Файл: Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
если по математике - лучший в классе, легко решает примеры и задачи за 5-й классы, то в графической деятельности неуспешен. Читать самостоятельно не любит, но чтение взрослых слушает достаточно охотно. Испытывает трудности при ответе у доски, при фронтальном предъявлении задания. В условиях индивидуального подхода продуктивен, но быстро пресыщается и утомляется. В коллективе адаптирован недостаточно: все понимает буквально, не воспринимает шуток, раним, «борец за справедливость» (нетерпим к лжи, защищает девочек и т.п.), из-за чего часто возникают конфликты, драки с другими детьми.
На обидчиков не жалуется. На несколько месяцев возникла взаимная привязанность Коли и другого ученика того же класса, по выражению матери, такого же «ботаника», но в конечном итоге мальчики поссорились (друг Колю обманул). До поступления Коли в школу с учителем была проведена работа по разъяснению особенностей ребенка, была дана информация о ДА. Учитель довольно успешно создал благоприятные условия для развития мальчика.
В 2000-2001 учебном году в связи с переменой места жительства перешел в другую школу. С программой справляется хорошо, 70% оценок за год - пятерки (лучший ученик в классе). Вместе с тем, в отношениях с другими учащимися есть значительные сложности: сам Коля ни к кому не цепляется и никого не задирает, но его легко спровоцировать на агрессию, чем часто пользуются некоторые из его соучеников. Ответ на такого рода провокации далеко не всегда адекватен, непонятен для окружающих, и родители других детей поставили вопрос об отчислении Коли из школы или как минимум о переводе его на индивидуальное обучение. Руководству школы разъяснены юридические обстоятельства сложившейся ситуации, и формальная позиция мальчика в школе пока остается неизменной.
Одновременно продолжается специальная психологическая поддержка (два раза в неделю психотерапевтические занятия и занятия английским языком по 2,5 часа в неделю).
При условии стабильности психического состояния ребенка и при сохранении существующих условий его обучения, в первую очередь правильного отношения учителей к особенностям мальчика и психолого-педагогической поддержке, перспективы на ближайшие годы (до пубертата) представляются в целом благоприятными.
1   2   3   4   5   6   7   8

Александр Т., 1986 г.р., ученик 10-го класса, обучается индивидуально. С 1992 г. по настоящее время наблюдается в спецучреждении для аутичных детей с диагнозом «син- дром раннего детского аутизма эндогенной природы». С программой справляется хорошо, особенно по математике и лингвистическим предметам, где проявляет явную одаренность
(занял 1-е место на окружной олимпиаде по математике за 8-9 классы и получил сертификат The British Mathematical Contest за 1998 г., может довольно хорошо объясняться на английском и французском языках , абсолютно грамотен в русском языке; из-за
особенностей поведения не был допущен на городскую олимпиаду по математике).
Обучение в классе невозможно из-за легкой возбудимости, проявляющейся в усилении стереотипии, быстрой утомляемости и пресыщаемое™. В условиях общения быстро утом- ляется, что приводит к резкому усилению поведенческих проблем. Занятия по физике, химии, истории, географии проводятся нерегулярно как по объему, так и по содержанию не соответствуют интеллектуальным возможностям ребенка; знания Саши по этим предметам носят фрагментарный и формальный характер, их общий уровень недостаточен. В физическом развитии заметно отстает от возрастной нормы, от занятий физвоспитанием освобожден из-за нарушения деятельности сердца. В социально-бытовом плане адаптирован плохо.
Занятия в спецучреждении для аутичных детей (2 раза в неделю по 2 часа) направлены прежде всего на развитие социальных навыков, моторики и снятие поведенческих де- виаций, а также на развитие способностей (лингвистика) и восполнение недостатков школьного обучения (история) в доступных для ребенка объемах.
Несмотря на безусловную одаренность и даже, возможно, талантливость подростка, прогноз представляется сложным и зависит он в значительной степени от успешности развития социальных функций, коммуникативных возможностей, укрепления психического потенциала.
Тимофей Н., 1987 г.р., ученик 4-го класса массовой школы. С диагнозом «синдром раннего детского аутизма» наблюдается в спецучреждении для аутичных детей с 1991 г., в настоящее время на динамическом наблюдении. К школе был подготовлен по уровню образовательных навыков к 1995 г., однако по уровню социальной адаптации к этому времени школьной готовности сформировано не было. Не- смотря на рекомендации УВК, родители отдали мальчика в 1-й класс массовой школы, но возникшие проблемы отношений с классом (мальчик стал объектом насмешек и даже издевательств со стороны других учащихся, что никак не пресекалось учителем) заставили прекратить обучение и полностью вернуться в спецучреждение для детей с аутизмом.
До 2000 года с программой справлялся успешно, проявлял хорошие способности к математике. С другими учениками контактировал мало, только по необходимости, друзей нет. Учитель не допускал некорректных, грубых форм отношения одноклассников к
Тимоше, но действенной, положительной поддержки не оказывал. Спецучреждение для детей с аутизмом мальчик посещал раз в 1-2 месяца с целью психологической поддержки до 2000 года, занятия прекращены по инициативе родителей. С начала 2001-2002 учебного года переведен на надомное обучение. Ни школа, ни родители на контакт со спецучреждением не идут. Прогноз можно оценить как сложный.


