Файл: Развитие высших психических функций в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ффнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 форма. Связана с нарушением периферического слуха.
4 форма. Патологическое формирование звуковой стороны речи при достаточной сформированности речедвигательного и слухового анализаторов и возможности их нормального функционирования.
Фонематические представления у детей формируются в соответствии со своим собственным неправильным произношением, что является характерным для более ранних этапов онтогенетического развития. При этом слуховая дифференциация звуков речи была достаточной, а слуховые представления детей о звучании слов соответствуют языковым нормам.
По данным Е. Ф. Соботович, среди этиопатогенетических факторов, лежащих в основе неправильного звукопроизношения такие факторы, как избирательное нарушение слуховой дифференциации фонем при нормальной остроте слуха, непостоянные нарушения речедвигательных и слуховых функций (речедвигательных дифференцировок и слухового контроля речи), а также задержка возрастного координационного взаимодействия анализаторов играют не последнюю роль. Ребёнку не сразу удаётся приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. Он сравнительно рано овладевает произношением наиболее простых по артикуляции звуков; звуки, требующие более точной дифференцировки, возникают позднее. В одних случаях, до определённого времени, произносительные трудности, ребёнок замещает их более простыми по артикуляции звуками. В других случаях, не умея ещё воспроизвести нужных для правильного произнесения звука движений, но на слух, улавливая разницу между звуками, ребёнок приспосабливает свою артикуляцию так, чтобы по возможности появился сходный акустический эффект (щёчное или губное [ш]; [у] или [ы] вместо [л] и т.д.). Такие нарушения М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау, Д. Б. Эльконин рассматривали как этап нормального развития ребёнка и называли физиологическим косноязычием.
Если же к 4-5-летнему возрасту, фонетическая сторона речи не достигает полного развития, то речь считается нарушенной и требует специального обучения.
Многие дети, произнося один или несколько звуков неправильно, воспринимают его так же, как правильно произносимые звуки в речи окружающих. Они не знают о своём недостатке или знают только потому, что им об этом говорят.
Изучение фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения показывает, что общая последовательность становления звуков у них в основном не отличается от той, которая наблюдается при нормальном ходе речевого развития. Признаком фонематического недоразвития у детей является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда относятся свистящие и шипящие звуки, звуки [р], [л], реже звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, взрывные и фрикативные.
При функциональной дислалии дети затрудняются не только в произношении, но и в слуховой дифференциации звуков речи, что приводит к недостаточно полному и точному овладению звуковым составом слова. Следует учитывать, что в некоторых случаях фонематические затруднения более стойки по сравнению с произносительными. У многих детей дефекты устной речи сглажены и незаметны, но звуковой анализ слов им труден. У других детей при отсутствии выраженных дефектов произношения отмечается смазанность, нечеткость или недостаточная артикулируемость звуков при произнесении слов, затруднения в произнесении слов, сложных по структуре, недоговаривание некоторых слов и т.д., свидетельствующие о том, что у них было недоразвито произношение.
Несмотря на кажущееся благополучие фонетической стороны речи, дети продолжают отставать в фонематическом развитии. Они оказываются недостаточно подготовлены к языковым наблюдениям, сравнениям и
обобщениям. Затруднения в слуховом восприятии выступают с наибольшей
полнотой при различении по звучанию фонем. При этом обнаруживается, что восприятие речи лишено необходимой чёткости. Дети не в состоянии правильно различить такие пары звуков, как [д] и [т], [п] и [б], [р] и [л], слоговые сочетания, состоящие из этих звуков, типа да-та, са-ша.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении, происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения. Замены и смешения обычно происходят в определённых пределах, они распространяются лишь на те звуки, которые отличаются друг от друга одним каким-либо признакам на так называемые «оппозиционные» звуки. Таким образом, замены и смешения наблюдаются между определёнными фонетическими группами. Таковы смешения и замены звуков внутри свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твёрдых, [р] и [л]. Указанные ошибки произношения во многих случаях являются показателем недостаточной сформированности фонематического развития ребёнка. Они свидетельствуют о том, что дети не проделали необходимой познавательной работы по вычленению отдельных звуков из живой речи, по соотнесению их между собой. Умение выделить фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий развития звукового анализа. Ребёнок вначале овладевает речью путём непосредственного подражания звучанию доносящейся до него речи, которая в известных пределах доступна и нерасчленённому воспроизведению.
По мере своего развития, ребёнок начинает пользоваться более тонкими сопоставлениями (анализ и синтез), позволяющими ему улавливать звуковые элементы слова (фонемы), составляющие признаки, хотя и мало отличающиеся между собой по звучанию, но существенные для ориентировки в окружающей речи и через её посредство в окружающей среде. Умение ориентироваться на эти признаки, подметить их приобретается не сразу, оно связано с постепенно возрастающим умением отделять их от индивидуальных условий звучания фонем (тембр, тон, влияние соседнего звука и т.д.) [30].
Формирование фонемы происходит в условиях одновременной и фактически в единстве протекающей деятельности упомянутых анализаторов, активизируемых воздействием окружающей среды. В педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что овладение грамотой доступно 6-7-летнему ребёнку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. К этому времени ребёнок в основном овладевает сложной системой синтаксических и морфологических закономерностей. К этому же времени заканчивается процесс овладения звукопроизношением. Дети правильно произносят и дифференцируют все звуки речи.
Как указывается в ряде специальных исследований (Т. Г. Егоров, Л. Ф. Спирова и др.), дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определённой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. Так, если перед ребёнком ставится специальная задача речезвукового анализа, он с ней относительно легко справляется. Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия и фонематического слуха для полноценного усвоения звуковой стороны речи. При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особенно фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Фонематический слух способствует различению и узнаванию фонем родного языка. Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно - в «решетке фонем».
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «мак»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Дети с ФФН могут иметь различный уровень недоразвития фонематического восприятия. Специалисты выделяют следующие его уровни:
1. Первичный уровень характеризуется первичным нарушением фонематического восприятия. Предпосылки для освоения звукового анализа и уровень его действий развиты у детей не в полной мере.
2. Соответственно на вторичном уровне наблюдается вторичное нарушение фонематического восприятия. Встречаются дефекты речевых кинестезий, которые возникают в результате анатомических нарушений речевых органов. Имеются нарушения нормального слухопроизносительного взаимодействия главных механизмов развития произношения.
При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется:
- несформированностью звуковой стороны речи;
- нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам;
- нарушением слоговой структуры слова;
- нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.
Главные проявления, которые характеризуют ФФН:
1. Замена детьми некоторых звуков более лёгкими по артикуляции. Например, звуки [л] и [р] заменяются звуками [j] и [л’]. Есть и такие дети, которые меняют все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – [т], [т’], [д], [д’]. Слово «сапоги» превращается в «тапоги», «шапка» изменяется на слово «тапка» и т.д.
2. Дети затрудняются дифференцированно произносить пары или группы звуков. Происходит замена одним звуков ещё двух или трёх звуков. Например, звук [т’] вполне может послужить заменой трём звукам: [с], [ч], [ш] (тирень, тяйник, тярик вместо сирень, чайник, шарик).
3. Дети смешивают звуки, то есть неустойчиво используют ряд звуков в произношении различных слов. В некоторых словах ребёнок может правильно употреблять звуки, а в других менять их на слова близкие по артикуляции. Например, правильно произносимые звуки [л], [р] и [с] в изолированном виде, в словах и фразах произносятся дефектно: «Столял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».
4. Искажённое произношение детьми некоторых звуков. Дети могут дефектно произносить от двух до четырёх звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не видеть различий между множеством звуков, относящихся к разным группам. Сильное недоразвитие фонематических процессов может хорошо маскироваться под относительно правильным звукопроизношением. Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов. Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость. В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
- легкая степень - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
- средняя степень - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
-тяжелая степень - характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
Характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.