Файл: Курсовая работа по дисциплине общая теория права форма государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма государства - это его строение, на которое воздействуют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.д.
От типов государства следует различать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. [18, c.1]
Однако к настоящему времени уверилось понимание формы государства как единства трёх составных элементах его внутренней организации, а именно: формы правления, форму государственного устройства и политический режим.
При это форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону. Политический режим – свойство не только государства, но и всей политической системы. Данная комплекс внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Разнообразие форм государственности обусловлено воздействием на государство всевозможных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
1) исторические традиции развития национальных государств;
2) исторические специфики становления национальной государственности;
3) реалистичное соответствие общественных сил в государстве;
4) общенациональный состав населения государства;
5) иностранный опыт;
6) уровень жизни населения;
7) степень влияния прежних метрополий на подбор государственной формы в ранее подвластных от них территориях;
8)роль мирового сообщества.
Форма государства, так или иначе, зависит от стоящих перед государством вопросов и нрава исполняемых им функций.
Конкретизируя и увеличивая данное определение, следует сказать, что форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.
Таким образом, форма государства – это сложная, необыкновенно переплетённая совокупность его признаков, выработавшихся под влиянием объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого.

Глава 2. Форма правления
Также у каждого государства есть различия и по форме правления.

Чтобы охарактеризовать каждое государство как особая политическая организация, нужно проверить состав его признаков и распределить важнейшие. К числу последних надлежит отнести прежде всего форму правления.
Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением. В узком значении — это организация верховных органов государственной власти (способ системы высшей власти в государстве). В широком значении - это способ организации и взаимодействия всех органов государства. [4, гл.2]
Формы правления в значительной мере отличаются в зависимости от того, исполняется ли власть одним лицом или она принадлежит государственным органом, избираемые народом. Различают два вида формы правления:
1)Монархическая форма правления;
2)Республиканская форма правления.
Монархия(от греческого monarchia – единовластия) – такая форма правления, при которой высшая государственная власть исполняется одним лицом и переходит от одна лица к другому. Монархия появилась первой исторической формой правления. Она характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государство – монарх – занимает свой пост, обычно по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо иной власти, её органа и избирателей.
Из определения можно выделить следующие признаки монархии:
1) единым главой государства является монарх;
2) Власть переходит по наследству;
3) Монарх юридически безответствен.

Монархия бывает абсолютной и конституционной.

Абсолютные монархии различаются безграничной власти главы государства, ничем не ограничен. Монарх объединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Он также назначает правительство и другие аппараты власти, которые ответственны исключительно перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь консультативным органом при правителе. В некоторых случаях монарх выполняет и функции духовного главы.
Конституционная монархия - возможности главы государства точно лимитированы. Настоящая законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Высший правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и устанавливает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. [20, c.1]


Конституционная монархия также различается на два вида, это – парламентская монархия и дуалистическая монархия.
В парламентской монархии - государство, в котором монарх представляется лишь данью традиции и не располагает какими-нибудь значимыми полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания). Парламентская монархия выделяется тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть абсолютно принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Деятельность монарха в формировании правительства чисто символично. [3, раз.3]
Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх располагает всей полнотой исполнительной власти, а также обладает часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет нормотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению расформировать представительный орган (Иордания, Марокко). [20, c.1]
Республика форма правления является более демократичной и распространённой формой правления на сегодняшний день. Большинство государств являются республиками.
Республика появилась позже чем монархия, но в истории есть примеры, когда это форма правления была и в древности. Отличительными особенностями республики, в отличие от монархии являются:
1) Выборность главы государства и его сменяемость;
2) Граждане являются источником власти (путём голосования выбирают представительные органы);
3) Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением.
Имеются три основных вида республики: президентская, парламентская, смешанная.
Для президентской республики характерно жесткое разделение властей, где все органы государственной власти обладают самостоятельностью и взаимодействуют друг с другом. Президент в такой стране является главой государства и правительства, а также он путём выборов народа или коллегией выборщиков избирается. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В такой республике президент вправе распустить парламент, а парламент в свою очередь не может выразить вотум недоверия. Зато парламент может ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. [20, c.1]

В президентской республики немалую роль играет сам человек, который баллотируется на выборы. Ведь человеку нужно понравиться народу либо коллегией выборщиков, это как могут быть и характерные особенности индивида, либо его ораторские способности.
Президентская республика характеризуется также более стабильной обстановкой, а сам глава государства может быть отстранён от своих обязательств в случае нарушения конституции или совершение противоправного нарушения.
Также полномочия президента могут закончиться по собственному желания правителя (досрочное прекращение полномочий). Особенно важно отметить, что любой президент избирается на определённый срок, по истечению которого он не может пере избираться.
Парламентская республика отличается большей роли парламента в стране, а не президента. В таком государстве правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Парламент сформировывает и распускает правительство, избирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике презентует государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой страны является премьер-министр — как правило, фаворит победившей на выборах партии. Обязанности президента можно сравнить с конституционной монархией, где глава государства также является представительным лицом и не имеет особой роли в правлении государства.
Можно сказать, что парламентская республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовой порядок.
Сегодня таких государств немало, и можно отметить такие примеры как: Великобритания, ФРГ, Италия, Венгрия и так далее.
Парламентарную и президентскую формы правления в современном цивилизованном обществе сближают общие цели и задачи обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надёжной охраны её прав и свобод.
Смешанная республика не является распространённым видом формы правления. На данный момент смешанными республиками являются пятая Республика Франции, Литва, Румыния, Украина и Киргизия.
Смешенная республика не имеет обычных черт первых двух разновидностей разглядываемой формы правления, но тяготе к одной из них. Её характерной чертой является двойственная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Главой государства тут является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и ратифицирует его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём одобрения годичного бюджета страны, а также путем права вынесения правительству вотум недоверия. В целом же распределения полномочий и порядок взаимоотношений между разными институтами власти в смешанной республике варьируется от страны к стране. [20, c.1]



Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, исключительно когда оно основывается на содействие парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (глава государства) только формально устанавливает правительство, реально сформированное парламентской управляющей партией или коалицией, то в смешанной республике выбранный народом президент вправе фактически образовывать своё правительство, несмотря на существующее парламентское большинство, входить в конфликт с парламентом и достигать его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наравне с парламентарной и президентской.
Проанализировав все формы правления, можно определённо сказать, что каждая форма имеет свои индивидуальные особенности. Какие то формы правления теряют свою значения и трансформируются в новые формы правления. На сегодняшний день большинство государств выбирают президентскую форму правления.
Форма правления развивалось ещё с древности, начиная с Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл.
Формы власти показывают:
1) как создаются высшие органы власти в государстве;
2) их структуру;
3) какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
4) как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами;
5) в какой мере организация органов государства позволяет гарантировать права и свободы граждан.
Определённо можно выделить, что у каждого формы правления есть свои позитивные и отрицательные моменты. Но каждая форма правления имеет свои уникальные черты. В определённый момент истории или времени каждое государство выбирает для себя самый оптимальный вариант. Ведь такие факторы как: территориальное расположение, экономическая система, национальные и культурные особенности и множество других факторов.
Поэтому определённо нельзя выделить плохие или хорошие формы правления для государства. Поэтому нужно всегда соблюдать баланс. Очень важно соблюдать уравновешивание между всеми ветвями власти и их полномочия.
Для рассмотрения форм правления на примере двух современных государств выберем такие страны как: Великобритания и Республика Беларусь. У одного государства форма правления конституционная монархия, а у другого президентская республика. Рассмотрим сначала Великобританию.