Файл: Курсовая работа по дисциплине общая теория права форма государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разновидностью тоталитаризма представляются режимы, где осуществ­ляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, разумного заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые амбиции тех или других политических лидеров.

Авторитаризм (от лат. Autoritas — власть, влияние) — элемент недемократического политического режима, основанного на сильной концентрированной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц, при сохранении экономических, гражданских и духовных свобод для граждан.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) либо небольшое число носителей власти: ими могут быть одна личность (монарх, тиран).

2) Неограниченность власти, её неуправляемость гражданам. При этом власть сможет управлять с помощью законов, но она их при­нимает по своему усмотрению;

3) основа на силу. Этот режим может не применять к массовым репрессиям и пользоваться популяр­ностью средь обширных слоев населения, впрочем, он обладает доста­точной силой, чтобы в случае потребности по своему усмотрению употреблять силу и заставить граждан к повиновению;

4) Монополизация власти и политики, недопущение политиче­ской оппозиции и конкуренции: возможно существование ограни­ченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

5) отрицание от тотального контроля над обществом, невмешатель­ство во вне политические сферы и, прежде всего, в эко­номику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внеш­ней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономиче­ского развития, проводить достаточно активную социальную поли­тику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в со­став выборного органа новых членов без проведения дополнитель­ных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электо­ральной борьбы.

Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависи­мость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политиче­ского выражения общественных интересов.

Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на ре­шение определенных задач, преодолевать сопротивление политиче­ских противников и это делает её достаточно эффективным средством про­ведения радикальных общественных реформ.


Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно:
Бесконечность власти;

основа на силу;

концентрация власти и политики;

несогласие от полного контроля;

рекрутство политической элиты.

Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на полноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; образец социального устройства: свобода, равенство, признание человеческого достоинства, согласие и т.д.; социальное и политическое течение за народовластие

Политическая элита, как правило, достаточно узка, но она базируется на широкую общественную базу.

Для демократического режима свойственен ряд отличительных черт, а именно:

Суверенитет народа: именно народность избирает своих представителей власти и может периодично сменять их. Выборы обязаны быть честными, соревновательными, систематически проводимыми.

Периодическая выборность основных органов государства. Прави­тельство порождается из выборов и на определенный, небольшой срок. Для развития демократии недостаточно систематически проводить выборы, необходимо, дабы она опиралась на выборное правительство.

Демократия оберегает права отдельных личностей и меньшинства. Позиция большинства, сформулированное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства состав­ляют один из основных принципов демократического государства

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: сво­бода созда­ния политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурент­ной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах, или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.



Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, на­пример, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени на­рода и подотчетны народу во всех своих действиях.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может вы­разить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. [17, c.1]

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.


Разумеется, демократический режим обладает своими проблемами: излишнее общественное расслоение общества, иногда самобытную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых многознаменательных условиях данный режим ведет к смягчению власти, нарушениям порядка, и скатыванию к анархии, охлократии, иногда делает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаративных сил. Но все же социальная значимость демократического режима намного выше его некоторых неблагоприятных кон­кретно-исторических форм.

Подобает также держать ввиду, что демократический режим возникает нередко в тех государствах, где социальная борьба достигает высочайшего накала и верховодящая элита, главенствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, прочим общественным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве стран делается преимущественно соответственным тем новым проблемам, которые устанавливает перед человечеством сегодняшнее состояние цивилизации с его массовыми проблемами, противоречиями, вероятными кризисами.

Как мы видим, понятие «политический режим», а также классифицирование политических режимов не утратили в сегодняшние дни своей актуальности. Они требуют развития в согласовании с сегодняшними договорами в мире.
Для сравнения разных политических режимов, надо взять пример среди современных государств. Для сравнения тоталитарного, авторитарного и демократического режима можно взять следующие страны: Корейская Народно-Демократическая Республика и Франция.
Корейская Народно-Демократическая Республика на данный момент является тоталитарным режимом. На это указывают множество факторов. Одним из главных является – не участие страны на международной арене и проявления агрессии и запугивания других стран мира. Также в этой стране идёт изоляция народонаселения от мира, отсутствие интернета и независимых источников.
Наличие однопартийной системы было отличительным для большинства социалистических стран. Управляющая партия располагаться на самом верху политической структуры, ниже размещаются все три классические ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, которыми партия правит по личному усмотрению. Партия распоряжается не только государством, она командует социальными организациями и распоряжается судьбами людей. Исходя из этого, Северную Корею вполне можно окрестить «партийным государством». Одновременно существуют и другие партии, но они не составляют оппозицию, а являются родственными. В Северной Корее управляющая партия – Трудовая партия Кореи. [22, c.1]

Единоличное правление
Единоличное правление – свойственная черта диктаторского режима. Ежели государственная власть сосредоточена в правящей партии, то внутри партии власть располагается в руках одного руководителя. Слово «монолитный» в Северной Корее обычно употребляется в формулировании «монолитная идеологическая система». Но автором этой идеологической системы является Вождь. В Северной Корее Вождь – это «воплощение организованной воли партии», «главнокомандующий социально-политической организацией», которой является Северная Корея. Поэтому роль и власть Вождя безотносительна и неоспорима. [22, c.1]
На сегодняшний период однозначно можно сказать, что жизнь в Северной Корее непростая. У людей нет свободы воли, тотальный контроль над всеми средствами массовой информации, культ личности и полное изолирование от внешнего мира. Но многие учёные политологи прогнозирует, что даже такой жесткий тоталитарный режим долго не сможет существовать, и Северная Корея сможет выйти из изоляции и стать авторитарным государством.
Во Франции действует демократический политический режим. Политический режим во Франции сложился в результате длительной истории. Главная оригинальность – французская национальная идентичность.
Политический режим Франции характеризуется мощными профсоюзами, сильным гражданским обществом, функциональным рабочим классом, коллективизмом, коммунистические и социалистические идеи.
Франция – смешанная республика в классическом виде, причисляется к полу президентскому типу. Ее политическая положение имеет некоторые проблемы, в частности, проблема мигрантов, которая инициирует рост популярности ультраправых организаций и возрастает численностью беспорядков.
Политический режим характеризуется:
• общими выборами президента,
• дуализмом исполнительной власти (президент и премьер-министр)
• парламентской ответственностью правительства.
Президент сформировывает правительство самостоятельно, но для этого президент нуждается в помощи большинства Национального собрания (нижняя палата парламента). Правительство несет ответственность перед президентом, но президент может распустить Национальное собрание в случае вотума недоверия со стороны парламента. Поэтому Франция – смешанная республика полу президентского типа.
Однако, президент не может сменить правительство. На практике он делает это «по заявлению премьер-министра».