Приведенные и другие случаи позволяют заключить, что при потенциально сохранном интеллекте и даже определенных способностях, обучение аутичных детей в массовой школе требует специальной психолого-педагогической поддержки. Осуществлять такую поддержку могли бы сами педагоги (но они, как правило, к этому не готовы, вплоть до заявлений типа «Я чокнутых учить не нанималась») или специальные педагоги-помощники
(супервайзеры). Последнее, однако, не предусмотрено штатным расписанием и вряд ли возможно по экономическим соображениям: финансирование такой единицы недоступно бюджету образования Бельгии, Дании, США и многих других стран. В Великобритании, например, такая должность в принципе допускается, но только за негосударственный счет, то есть фактически за счет родителей. Работа же супервайзера-добровольца, не имеющего специальной подготовки, вряд ли может быть эффективной.
Кроме того, работа как основного педагога, так и педагога-помощника, требуют определенного уровня специальных знаний, что, к сожалению, пока в реальной жизни встречается нечасто. То есть в целом можно заключить, что такой вариант обучения аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его осуществление требует ряда условий:
• опережающей готовности ребенка к школьному обучению в плане академических навыков;
• определенного уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе;
• психолого-педагогической поддержки специалистов по коррекции РДА;
• достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы;
• юридической защищенности аутичного ребенка, обучающегося в массовой (или иной) школе, то есть учитывать особенности такого ребенка должно быть вменено в обязанность учителя и администрации;
• при необходимости и наличии возможностей желательно использовать в работе специально прикрепленного педагога-помощника.
В приведенных примерах стоящие перед педагогом ДОУ или общеобразовательной
(массовой) школы проблемы очерчены ясно, и решение представляется достаточно просто: индивидуальный подходе учетом проявлений аутизма, таких как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, часто замедленность реакции, отсроченность результатов обучения
(ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время), трудность восприятия фронтальных занятий в сравнении с индивидуальными, трудность ответа у доски и др.
Главное условие успешной помощи аутичному ребенку, обучающемуся в массовой школе - не торопиться с выводами и организационными решениями, попытаться понять причины

нарушений поведения и неудач в учебе, повнимательней расспросить о ребенке его родителей и при малейшем подозрении, что у ребенка аутизм, обратиться за консультацией к специалисту (педагогу, психологу, детскому психиатру) соответствующего профиля.
Очень часто вслед за трудностями первого периода приходит положительный результат и удовлетворение, и это тем более ценно и приятно, что во всем мире признано: работа с аутичным ребенком - едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике