Файл: Курсовая работа по дисциплине общая теория права форма государства.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разновидностью тоталитаризма представляются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, разумного заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые амбиции тех или других политических лидеров.
Авторитаризм (от лат. Autoritas — власть, влияние) — элемент недемократического политического режима, основанного на сильной концентрированной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц, при сохранении экономических, гражданских и духовных свобод для граждан.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) либо небольшое число носителей власти: ими могут быть одна личность (монарх, тиран).
2) Неограниченность власти, её неуправляемость гражданам. При этом власть сможет управлять с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;
3) основа на силу. Этот режим может не применять к массовым репрессиям и пользоваться популярностью средь обширных слоев населения, впрочем, он обладает достаточной силой, чтобы в случае потребности по своему усмотрению употреблять силу и заставить граждан к повиновению;
4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции: возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;
5) отрицание от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников и это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно:
Бесконечность власти;
основа на силу;
концентрация власти и политики;
несогласие от полного контроля;
рекрутство политической элиты.
Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на полноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; образец социального устройства: свобода, равенство, признание человеческого достоинства, согласие и т.д.; социальное и политическое течение за народовластие
Политическая элита, как правило, достаточно узка, но она базируется на широкую общественную базу.
Для демократического режима свойственен ряд отличительных черт, а именно:
Суверенитет народа: именно народность избирает своих представителей власти и может периодично сменять их. Выборы обязаны быть честными, соревновательными, систематически проводимыми.
Периодическая выборность основных органов государства. Правительство порождается из выборов и на определенный, небольшой срок. Для развития демократии недостаточно систематически проводить выборы, необходимо, дабы она опиралась на выборное правительство.
Демократия оберегает права отдельных личностей и меньшинства. Позиция большинства, сформулированное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства
Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах, или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. [17, c.1]
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Разумеется, демократический режим обладает своими проблемами: излишнее общественное расслоение общества, иногда самобытную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых многознаменательных условиях данный режим ведет к смягчению власти, нарушениям порядка, и скатыванию к анархии, охлократии, иногда делает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаративных сил. Но все же социальная значимость демократического режима намного выше его некоторых неблагоприятных конкретно-исторических форм.
Подобает также держать ввиду, что демократический режим возникает нередко в тех государствах, где социальная борьба достигает высочайшего накала и верховодящая элита, главенствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, прочим общественным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Демократический режим в устройстве стран делается преимущественно соответственным тем новым проблемам, которые устанавливает перед человечеством сегодняшнее состояние цивилизации с его массовыми проблемами, противоречиями, вероятными кризисами.
Как мы видим, понятие «политический режим», а также классифицирование политических режимов не утратили в сегодняшние дни своей актуальности. Они требуют развития в согласовании с сегодняшними договорами в мире.
Для сравнения разных политических режимов, надо взять пример среди современных государств. Для сравнения тоталитарного, авторитарного и демократического режима можно взять следующие страны: Корейская Народно-Демократическая Республика и Франция.
Корейская Народно-Демократическая Республика на данный момент является тоталитарным режимом. На это указывают множество факторов. Одним из главных является – не участие страны на международной арене и проявления агрессии и запугивания других стран мира. Также в этой стране идёт изоляция народонаселения от мира, отсутствие интернета и независимых источников.
Наличие однопартийной системы было отличительным для большинства социалистических стран. Управляющая партия располагаться на самом верху политической структуры, ниже размещаются все три классические ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, которыми партия правит по личному усмотрению. Партия распоряжается не только государством, она командует социальными организациями и распоряжается судьбами людей. Исходя из этого, Северную Корею вполне можно окрестить «партийным государством». Одновременно существуют и другие партии, но они не составляют оппозицию, а являются родственными. В Северной Корее управляющая партия – Трудовая партия Кореи. [22, c.1]
Единоличное правление
Единоличное правление – свойственная черта диктаторского режима. Ежели государственная власть сосредоточена в правящей партии, то внутри партии власть располагается в руках одного руководителя. Слово «монолитный» в Северной Корее обычно употребляется в формулировании «монолитная идеологическая система». Но автором этой идеологической системы является Вождь. В Северной Корее Вождь – это «воплощение организованной воли партии», «главнокомандующий социально-политической организацией», которой является Северная Корея. Поэтому роль и власть Вождя безотносительна и неоспорима. [22, c.1]
На сегодняшний период однозначно можно сказать, что жизнь в Северной Корее непростая. У людей нет свободы воли, тотальный контроль над всеми средствами массовой информации, культ личности и полное изолирование от внешнего мира. Но многие учёные политологи прогнозирует, что даже такой жесткий тоталитарный режим долго не сможет существовать, и Северная Корея сможет выйти из изоляции и стать авторитарным государством.
Во Франции действует демократический политический режим. Политический режим во Франции сложился в результате длительной истории. Главная оригинальность – французская национальная идентичность.
Политический режим Франции характеризуется мощными профсоюзами, сильным гражданским обществом, функциональным рабочим классом, коллективизмом, коммунистические и социалистические идеи.
Франция – смешанная республика в классическом виде, причисляется к полу президентскому типу. Ее политическая положение имеет некоторые проблемы, в частности, проблема мигрантов, которая инициирует рост популярности ультраправых организаций и возрастает численностью беспорядков.
Политический режим характеризуется:
• общими выборами президента,
• дуализмом исполнительной власти (президент и премьер-министр)
• парламентской ответственностью правительства.
Президент сформировывает правительство самостоятельно, но для этого президент нуждается в помощи большинства Национального собрания (нижняя палата парламента). Правительство несет ответственность перед президентом, но президент может распустить Национальное собрание в случае вотума недоверия со стороны парламента. Поэтому Франция – смешанная республика полу президентского типа.
Однако, президент не может сменить правительство. На практике он делает это «по заявлению премьер-министра».