Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

↓ ↓

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5. Возникновение новых видов

6.Возникновение новых видов




- расселение на новые территории; - отбор в новых условиях среды;

- отбор в новых условиях среды; - биологическая изоляция;

- биологическая изоляция; - возникновение подвидов;

- возникновение подвидов; - освоение новых экологических ниш в

- географическая изоляция между популяциями; пределах старого ареала;

- отбор особей, наследственные изменения которых позволяют им осваивать новые территории или местообитания;

- изменение направлений естественного отбора соответственно новым условиям борьбы за существование.

3. О каком процессе видообразования идет речь в примерах:

А) У представителей семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах: птиц-цветочниц, орехоядных, зерноядных и насекомоядных, различные форму клюва.. Укажите возможные причины такого многообразия форм клюва.

Б) У некоторых растений семейства крестоцветных стручок не раскрывается, а распадается на односемянные членики вследствие разламывания плодов с помощью поперечных перетяжек. Это растение является надоедливым сорняком.

В) Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная типична для умеренных широт, песец обитает в тундре. Эти близкие в систематическом отношении виды значительно отличаются размерами ушей.

4.Решите биологическую задачу: два вида дафний конкурируют из-за пищи и поэтому не могут сосуществовать в одном аквариуме: один вид вытесняет другой. Предложите возможные пути, обеспечивающие сосуществование дафний.

5. Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».

Цель: Сравнить процессы макро- и микроэволюции, выявить их взаимосвязь.

Оборудование: учебники, дополнительная литература, карточки-инструкции.


Ход работы: 1. Сформулируйте определения «микроэволюция» и «макроэволюция».

2. Используя материал учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу:


Этапы эволюционного процесса

Где протекает?

К чему приводит?

Движущие силы

1. Микроэволюция










2. Макроэволюция










3. Приведите доказательства взаимосвязи данных процессов.

4. Среди примеров определите процессы макроэволюции и микроэволюции:

А) возникновение паразитических форм среди плоских червей;

Б) в безлесной тундре преобладают низкие травянистые растения, карликовые деревья, кустарники и лишайники;

В) появление маскирующей окраски, скрывающей на фоне окружающей среды;

Г) господствующее положение покрытосеменных растений на суше;

Д) инстинкт миграции у птиц и рыб.

5. Сделайте вывод о результатах практической работы.
Практическая работа № 5 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».

Цели: Научиться выделять отличительные особенности основных направлений эволюции, объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции, приводить примеры из мира растений и мира животных, и на примерах объяснять действие различных направлений эволюции.

Оборудование: учебник (стр.415 п.13.1, рисунки учебника); фотографии животных и растений, коллекции насекомых и гербарии растений; карточки-инструкции, дополнительная литература.

Ход работы:

1. На основе изучения дополнительной литературы и учебника на стр.415 сформулируйте понятие «макроэволюция». Охарактеризуйте основные направления органической эволюции. Результаты занесите в таблицу:

Табл.1 Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции.

Направления эволюции

Объективные показатели

Примеры

Биологический прогресс
Биологический регресс








2. Академик И.И.Шмальгаузен, характеризуя основные направления эволюции, наряду с понятиями «биологический прогресс» и «биологический регресс» дает еще одно понятие – «биологическая стабилизация»: «Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения».

Приведите примеры биологической стабилизации.

3. Используя дополнительную литературу, учебник, фотографии животных и растений, коллекции насекомых и гербарии растений, заполните таблицу:

Таблица 2. Характеристика главных направлений эволюции организмов.

Организм

Ароморфный признак

Значение ароморфоза

Идиоадаптация

Значение идиоадаптации















4. Объясните, почему повышение уровня организации – главный, но не единственный путь эволюции? Ответ подтвердите примерами. Приведите примеры, подтверждающие, что прогресс в общей организации всегда оказывался связанным с регрессом (недоразвитием отдельных органов или частей тела).

6. Сделайте вывод о проделанной работе.


Практическая работа №6 «Выявление ароморфозов у растений».

Цель: рассмотреть основные этапы эволюции растений; выяснить суть и значение ароморфозов у растений.

Оборудование: дополнительная литература, материал учебника, гербарии представителей различных отделов растений.

Ход работы:

1. Изучите материал учебника и дополнительную литературу. Рассмотрите гербарии различных представителей основных отделов растений.

2. Заполните таблицу:

Этапы развития растительного мира.

Название эры, ее длительность

Крупные изменения в строении (ароморфозы)

У кого появились?

Значение изменений для эволюции.














3. Почему покрытосеменные занимают господствующее положение среди растений?

4. Сделайте выводы о закономерностях эволюции растений.
Практическая работа №7 «Выявление ароморфозов у животных»

Цели: закрепить знания об основных ароморфозах в животном мире; научиться характеризовать основные ароморфозы животных и объяснять их появление с точки зрения современного дарвинизма.

Оборудование: дополнительный материал, рисунки, фотографии, чучела животных, коллекции насекомых.

Ход работы: 1. Изучите материал учебника и дополнительную литературу, рассмотрите фотографии различных представителей типов животных. Заполните таблицу:

Эволюция животных.

Животные

Прогрессивные черты строения (ароморфозы)







2. Используя знания из курса зоологии, заполните таблицу:

Сравнительная характеристика позвоночных.

Класс

Особенности строения

Способ размножения, характер развития зародыша

Покров тела

Кровеносная система

Органы дыхания

Нервная система

Рыбы
















Земноводные
















Пресмыкающиеся
















Птицы
















Млекопитающие
















3. Объясните, по каким направлениям шла эволюция животных.

4. Ответьте на вопрос: чем объяснить господствующее положение млекопитающих среди животных?

5. Сделайте общий вывод о значении и направлении действия ароморфозов у животных.
Практическая работа №8 «Анализ и оценка процесса формирования человеческих рас».


Цели: рассмотреть человеческие расы как пример идиоадаптаций; доказать антинаучную сущность расизма на основе понимания расового равенства людей.

Оборудование: дополнительная литература, изображения представителей различных рас.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с материалом учебника и дополнительной литературы. Что такое раса?

Вспомните понятия «вид» и «популяция». Заполните таблицу:


ПОНЯТИЯ

ВИД

РАСА

ПОПУЛЯЦИЯ










В чем сходство и различие этих понятий? Можно ли «расу» приравнять к популяции? Ответ обоснуйте.

2. В чем причины возникновения различных рас? Какие признаки лежат в основе выделения рас?

Заполните таблицу:




негро-австралоидная

европеоид­ная

монголоид­ная

Природные условия формирования расы

Пустыня

леса умеренного климата

степь или тундра

Характеристика природных условий










Морфологические признаки, сформировавшиеся в данных природных условиях (цвет кожи, тип волос, форма глаз и носа, физические данные и др.)










3. Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас?

4. Что такое расизм? Опираясь на изученный материал, сделайте вывод, почему теория расизма антинаучна?
Практическая работа № 9 «Анализ различных гипотез происхождения человека».

Цели: рассмотреть различные гипотезы происхождения человека, определить какие процессы влияли на происхождение вида человек разумный.

Оборудование: дополнительный материал, сравнительные таблицы, табл.

«Антропогенез».

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с содержанием текста: