Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карл Линней (1707-1778), шведский ученый, предложил систему классификации животного мира, человек был отнесен к классу млекопитающих, к отряду Приматов, роду человека. Линней же дал человеку и видовое название «гомосапиенс» - человек разумный. Это название сохранилось за нами как за биологическим видом
Жан Ламарк (1744-1829) был первым естествоиспытателем, кто попытался изложить и обосновать целостную эволюционную теорию и, что для нас особенно интересно сделал первое предположение о том, что человек в ходе эволюционного развития мог произойти от обезьяны. В обширном своем труде «Философия зоологии», вышедшем в свет в 1809 году. Это уже был существенный, качественный шаг вперед в решения вопроса о происхождении человека. Он сформулировал антропогенную теорию, Ламарк, признавая эволюцию, в то же время писал, что развитие в природе предопределено богом и осуществляется согласно некоей божественной внутренней цели. Человек создан по образу и подобию Бога. И все же биологи, критически относясь к философскому и естественнонаучному наследию Ламарка, воздают ему должное. Он был первым создателем цельной эволюционной теории, хотя и не сумел достаточно обосновать и отстоять ее. Через тридцать лет после смерти Ламарка это сделал Дарвин.
Принципы эволюционной теории Дарвина можно изложить в нескольких фразах. Идея божественного сотворения растительных и животных форм была опровергнута. Он предложил симиальную теорию. В органическом мире постоянно и повсеместно идет борьба за существование. Она определяется необходимостью в пище, в пространстве для жизни и размножения, в защите себя и потомства от врагов.
В борьбе за существование выживают лишь те, кто отличается от прочих организмов полезными в данных условиях качествами. Такие отличия возможны, потому что существует изменчивость, и в природе не найти двух абсолютно схожих существ. Благодаря наследственности полезные качества могут быть переданы последующим поколениям. Так от поколения к поколению идет отбор форм, наиболее приспособленных к данным условиям. Именно естественный отбор — главный двигатель эволюции.
Новый труд «Происхождение человека и половой подбор» вышел в свет свыше ста лет назад, в 1871 году. Дарвин оставался верен себе. За каждым утверждением
стояли неоспоримые факты. Вынесенный им приговор был безапелляционен: у человека длинная родословная, она уходит корнями в историю животного мира; последний, предшествующий современному человеку этап в этой родословной -древние вымершие теперь обезьяны. Дарвин писал: «Древние родоначальники человека были, без всякого сомнения, покрыты некогда волосами, и оба пола имели бороды их уши были заострены и способны двигаться, а тело имело хвост с принадлежащими к нему мышцами. Их конечности и туловище были приводимы в движение многими мышцами, которые появляются лишь случайно (у современного человека) но составляют нормальное явление у четвероруких».
Итак, впервые за все века появилось научно обоснованное доказательство происхождения человека из мира животных.
Главными виновниками этого чудесного превращения по Дарвину, опять-таки были наследственность, изменчивость и отбор, правда, учтены и. еще некоторые факторы. Однако даже такие принадлежащие сугубо человеку черты как крупный и сложно устроенный головной мозг, употребление орудии, речь, общественные отношения, сложились, считал Дарвин, под действием отбора в процессе эволюции При этом великий эволюционист подчеркивал, что человек от своих животных предков отличается лишь количественным но не качественным выражением тех или иных физических и психических особенностей. Это была серьезная ошибка Дарвин.
В 90-х годах прошлого столетия в философском наследии Фридриха Энгельса — среди неоконченных рукописей набросков, планов и конспектов философских статей была обнаружена работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Принимая основные идеи Дарвина, Ф. Энгельс в отличие от английского эволюциониста обратил внимание на тот поразительный факт, что эволюция человека именно качественно отличается от эволюции других живых существ. Это качественное отличие состоит в том, что основным фактором, определяющим эволюционный прогресс человека, был труд. Суть трудовой теории Ф.Энгельса состоит в том, что труд создал самого человека. Орган труда - рука. Развитие труда способствовало более тесному сплочению общества. «...Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».
Итак, труд, речь, мышление, социальные отношения — это двигатели человеческой эволюции. Именно они помогли человеку формироваться в качественно новое, социальное явление. Это общее представление о путях становления человека, принятое теперь всеми учеными-материалистами, учеными нашей страны было взято на вооружение уже в 20-х годах XX столетия.
2. По материалам текста заполните таблицу:
Признаки сравнения | Гипотезы возникновения человека | ||||
Антропогенная (Ж.Б. Ламарк), | Симиальная (Ч. Дарвин), | Трудовая (Ф. Энгельс). | |||
Краткая суть теории | | | | ||
Движущие факторы эволюции | | | | ||
Рекзультат эволюции | | | |
3. Решение биологических задач:
А) Ученые считают, что человек не мог появиться на Земле только благодаря наследственной изменчивости и естественному отбору. Каковы движущие силы эволюции человека? В чем отличие движущих сил эволюции человека и растительного и животного мира? Почему только появление наследственных изменений у предков человека и естественный отбор не могли привести к возникновению человека?
Б) Человек не только похож на животных но и существенно отличается от них. Какие особенности человека связаны с его трудовой деятельностью?
В) Энгельс высказал мысль о том, что рука человека — не только орган, но и продукт труда. Что вы об этом думаете? Что вы понимаете под выражением: рука — орган труда? Почему Ф.Энгельс считает руку продуктом труда?
4. Сделайте вывод о том, какая теория происхождения человека господствует в настоящее время, почему; какие факторы повлияли на эволюцию человека?
Практическая работа № 10 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».
Цели: закрепить и обобщить знания о круговороте веществ в природе; научиться составлять схемы круговорота углерода, азота.
Оборудование: дополнительная литература, рис. учебника на стр.492-495, табл.
Ход работы: 1. Круговорот химических элементов – гдавная функция биосферы. Каким образом живые организмы влияют на круговорот веществ и элементов? Как человек влияет на круговороты веществ в биосфере? Ответ оформите в виде схемы:
Влияние на круговорот веществ и элементов | |
Живых организмов | Деятельности человека |
| |
2. Ознакомьтесь с рисунком, где изображен один из примеров круговорота азота в природе:
а) расставьте в нужном порядке номера компонентов, принимающих участие в данном круговороте:
- азотофиксирующие бактерии,
- аммиачные соединения почвы, - денитрифицирующие бактерии,
- зеленые растения,
- животные (заяц, лось),
- атмосферный азот,
- азот в составе белков (растительных и животных).
б) укажите направление движения, азота.
в) Ответьте на вопросы:
- как круговорот азота связан с цепью питания лося?
- какие изменения произойдут в круговороте при исчезновении азотфиксирующих бактерий и водорослей и почему?
— можно ли круговорот азота отнести к числу хорошо сбалансированных в атмосфере? (Приведите доказательства.)
3. Закончите схему круговорота углерода:
а ) покажите стрелками направление движения углерода;
б) подпишите названия компонентов, принимающих участие в данном круговороте.
4. а) Прочтите текст:
Химический синтез минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов — крупное открытие современности. Но при массированном и особенно плохо продуманном применении эти замечательные сами по себе средства могут превратиться в серьезную угрозу плодородию земель и тем живым организмам, которые обеспечивают нормальный круговорот веществ в почве.
б) на основе полученных знаний приведите доказательства, подтверждающие данное утверждение об угрозе плодородию земель.
5. Сделайте вывод: В чем заключается необходимость знаний особенностей и закономерностей биогенной миграции атомов?
Практическая работа № 11 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах».
Цель: научиться составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.
Оборудование: изображения биогеоценозов пруда, леса и др., карточки – задания.
Ход работы: 1. Основным типом взаимосвязи между организмами являются пищевые отношения. Именно они служат регуляторами численности видов в экосистемах. Познакомьтесь с описанием биоценоза пресноводного водоема (см. учебник § 17.3.4, стр. 535 - 537). Используя полученные знания, постройте 2 вида пищевых цепей в пресноводном водоеме: пастбищную цепь и детритную цепь.
П роблемный вопрос: почему для природных сообществ характерны короткие цепи питания?
2. Характерными компонентами болот являются: ястреб, бабочка, стрекоза, лягушка, уж, личинки комаров (мотыли), кубышка желтая.
Задания:
- изобразите возможную схему обмена веществ и потока энергии между этими организмами;
- в чем отличие сети питания от цепи питания?
- укажите, какой компонент данной сети может наиболее часто включаться в другие цепи питания;
- определите, выпадение какого звена наиболее сильно отразиться на устойчивости экосистемы; почему?
- какое практическое значение имеет выявление различных сетей питания в биогеоценозах?
3. Какую закономерность в природе иллюстрирует данный рисунок?
Раскройте сущность этой закономерности на данном примере.
Укажите основную причину возникновения в процессе эволюции устойчивых цепей взаимосвязанных видов.
4. Сформулируйте общий вывод по работе.
Практическая работа №12 «Решение экологических задач»
Цели: закрепить умения по составлению схем путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме, анализировать схему действия экологического фактора, обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе.