Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Карл Линней (1707-1778), шведский ученый, предложил систему классификации живот­ного мира, человек был отнесен к классу млекопитающих, к отряду Приматов, роду человека. Линней же дал человеку и видовое название «гомосапиенс» - человек разумный. Это название сохранилось за нами как за биологическим видом

Жан Ламарк (1744-1829) был первым естествоиспытате­лем, кто попытался изложить и обосновать целостную эволю­ционную теорию и, что для нас особенно интересно сделал первое предположение о том, что человек в ходе эволюцион­ного развития мог произойти от обезьяны. В обширном сво­ем труде «Философия зоологии», вышедшем в свет в 1809 году. Это уже был существенный, качественный шаг вперед в решения вопроса о происхождении человека. Он сформулировал антропогенную теорию, Ламарк, призна­вая эволюцию, в то же время писал, что развитие в приро­де предопределено богом и осуществляется согласно некоей божественной внутренней цели. Человек создан по образу и подобию Бога. И все же биологи, критиче­ски относясь к философскому и естественнонаучному насле­дию Ламарка, воздают ему должное. Он был первым созда­телем цельной эволюционной теории, хотя и не сумел доста­точно обосновать и отстоять ее. Через тридцать лет после смерти Ламарка это сделал Дарвин.

Принципы эволюционной теории Дарвина можно изло­жить в нескольких фразах. Идея божественно­го сотворения растительных и животных форм была опро­вергнута. Он предложил симиальную теорию. В органическом мире постоянно и повсеместно идет борь­ба за существование. Она определяется необходимостью в пище, в пространстве для жизни и размножения, в защите себя и потомства от врагов.

В борьбе за существование выживают лишь те, кто отли­чается от прочих организмов полезными в данных условиях качествами. Такие отличия возможны, потому что существу­ет изменчивость, и в природе не найти двух абсолютно схо­жих существ. Благодаря наследственности полезные качест­ва могут быть переданы последующим поколениям. Так от поколения к поколению идет отбор форм, наиболее приспо­собленных к данным условиям. Именно естественный отбор — главный двигатель эволюции.

Новый труд «Происхождение человека и половой подбор» вы­шел в свет свыше ста лет назад, в 1871 году. Дарвин оста­вался верен себе. За каждым утверждением
стояли неоспо­римые факты. Вынесенный им приговор был безапелляцио­нен: у человека длинная родословная, она уходит корнями в историю животного мира; последний, предшествующий совре­менному человеку этап в этой родословной -древние вы­мершие теперь обезьяны. Дарвин писал: «Древние родоначальники человека были, без всякого сом­нения, покрыты некогда волосами, и оба пола имели бороды их уши были заострены и способны двигаться, а тело имело хвост с принадлежащими к нему мышцами. Их конечности и туловище были приводимы в движение многими мышцами, которые появляются лишь случайно (у современного челове­ка) но составляют нормальное явление у четвероруких».

Итак, впервые за все века появилось научно обоснован­ное доказательство происхождения человека из мира животных.

Главными виновниками этого чудесного превращения по Дарвину, опять-таки были наследственность, изменчивость и отбор, правда, учтены и. еще некоторые факторы. Од­нако даже такие принадлежащие сугубо человеку черты как крупный и сложно устроенный головной мозг, употребление орудии, речь, общественные отношения, сложились, считал Дарвин, под действием отбора в процессе эволюции При этом великий эволюционист подчеркивал, что человек от сво­их животных предков отличается лишь количественным но не качественным выражением тех или иных физических и пси­хических особенностей. Это была серьезная ошибка Дарвин.

В 90-х годах прошлого столетия в философском наследии Фридриха Энгельса — среди неоконченных рукописей наб­росков, планов и конспектов философских статей была обна­ружена работа «Роль труда в процессе превращения обезья­ны в человека». Принимая основные идеи Дарвина, Ф. Энгельс в отличие от английского эволюциониста обратил внимание на тот по­разительный факт, что эволюция человека именно качественно отличается от эволюции других живых существ. Это качественное отличие состоит в том, что основным фактором, определяющим эволюционный прогресс человека, был труд. Суть трудовой теории Ф.Энгельса состоит в том, что труд создал самого человека. Орган труда - рука. Развитие труда способствовало более тесному сплочению общества. «...Животное только пользуется внешней природой и про­изводит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее слу­жить своим целям, господствует над ней. И это является пос­ледним существенным отличием человека от остальных жи­вотных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».



Итак, труд, речь, мышление, социальные отношения — это двигатели человеческой эволюции. Именно они помогли человеку формироваться в качественно новое, социальное яв­ление. Это общее представление о путях становления чело­века, принятое теперь всеми учеными-материалистами, учены­ми нашей страны было взято на вооружение уже в 20-х годах XX столетия.

2. По материалам текста заполните таблицу:

Признаки сравнения

Гипотезы возникновения человека

Антропогенная (Ж.Б. Ламарк),

Симиальная (Ч. Дарвин),

Трудовая (Ф. Энгельс).

