Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
↓ ↓
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. Возникновение новых видов |
6.Возникновение новых видов | |
- расселение на новые территории; - отбор в новых условиях среды;
- отбор в новых условиях среды; - биологическая изоляция;
- биологическая изоляция; - возникновение подвидов;
- возникновение подвидов; - освоение новых экологических ниш в
- географическая изоляция между популяциями; пределах старого ареала;
- отбор особей, наследственные изменения которых позволяют им осваивать новые территории или местообитания;
- изменение направлений естественного отбора соответственно новым условиям борьбы за существование.
3. О каком процессе видообразования идет речь в примерах:
А) У представителей семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах: птиц-цветочниц, орехоядных, зерноядных и насекомоядных, различные форму клюва.. Укажите возможные причины такого многообразия форм клюва.
Б) У некоторых растений семейства крестоцветных стручок не раскрывается, а распадается на односемянные членики вследствие разламывания плодов с помощью поперечных перетяжек. Это растение является надоедливым сорняком.
В) Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная типична для умеренных широт, песец обитает в тундре. Эти близкие в систематическом отношении виды значительно отличаются размерами ушей.
4.Решите биологическую задачу: два вида дафний конкурируют из-за пищи и поэтому не могут сосуществовать в одном аквариуме: один вид вытесняет другой. Предложите возможные пути, обеспечивающие сосуществование дафний.
5. Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».
Цель: Сравнить процессы макро- и микроэволюции, выявить их взаимосвязь.
Оборудование: учебники, дополнительная литература, карточки-инструкции.
Ход работы: 1. Сформулируйте определения «микроэволюция» и «макроэволюция».
2. Используя материал учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу:
Этапы эволюционного процесса | Где протекает? | К чему приводит? | Движущие силы |
1. Микроэволюция | | | |
2. Макроэволюция | | | |
3. Приведите доказательства взаимосвязи данных процессов.
4. Среди примеров определите процессы макроэволюции и микроэволюции:
А) возникновение паразитических форм среди плоских червей;
Б) в безлесной тундре преобладают низкие травянистые растения, карликовые деревья, кустарники и лишайники;
В) появление маскирующей окраски, скрывающей на фоне окружающей среды;
Г) господствующее положение покрытосеменных растений на суше;
Д) инстинкт миграции у птиц и рыб.
5. Сделайте вывод о результатах практической работы.
Практическая работа № 5 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».
Цели: Научиться выделять отличительные особенности основных направлений эволюции, объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции, приводить примеры из мира растений и мира животных, и на примерах объяснять действие различных направлений эволюции.
Оборудование: учебник (стр.415 п.13.1, рисунки учебника); фотографии животных и растений, коллекции насекомых и гербарии растений; карточки-инструкции, дополнительная литература.
Ход работы:
1. На основе изучения дополнительной литературы и учебника на стр.415 сформулируйте понятие «макроэволюция». Охарактеризуйте основные направления органической эволюции. Результаты занесите в таблицу:
Табл.1 Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции.
Направления эволюции | Объективные показатели | Примеры |
Биологический прогресс Биологический регресс | | |
2. Академик И.И.Шмальгаузен, характеризуя основные направления эволюции, наряду с понятиями «биологический прогресс» и «биологический регресс» дает еще одно понятие – «биологическая стабилизация»: «Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение численности, сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения».
Приведите примеры биологической стабилизации.
3. Используя дополнительную литературу, учебник, фотографии животных и растений, коллекции насекомых и гербарии растений, заполните таблицу:
Таблица 2. Характеристика главных направлений эволюции организмов.
Организм | Ароморфный признак | Значение ароморфоза | Идиоадаптация | Значение идиоадаптации |
| | | | |
4. Объясните, почему повышение уровня организации – главный, но не единственный путь эволюции? Ответ подтвердите примерами. Приведите примеры, подтверждающие, что прогресс в общей организации всегда оказывался связанным с регрессом (недоразвитием отдельных органов или частей тела).
6. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа №6 «Выявление ароморфозов у растений».
Цель: рассмотреть основные этапы эволюции растений; выяснить суть и значение ароморфозов у растений.
Оборудование: дополнительная литература, материал учебника, гербарии представителей различных отделов растений.
Ход работы:
1. Изучите материал учебника и дополнительную литературу. Рассмотрите гербарии различных представителей основных отделов растений.
2. Заполните таблицу:
Этапы развития растительного мира.
Название эры, ее длительность | Крупные изменения в строении (ароморфозы) | У кого появились? | Значение изменений для эволюции. |
| | | |
3. Почему покрытосеменные занимают господствующее положение среди растений?
4. Сделайте выводы о закономерностях эволюции растений.
Практическая работа №7 «Выявление ароморфозов у животных»
Цели: закрепить знания об основных ароморфозах в животном мире; научиться характеризовать основные ароморфозы животных и объяснять их появление с точки зрения современного дарвинизма.
Оборудование: дополнительный материал, рисунки, фотографии, чучела животных, коллекции насекомых.
Ход работы: 1. Изучите материал учебника и дополнительную литературу, рассмотрите фотографии различных представителей типов животных. Заполните таблицу:
Эволюция животных.
Животные | Прогрессивные черты строения (ароморфозы) |
| |
2. Используя знания из курса зоологии, заполните таблицу:
Сравнительная характеристика позвоночных.
Класс | Особенности строения | Способ размножения, характер развития зародыша | |||
Покров тела | Кровеносная система | Органы дыхания | Нервная система | ||
Рыбы | | | | | |
Земноводные | | | | | |
Пресмыкающиеся | | | | | |
Птицы | | | | | |
Млекопитающие | | | | | |
3. Объясните, по каким направлениям шла эволюция животных.
4. Ответьте на вопрос: чем объяснить господствующее положение млекопитающих среди животных?
5. Сделайте общий вывод о значении и направлении действия ароморфозов у животных.
Практическая работа №8 «Анализ и оценка процесса формирования человеческих рас».
Цели: рассмотреть человеческие расы как пример идиоадаптаций; доказать антинаучную сущность расизма на основе понимания расового равенства людей.
Оборудование: дополнительная литература, изображения представителей различных рас.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с материалом учебника и дополнительной литературы. Что такое раса?
Вспомните понятия «вид» и «популяция». Заполните таблицу:
ПОНЯТИЯ | ||
ВИД | РАСА | ПОПУЛЯЦИЯ |
| | |
В чем сходство и различие этих понятий? Можно ли «расу» приравнять к популяции? Ответ обоснуйте.
2. В чем причины возникновения различных рас? Какие признаки лежат в основе выделения рас?
Заполните таблицу:
| негро-австралоидная | европеоидная | монголоидная |
Природные условия формирования расы | Пустыня | леса умеренного климата | степь или тундра |
Характеристика природных условий | | | |
Морфологические признаки, сформировавшиеся в данных природных условиях (цвет кожи, тип волос, форма глаз и носа, физические данные и др.) | | | |
3. Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас?
4. Что такое расизм? Опираясь на изученный материал, сделайте вывод, почему теория расизма антинаучна?
Практическая работа № 9 «Анализ различных гипотез происхождения человека».
Цели: рассмотреть различные гипотезы происхождения человека, определить какие процессы влияли на происхождение вида человек разумный.
Оборудование: дополнительный материал, сравнительные таблицы, табл.
«Антропогенез».
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с содержанием текста: