Файл: Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
часто предпочитает находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т.п.; на руках не приспосабливается, при кормлении не выбирает удобного положения и остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;
• близких ребенок с аутизмом начинает узнавать своевременно, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;
• к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если положительно, то быстро пресыщается;
• отношение к дискомфорту парадоксальное: либо вообще не переносит, либо безразличен к нему;
• потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) не испытывает, быстро пресыщается в контактах и стремится их избегать;
• длительное время многие аутичные дети не дифференцируют живое и неживое
(протодиакризис): аутичный ребенок отнимает игрушку у сверстника, как будто берет ее с полки, и ему невдомек, что он может кого-то обидеть; он карабкается по вашему телу, опираясь на лицо и цепляясь за ваши волосы, как будто взбирается вверх по шведской стенке, но то, что вам это неприятно или даже больно - такой мысли просто не возникает.
Для поведения аутичного ребенка характерен
• близких ребенок с аутизмом начинает узнавать своевременно, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;
• к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если положительно, то быстро пресыщается;
• отношение к дискомфорту парадоксальное: либо вообще не переносит, либо безразличен к нему;
• потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) не испытывает, быстро пресыщается в контактах и стремится их избегать;
• длительное время многие аутичные дети не дифференцируют живое и неживое
(протодиакризис): аутичный ребенок отнимает игрушку у сверстника, как будто берет ее с полки, и ему невдомек, что он может кого-то обидеть; он карабкается по вашему телу, опираясь на лицо и цепляясь за ваши волосы, как будто взбирается вверх по шведской стенке, но то, что вам это неприятно или даже больно - такой мысли просто не возникает.
Для поведения аутичного ребенка характерен
феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне это может выразиться в самой различной форме: в беспокойстве, тревоге, страхах, агрессии, самоагрессии и др.
Характерным, диагностически значимым симптомом детского аутизма, по-видимому, патогенетически связанным с феноменом тождества, считаются разнообразные, отличающиеся большой стойкостью стереотипии. Они могут быть самыми разнообразными по характеру и модальности: моторными (раскачивания, потряхивание руками, прыжки, пробежки, однообразные манипуляции с предметами и т.п.), сенсорными
(например, ритмические надавливания на глазное яблоко, стремление к ритмическим вести- булярным раздражителям - кружиться на руках у взрослого, качаться на качелях и т.п.), речевыми
(многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, идиосинкретическихоборотов, звукосочетвний), идеаторными (навязчивое повторяющееся воспроизведение одних и тех же мыслей, рассказов, историй) и т.д. Стереотипии проявляются в стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.), сложных ритуалах.
Так, например, один из наших воспитанников, войдя в любое помещение, обязательно
должен был прикоснуться к батарее отопления, но реальная ситуация (дом, школа,
магазин, оффис и т.д.) при этом абсолютно не упитывалась, что часто приводило к
конфликтным ситуациям.
В другом случае аутичный мальчик с сохранным интеллектом (учится по программе
массовой школы) не мог сесть в трамвай, если он не определенного маршрута, не синий, не
чехословацкого производства и если в нем есть свободные места для сидения; ребенок
осознавал, что может опоздать на занятия, и поэтому очень расстраивался и плакал, но
если трамвай не соответствовал его критериям, войти в него спокойно не мог. По мнению многих психологов и клиницистов (В.В.Лебединский и др., 1990;
К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991; О.С.Никольская и др., 1997) стереотипии развиваются в основном как момент аутостимуляции, носят гиперкомпенсаторный характер, и попытки «сломать», запретить их, как правило, приводят к ухудшению состояния ребенка.
Например, представьте: аутичная девочка стоит в манеже и часами раскачивается,
держась за ограждение; взрослый спрашивает ее о чем-то, настойчиво предлагает
поиграть. В ответ девочка начинает раскачиваться еще сильнее. Взрослый продолжает
настаивать, и - на первый взгляд совершенно неожиданно - ребенок начинает ритмично
вокализировать!Для опытного психолога ясно, что лпо еще один способ аутостимуляции -
через ритмически организованный звук. Но некомпетентный взрослый (родитель или кто-
то еще) продолжает настаивать - и возникает срыв: аффективная вспышка, агрессия,
самоагрессия... Для аутичного ребенка стереотипия является средством повышения аффективной устойчивости, средством защиты от неприятных, неприемлемых внешних воздействий, и запретить стереотипии, не дав ничего взамен, значит обезоружить ребенка, сделать его в еще большей мере беззащитным и беспомощным.
Другие авторы (И.А.Скворцов и др., 2000) считают, что «смысловое, эмоциональное содержание поведенческим стереотипиям у ребенка с аутизмом придается окружающими взрослыми», на самом же деле стереотипии обусловлены исключительно диснейрогенетическими явлениями (подробнее эта точка зрения будет рассмотрена ниже).
Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмыссленное повторение одних и тех же действий: ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку, выкладывает горизонтальные ряды из кубиков, пуговиц, монет и т.д. - из чего угодно, часто использует для игры самые разнообразные неигровые предметы. Игрушки если и используются, то не по назначению (крутить колесико у перевернутой машины или бессмысленно двигать ее туда-сюда, но не кукол ка- тать или кубики возить). Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими
материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок ничего не строит и не лепит из песка, а просто пересыпает его.
Вместе с тем, не следует слишком быстро и легко делать заключение о бессмысленности таких действий.
Пример. Практически не говорящий мальчик часами занят тем, что заталкивает под
ковер ремень и вытаскивает его обратно. На первый взгляд, в этом многократно
повторяющемся действии никакого смысла нет, но спустя год, когда мальчик заговорил,
выяснилось, что он играл в метро: поезд входит в тоннель и выезжает из тоннеля и т.д. И
первым, кто установил, даже скорее почувствовал связь этой игры с поведением мальчика
в метро была, конечно же, умная, чуткая, добрая мама.
NB: никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Они как никто другой
заинтересованы в успехе коррекционной работы, и к сообщаемым ими сведениям следует
относиться с максимальным вниманием (сохраняя, конечно, достаточный уровень
критичности). При определенных условиях родители могут стать и самыми ценными
помощниками специалистов в коррекционной работе.
Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в моторике. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, нечетко соразмеренные по силе и амплитуде.
Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Очень рано появляются страхи, которые могут быть как диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений. Перечислить конкретные объекты страха поистине невозможно, их перечень можно продолжать бесконечно: зонт, шум электроприборов, мягкие игрушки, водопроводный кран, собаки, все белое, машины, подземные переходы, все влажное и мн.лр. Страхи различны по своей природе. Принято выделять страхи гиперсензитивные, сверхценные и неадекватные.
Гиперсензитивные страхи - следствие повышенной чувствительности к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у боль- шинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. То же относится к слишком яркому свету, кричащему сочетанию цветов, резким запахам, прикосновению и др. Помимо низкого порога дискомфорта значительную роль играют и более сложные, качественные характеристики: ребенок спокойно переносит звук работающего поблизости отбойного молотка, но не выносит звука кофемолки, работающей в соседней комнате.
Вместе с тем, не следует слишком быстро и легко делать заключение о бессмысленности таких действий.
Пример. Практически не говорящий мальчик часами занят тем, что заталкивает под
ковер ремень и вытаскивает его обратно. На первый взгляд, в этом многократно
повторяющемся действии никакого смысла нет, но спустя год, когда мальчик заговорил,
выяснилось, что он играл в метро: поезд входит в тоннель и выезжает из тоннеля и т.д. И
первым, кто установил, даже скорее почувствовал связь этой игры с поведением мальчика
в метро была, конечно же, умная, чуткая, добрая мама.
NB: никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Они как никто другой
заинтересованы в успехе коррекционной работы, и к сообщаемым ими сведениям следует
относиться с максимальным вниманием (сохраняя, конечно, достаточный уровень
критичности). При определенных условиях родители могут стать и самыми ценными
помощниками специалистов в коррекционной работе.
Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в моторике. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, нечетко соразмеренные по силе и амплитуде.
Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Очень рано появляются страхи, которые могут быть как диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений. Перечислить конкретные объекты страха поистине невозможно, их перечень можно продолжать бесконечно: зонт, шум электроприборов, мягкие игрушки, водопроводный кран, собаки, все белое, машины, подземные переходы, все влажное и мн.лр. Страхи различны по своей природе. Принято выделять страхи гиперсензитивные, сверхценные и неадекватные.
Гиперсензитивные страхи - следствие повышенной чувствительности к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у боль- шинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. То же относится к слишком яркому свету, кричащему сочетанию цветов, резким запахам, прикосновению и др. Помимо низкого порога дискомфорта значительную роль играют и более сложные, качественные характеристики: ребенок спокойно переносит звук работающего поблизости отбойного молотка, но не выносит звука кофемолки, работающей в соседней комнате.
В других случаях пугающий объект действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, его опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но усиливают страх, фиксируют его, делают стойким.
И, наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры - «обидчицы»), который и становится предметом страха (все белое - и стакан с молоком, и белая блузка матери, и белый лист бумаги...) - это неадекватные
страхи..
Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения является стойкость, трудно преодолимость, сила и яркость связанных с ними негативных переживаний.
Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические
фантазии. Они возникают, как правило, на основе вполне реальных явлений - жизненных эпизодов, впечатлений от прочитанного, мультфильмов, других телепередач. Их основная черта - оторванность от реальности, слабая и неполная связь с окружающим. Эти фантазии, отличающиеся большой стойкостью, как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, осознанные им в меру своих возможностей и преломленные через призму аутистического мировосприятия, иногда - нарушения сферы влечений и инстинктов.
Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. К наиболее существенным можно отнести следующие.
Мутизм (отсутствие речи) отмечается у значительной части детей с аутизмом. В одних случаях мутизм существует изначально (речи никогда не было и нет), и, тогда, как правило, в анамнезе отмечаются тяжелые органические нарушения, и актуальным становится дифференциальный диагноз с той или иной формой алалии. В других случаях речь развивалась, по мнению родителей, вроде бы нормально, но с 1,5-2 лет начинался ее регресс, завершавшийся мутиз-мом. По мнению западных авторов, мутизм встречается как минимум у 50% детей с аутизмом, отечественные же специалисты считают, что мутизм отмечается не более, чем у 25-30% аутичных детей.
