Файл: Организация коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.7 Функции и подфункции маркетинга
Аналитическая функция:
1. Изучение рынка как такового.
2. Изучение потребителей.
3. Изучение фирменной структуры.
4. Изучение товара (товарной структуры).
5. Анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция:
1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.
2. Организация материально-технического снабжения.
3. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Функции и подфункции отдела маркетинга
Аналитическая
Производственная
Сбытовая
Организационная
Исследование рынка
Исследование среды предприятия
Разработка рекомендаций по созданию товара
Организация снабжения
Моделирование качества конкурентности
Товарная политика
Организация сбыта
Ценовая политика
Маркетинговые коммуникации
Организация службы маркетинга
Планирование маркетинга
Координирование деятельности
Информационное обеспечение
Маркетинговый контроль
Сбытовая функция (функция продаж):
1. Организация системы товародвижения.
2. Организация сервиса.
3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
4. Проведение целенаправленной товарной политики.
5. Проведение целенаправленной ценовой политики.
Организационная функция:
1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.
2. Информационное обеспечение управление маркетингом.
3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).
4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).
Служба маркетинга предприятия, при взаимодействии с подразделениями предприятия является одним из основных инициаторов, координаторов и несет полную ответственность за предложение и обоснование коммерческой целесообразности разработки и производства нового продукта, а также коммерческую реализацию нового изделия. Служба маркетинга согласует технические мероприятия по улучшению качества продукции и процессов производства [26, с. 177].
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнении планов и программ маркетинговой деятельности. Доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию, и какую
разрабатывать. Производственники узнают, какой должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции [7, с. 306].
Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры соответственно решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Исходя из схемы организации маркетинга, можно составить также и должностные инструкции.
Это не означает, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов [18, с. 337].
Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования. Руководитель маркетинговых служб выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт [40, с. 208].
Так, на предприятии существуют возможности для совершенствования системы коньюнктурно-экономических исследований, активизируется
Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры соответственно решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Исходя из схемы организации маркетинга, можно составить также и должностные инструкции.
Это не означает, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов [18, с. 337].
Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования. Руководитель маркетинговых служб выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт [40, с. 208].
Так, на предприятии существуют возможности для совершенствования системы коньюнктурно-экономических исследований, активизируется
использование и поиск этих возможностей для цели приспособления деятельности ООО «ЕвроСтройХолдинг» к концепции маркетинга.
Эффективность маркетинга на ООО «ЕвроСтройХолдинг» не изучается систематически, в связи с этим намечена тенденция в сторону субъективных суждений о необходимости и результатах маркетинговой деятельности.
На предприятии в настоящий момент не существует маркетинговой службы, занимающиеся оценкой собственных возможностей фирмы, изучением рынка, проведением мероприятий презентационного характера, формированием имиджа
Кроме того, влияние текущего момента, возникшего как следствие развития тенденций, возникших в прошлом, формируется также в результате приоритетности сбыта уже произведенного товара, который создавался вчера точно так же в отсутствие приоритета изучения требований рынка.
Маркетинга нет, и никогда не будет, если товаропроизводитель стремится к рыночному успеху лишь на этапе сбыта уже созданного товара [17, с. 414].
Таким образом, предприятию ООО «ЕвроСтройХолдинг» требуется создать отдел маркетинга, со своим штатом, целями и задачами.
Эффективность маркетинга на ООО «ЕвроСтройХолдинг» не изучается систематически, в связи с этим намечена тенденция в сторону субъективных суждений о необходимости и результатах маркетинговой деятельности.
На предприятии в настоящий момент не существует маркетинговой службы, занимающиеся оценкой собственных возможностей фирмы, изучением рынка, проведением мероприятий презентационного характера, формированием имиджа
Кроме того, влияние текущего момента, возникшего как следствие развития тенденций, возникших в прошлом, формируется также в результате приоритетности сбыта уже произведенного товара, который создавался вчера точно так же в отсутствие приоритета изучения требований рынка.
Маркетинга нет, и никогда не будет, если товаропроизводитель стремится к рыночному успеху лишь на этапе сбыта уже созданного товара [17, с. 414].
Таким образом, предприятию ООО «ЕвроСтройХолдинг» требуется создать отдел маркетинга, со своим штатом, целями и задачами.
1 2 3 4 5 6 7
Глава 3 Пути совершенствования коммерческой деятельности
предприятия ООО «ЕвроСтройХолдинг» в условиях маркетинга
3.1 Основные направления по созданию отдела маркетинга на
предприятии ООО «ЕвроСтройХолдинг»
Успешное продвижение товаров различных отраслей деятельности потребительской кооперации невозможно без улучшения рекламно- маркетинговой работы. С помощью рекламных мероприятий решается множество конкретных задач по формированию спроса на те или иные товары, увеличению их продажи, ускорению процессов товарообращения. С развитием рыночных отношений роль рекламы возрастёт, потому что с укреплением рынка сельские потребители будут испытывать острую потребность в полной, точной и доходчивой информации о разнообразных товарах как потребительского, так и производственного назначения. Кроме того, проведение рекламных мероприятий нужно и для продвижения на рынок кооперативными организациями и предприятиями продукции собственного производства в условиях возрастания конкуренции [20, с. 88].
Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии в первую очередь должно начинаться с ознакомления и принятия данного образа организации работ всеми сотрудниками, необходимо глубокое понимание основных положений, целей и задач маркетинга на предприятии, причем не только специалистами соответствующего отдела, но и всем персоналом фирмы, участвующим в создании и сбыте товара, а также в управлении процессами [42, с. 261].
Требуется формирование отношений и коммуникаций между подразделениями для организации единой команды. Весь руководящий персонал должен поддерживать философию маркетинга и руководствоваться ей, принимая решения. Данная задача одна из самых сложных. Для ее выполнения, необходимо закрепить в стандарте предприятия положение об обязательных ссылках на результаты маркетинговых работ для всех
распорядительных документов, касающихся планирования, стимулирования спроса, объемов производства, характеристик продукции [28, с. 198].
Стратегия маркетинга – рациональное логическое построение, руководствуясь которым фирма рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на котором фирма сосредоточит свои основные усилия. После разработки стратегии маркетинга, разрабатывается детальная программа мероприятий по производству и реализации товара с закреплением ответственных исполнителей, установлением сроков и определением затрат. Эта программа позволит составить бюджет на текущий год [43, с. 212].
Формирование маркетинговой деятельности, включает в себя:
построение
(совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
подбор квалифицированных специалистов в области маркетинга;
распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
планирование конкурентоспособности предприятия;
создание условий для эффективной работы сотрудников (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации и др.);
создание системы сервиса;
организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб со всеми остальными службами организации.
Стоит отметить, что формирование службы маркетинга – это не формальное выделение специального подразделения, а, в первую очередь, переориентация в его деятельности на требования производства и рынка.
Опыт показывает, что служба маркетинга возникает не сразу, а формируется постепенно, поэтапно объединяя в себе основные функции маркетинга, которые до этого были рассредоточены по отдельным подразделениям (изучение рынка, реклама, формирование ассортимента, торговая, ценовая политика и т. д.) [25, с. 68].
Стратегия маркетинга – рациональное логическое построение, руководствуясь которым фирма рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на котором фирма сосредоточит свои основные усилия. После разработки стратегии маркетинга, разрабатывается детальная программа мероприятий по производству и реализации товара с закреплением ответственных исполнителей, установлением сроков и определением затрат. Эта программа позволит составить бюджет на текущий год [43, с. 212].
Формирование маркетинговой деятельности, включает в себя:
построение
(совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
подбор квалифицированных специалистов в области маркетинга;
распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
планирование конкурентоспособности предприятия;
создание условий для эффективной работы сотрудников (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации и др.);
создание системы сервиса;
организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб со всеми остальными службами организации.
Стоит отметить, что формирование службы маркетинга – это не формальное выделение специального подразделения, а, в первую очередь, переориентация в его деятельности на требования производства и рынка.
Опыт показывает, что служба маркетинга возникает не сразу, а формируется постепенно, поэтапно объединяя в себе основные функции маркетинга, которые до этого были рассредоточены по отдельным подразделениям (изучение рынка, реклама, формирование ассортимента, торговая, ценовая политика и т. д.) [25, с. 68].
Подробнее о том, какой должен быть отдел маркетинга на крупном предприятии можно увидеть на рисунке 8.
Рис.8 Служба маркетинга
На рассматриваемом предприятии маркетинговые функции не реализованы. Поэтому представляется целесообразным создание на предприятии маркетинговой службы (отдела), способной реализовать систему маркетинговых функций.
Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав:
построение
(совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
распределение задач и функций в системе управления;
Служба маркетинга
Продажа
Качество сервиса
Подготовка информации
Административн ая поддержка сбыта
Продажа товара
Исследован ие покупателе й
Обратная связь
Контроль за осуществлением гарантийного обслуживания
Предложения по улучшению сервиса
Прием и обработка рекламаций
Послепродажн ое обслуживание
Организация обратной связи
Подготовка данных для отдела маркетинга
Контроль дебиторской задолжности
Обеспечение организационной поддержки
Обработка бумажных потоков
создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Основная задача службы маркетинга заключается в ориентации на потребителя, постоянном отслеживании его потребностей, а также в анализе деятельности конкурентов: определении их слабых и сильных сторон и возможных рыночных действий [40, с. 208].
Основное требование к организационной структуре отдела маркетинга, это максимальное соответствие ее специфике данного предприятия, его ресурсным возможностям, характеру выпускаемой продукции и обслуживаемых рынков. Поэтому не может быть единой организационной структуры, приемлемой для всех предприятий. Несмотря на большое число вариантов, реальный выбор организационной структуры отдела маркетинга колеблется в интервале объединения видов деятельности по товарам, функциям или одновременно по тому и другому [56, с. 332].
В целях повышения достоверности прогнозируемых отделом маркетинга величин, таких как объем, сбыта, уровень цен, необходимо ввести в практику обязательное сопоставление фактических величин с расчетными, по окончании отчетного периода. Данная мера позволит накопить положительный опыт и в дальнейшем осуществлять коррекцию по данному направлению.
Кроме того, из практических величин будет получен реальный уровень достоверности прогнозов, на который можно будет рассчитывать в дальнейшем, при этом обязательным должно быть составление отчетного документа, содержащего анализ результатов прибыли и убытка прогнозирования и рекомендации по снижению отклонений в последующих исследованиях [55, с. 245].