить и где и когда потребуется этот продукт». Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование, выпуск, экономический анализ равно как на рекламу, распределение, сбыт, предоставление услуг по продукту [15, c. 253].
Таким образом, в условиях Российского рынка предприятию выгодно создать отдел маркетинга со своим штатом, целями и обязанностями.
Применение маркетинга в значительной степени зависит от формы собственности и специфики организации управления конкретным предприятием. Частные, арендные, акционерные организации реагируют на требования рынка, обладают большими возможностями самостоятельного принятия решений по взаимосвязанным элементам комплекса маркетинга: номенклатуре, объему выпуска, цене, каналам распределения товара, стимулированию сбыта и др., что органически необходимо для выработки и реализации политики в области маркетинга. Децентрализация принятия маркетинговых решений, практикуемая многими крупными зарубежными фирмами, также легче осуществляется в организациях, жестко не включенных в государственную структуру управления [55, с. 345].
Функции отдела маркетинга:
1. Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству;
2. Ориентация разработчиков новой продукции на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
3. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия и изделий, предлагаемых к производству, сопоставление её потребительских свойств, цены с аналогичными показателями конкурирующей или аналогичной продукции;
4. Выполнение расчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции изделий в стадии маркетинговых исследований;
5. Оставление предварительной сметной калькуляции товарной продукции и проекты цен на выпускаемую продукцию, участие в технико- экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники, прогрессивной технологии.
6. Участие в разработке мероприятий по снижению себестоимости изделий, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов;
7. Контроль внедрения мероприятий с позиции экономической эффективности новой техники и технологии, влияющих на цену изделия;
8. Выдача предложений по улучшению качественных характеристик продукции, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции;
9. Организация работ по анализу ценовой политики со сторонними организациями и фирмами, являющимися поставщиками покупных полуфабрикатов;
10. Оформление и согласование бизнес-планов, формирование предложений по организации финансирования;
11. Оформление и отправка заявок, поиск инвесторов, подготовка и участие в ярмарках, в том числе международных инвестиционных проектов;
12. Разработка стратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса;
13. Разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий;
14. Обеспечение участия предприятия в центральных и региональных выставках и ярмарках, подготовка необходимых документов и материалов;
15. Изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта;
16. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей, достаточного объёма сбыта, определение причин этого;
17. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований;
18. Подготовка материалов маркетинговых исследований для разработки бизнес-плана на вновь осваиваемую продукцию;
19. Подготовка, согласование и заключение согласований о намерениях, договоров на поставку продукции и других видов договоров и протоколов, необходимых для предприятия.
Основная функция отдела маркетинга – пополнение портфеля долгосрочных заказов и загрузка производственных мощностей рентабельными производствами. Конечным результатом работы службы маркетинга является разработка конкретных финансовых, производственных, сбытовых планов и их представление в виде законченных бизнес-планов для планирования производства и обеспечения получения инвестиций [46, с. 30].
Наглядно можно рассмотреть функции маркетинга на рисунке 7.