В логопедии выделяют полный (тотальный) и селективный мутизм. То, что мы наблюдаем при аутизме, ни в один из этих видов вполне не вписывается. Аутистический мутизм нельзя назвать ни тотальным, потому что практически во всех случаях он изредка
прорывается более или менее развернутой «плавающей» фразой (как правило, на высоте аффекта, чаще негативного), ни селективным, поскольку единых условий (например, дома говорит, вне дома - нет), в которых ребенок устойчиво пользуется речью, выделить не- возможно.
Следует учитывать, что и при алалии, и при селективном мутизме возможно развитие вторичных аутистических расстройств.
NB: принято считать, что экспрессивная речь развивается раньше внутренней. У
многих аутичных детей с мутизмом первыми речевыми проявлениями становятся
правильно сформированные развернутые фразы, что свидетельствует об определенном
уровне сформированпости внутренней речи при отсутствии экспрессивной. Эти данные в
общепринятую теорию не укладываются, но не следует спешить с выводами, потому что
ау-тичные дети сказанные ими в аффекте «плавающие» фразы понимают далеко не
всегда. Для детского аутизма очень характерны эхолалии -повторение слов, фраз, сказанных другим лицом. Они часто бывают отставленными (то есть воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время) и смягченными (сказанное другим лицом несколько видоизменяется: добавляются или переставляются отдельные слова, меняются некоторые флексии и т.п.). Природа эхолалии при аутизме, по-видимому, неоднозначна. Их рассматривают и как затянувшийся естественный эхолалический период речевого развития, и как следствие непонимания обращенной к ребенку речи, и как своеобразное нейродинамическое расстройство, и как следствие аффективных аутистических нарушений (Т.И.Морозова, 2001). По мнению В.В.Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалии указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы. Развитие эхолалии (особенно если они несут коммуникатив- ную нагрузку) рассматривается многими авторами как хороший прогностический признак.
При аутизме во многих случаях в речи встречается большое количество слов-штампов
и фраз-штампов, фонографичность («попугайность»), что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи, однако почти всегда ребенок недостаточно понимает (а иногда почти совсем не понимает) того, что говорит таким образом. Фразы-штампы, как правило, двух-, редко трехсложные, аграмматичные, употребляются обычно как протоимперативы, то есть для обозначения актуальных потребностей ребенка. Фоногра- фическая речь чаще всего воспроизводит стихотворные фрагменты, песни; особую значимость для ребенка играет ритмическая организация речевого материала как момент аутостимуляции, но иногда могут воспроизводиться и достаточно большие прозаические тексты. Очень важно обращать внимание родителей на понимание воспроизводимого: если ребенок не понимает того, что говорит, как бы отрывает фонетическую сторону речи от
Следует учитывать, что и при алалии, и при селективном мутизме возможно развитие вторичных аутистических расстройств.
NB: принято считать, что экспрессивная речь развивается раньше внутренней. У
многих аутичных детей с мутизмом первыми речевыми проявлениями становятся
правильно сформированные развернутые фразы, что свидетельствует об определенном
уровне сформированпости внутренней речи при отсутствии экспрессивной. Эти данные в
общепринятую теорию не укладываются, но не следует спешить с выводами, потому что
ау-тичные дети сказанные ими в аффекте «плавающие» фразы понимают далеко не
всегда. Для детского аутизма очень характерны эхолалии -повторение слов, фраз, сказанных другим лицом. Они часто бывают отставленными (то есть воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время) и смягченными (сказанное другим лицом несколько видоизменяется: добавляются или переставляются отдельные слова, меняются некоторые флексии и т.п.). Природа эхолалии при аутизме, по-видимому, неоднозначна. Их рассматривают и как затянувшийся естественный эхолалический период речевого развития, и как следствие непонимания обращенной к ребенку речи, и как своеобразное нейродинамическое расстройство, и как следствие аффективных аутистических нарушений (Т.И.Морозова, 2001). По мнению В.В.Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалии указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы. Развитие эхолалии (особенно если они несут коммуникатив- ную нагрузку) рассматривается многими авторами как хороший прогностический признак.
При аутизме во многих случаях в речи встречается большое количество слов-штампов
и фраз-штампов, фонографичность («попугайность»), что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи, однако почти всегда ребенок недостаточно понимает (а иногда почти совсем не понимает) того, что говорит таким образом. Фразы-штампы, как правило, двух-, редко трехсложные, аграмматичные, употребляются обычно как протоимперативы, то есть для обозначения актуальных потребностей ребенка. Фоногра- фическая речь чаще всего воспроизводит стихотворные фрагменты, песни; особую значимость для ребенка играет ритмическая организация речевого материала как момент аутостимуляции, но иногда могут воспроизводиться и достаточно большие прозаические тексты. Очень важно обращать внимание родителей на понимание воспроизводимого: если ребенок не понимает того, что говорит, как бы отрывает фонетическую сторону речи от