Краткая суть теории










Движущие факторы эволюции










Рекзультат эволюции










3. Решение биологических задач:

А) Ученые считают, что человек не мог появить­ся на Земле только благодаря наследственной из­менчивости и естественному отбору. Каковы дви­жущие силы эволюции человека? В чем отличие движущих сил эволюции человека и растительного и животного мира? Почему только появление на­следственных изменений у предков человека и ес­тественный отбор не могли привести к возникно­вению человека?

Б) Человек не только похож на животных но и существенно отличается от них. Какие особен­ности человека связаны с его трудовой деятель­ностью?

В) Энгельс высказал мысль о том, что рука че­ловека — не только орган, но и продукт труда. Что вы об этом думаете? Что вы понимаете под выра­жением: рука — орган труда? Почему Ф.Энгельс счи­тает руку продуктом труда?

4. Сделайте вывод о том, какая теория происхождения человека господствует в настоящее время, почему; какие факторы повлияли на эволюцию человека?

Практическая работа № 10 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».

Цели: закрепить и обобщить знания о круговороте веществ в природе; научиться составлять схемы круговорота углерода, азота.

Оборудование: дополнительная литература, рис. учебника на стр.492-495, табл.

Ход работы: 1. Круговорот химических элементов – гдавная функция биосферы. Каким образом живые организмы влияют на круговорот веществ и элементов? Как человек влияет на круговороты веществ в биосфере? Ответ оформите в виде схемы:

Влияние на круговорот веществ и элементов

Живых организмов

Деятельности человека







2. Ознакомьтесь с рисунком, где изображен один из примеров круговорота азота в природе:

а) расставьте в нужном порядке номера компонентов, принимающих уча­стие в данном круговороте:

- азотофиксирующие бактерии,

- аммиачные соединения почвы, - денитрифицирующие бактерии,

- зеленые растения,

- животные (заяц, лось),

- атмосферный азот,

- азот в составе белков (рас­тительных и животных).

б) укажите направление дви­жения, азота.

в) Ответьте на вопросы:

- как круговорот азота связан с цепью питания лося?

- какие изменения произойдут в круговороте при исчезновении азотфиксирующих бактерий и водорослей и почему?

— можно ли круговорот азота отнести к числу хорошо сбалансированных в атмосфере? (Приведите доказатель­ства.)

3. Закончите схему круговорота углерода:

а ) покажите стрелками направление движения углерода;

б) подпиши­те названия компонентов, принимающих участие в данном круговороте.

4. а) Прочтите текст:

Химический синтез минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов — крупное открытие современности. Но при массированном и особенно плохо продуманном применении эти замечательные сами по себе средства могут превратиться в серьезную угрозу плодородию земель и тем живым организмам, которые обеспечивают нормаль­ный круговорот веществ в почве.


б) на основе полученных знаний приведите доказательства, подтверждающие данное утверждение об угрозе плодородию земель.

5. Сделайте вывод: В чем заключается необходимость знаний особенностей и закономерностей биогенной миграции атомов?
Практическая работа № 11 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах».

Цель: научиться составлять схемы пище­вых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимо­связей в жизни сообществ.

Оборудование: изображения биогеоценозов пруда, леса и др., карточки – задания.

Ход работы: 1. Основным типом взаимосвязи между организмами являются пищевые отношения. Именно они служат регуляторами численности видов в экосистемах. Познакомьтесь с описанием биоценоза пресноводного водоема (см. учебник § 17.3.4, стр. 535 - 537). Используя полученные знания, постройте 2 вида пищевых цепей в пресноводном водоеме: пастбищную цепь и детритную цепь.

П роблемный вопрос: почему для природных сообществ характерны короткие цепи питания?

2. Характерными компонентами болот являются: ястреб, бабочка, стрекоза, лягушка, уж, личинки комаров (мотыли), кубышка желтая.

Задания:

- изобразите возможную схему обмена веществ и потока энергии между этими организмами;

- в чем отличие сети питания от цепи питания?

- укажите, какой компонент данной сети может наиболее часто включаться в другие цепи питания;

- определите, выпадение какого звена наиболее сильно отразиться на устойчивости экосистемы; почему?

- какое практическое значение имеет выявление различных сетей питания в биогеоценозах?

3. Какую закономерность в природе иллюстрирует данный рисунок?

Раскройте сущность этой закономерности на данном примере.

Укажите основную причину возникновения в процессе эволюции устойчивых цепей взаимосвязанных видов.

4. Сформулируйте общий вывод по работе.
Практическая работа №12 «Решение экологических задач»

Цели: закрепить умения по составлению схем путей переноса энергии в экоси­стеме и выявлять взаимо­связи организмов в экоси­стеме, анализировать схему дейст­вия экологического фактора, обосновывать возникно­вение устойчивой системы пищевых цепей в природе.