Файл: 1. Ход проводников глубокой чувствительности. Это восходящий афферентный путь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- понимание речи: отмечают правильность выполнения устных иструкций при осмотре неврологического статуса, просят выполнить специальные задания («покажите правым указательным пальцем левое ухо»), просят повторить слоги с глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками (ба-ба-па, со-со-зо, ль-л и т.д.).
- мнестический компонент речи: проверяется возможность больного назвать отдельные предметы.
- мотивационный компонент речи: проверяется способность пациента к речевой продукции – придумать простой рассказ (3-4 предложения) на заданную тему.
- исследовании письменной речи проверяется чтение фраз, слов, букв, выполнение прочитанных заданий; возможность самостоятельного письма, списывания, письма под диктовку.Нарушение чтения — алексия. Нарушение письма — аграфия.
50.Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения. Методика исследования.
Агнозия – отсутствие узнавания раздражений, поступающих как из окружающего мира,
так и из собственного организма при условии сохранения чувствительности и сознания. Бывает агнозия зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная и аутотопагнозия.
• Предметная зрительная агнозия (двуполушарные, нередко обширные
височно-затылочные очаги поражения). Характерны трудности узнавания реалистических изображений зрительно воспринимаемых предметов, контурных, осложненных
дополнительными штрихами, пятнами и наложенных друг на друга.
• Цветовая агнозия в сочетании с буквенной (левополушарные височно-затылочные
очаги поражения). Характерны трудности узнавания и сортировки по цветовым категориям мотков шерсти или кусочков раскрашенного картона (цветовая агнозия), а также сходных поначертанию букв: «н», «г», «п», «и», или «в», «р», «б», «ь» (буквенная агнозия).
• Зрительно-пространственная агнозия (преимущественно левополушарные
нижнетеменные и теменно-затылочные очаги поражения). Характерны трудности в
определении положения стрелок на часах, правой и левой сторон объекта, в сравнении двух фигур с определенным пространственным расположением элементов и др. При аналогичных правополушарных очагах поражения характерны фрагментарность восприятия пространственно-ориентированных объектов, нарушение топографической памяти с неузнаванием знакомой улицы, комнаты, «игнорирование» левой части зрительногопространства.
• Слуховая агнозия
(преимущественно очаговые поражения верхней височной извилины
справа). Характерны трудности узнавания предметных звуков (шорох сминаемой бумаги,
постукивание мелом по доске или ложечкой при помешивании чая в чашке, гудок паровоза идр.). При нерезкой речевой слуховой агнозии (поражение зоны Вернике) возникают трудностиузнавания звуков родной речи и тем самым понимания слышимой речи с отчуждением смысласлов и трудностями повторения.
• Тактильно-кинестетическая агнозия, или астереогнозия (преимущественно
левополушарные теменные очаговые поражения). Характерны двусторонние трудности
узнавания путем ощупывания мелких предметов (ключ, пуговица, монета).
• Агнозия на лица (правополушарные или преимущественно правополушарные
нижне затылочные очаговые поражения). Характерны трудности узнавания знакомых лиц, в том числе их фотографий.
Исследование гнозиса. Проверяется способность больного узнать показываемый предмет (зрительная агнозия), различить запахи (обонятельная агнозия), определить предмет на ощупь (астереогноз). Выясняется наличие у больного схемных нарушений (схемы тела и окружающей обстановки).
51.Праксис. Виды апраксий. Локализация поражения. Методика исследования.
Праксис-способность произврдить целенаправл. действия
Апраксия – нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его
элементарных движений. Возникает при очаговых поражениях коры полушарий большого мозга или проводящих путей мозолистого тела.
Основными факторами, необходимыми для осуществления праксиса, являются: 1)
сохранность кинестетической (афферентной) основы движений; 2) сохранность кинетической(эфферентной) основы; 3) сохранность зрительно-пространственных координат; 4) процесс программирования, контроля в организации целенаправленных движений и действий.
Так, выделяются апраксия позы и оральная апраксия при повреждении постцентральных отделов полушарий большого мозга, динамическая апраксия при повреждении премоторных отделов мозга, пространственная апраксия и конструктивная апраксия
при повреждении нижней теменной дольки (поля 39, 40) и, наконец, лобная апраксия, возникающая при повреждении полюсов лобных долей мозга.
При повреждении постцентральных отделов мозга (поля 1, 2, 3, 5 и частично 7)
нарушается кинестетическая основа движений, возникают трудности в направлении
дифференцированных импульсов к соответствующим мышцам – апраксия позы. Затруднено воспроизведение различных положений пальцев руки по заданному образцу. Такие же трудности больной испытывает, пытаясь, например, поместить язык между верхней губой изубами – оральная апраксия. При поражениях левого (у правшей) полушария эти симптомы сочетаются с афферентной моторной афазией и афферентной аграфией
Каждое движение и тем более действие представляют собой цепь последовательно
сменяющих друг друга двигательных актов, требующих постоянного переключения
иннервации с одних мышц на другие, т.е. денервации предыдущего двигательного стереотипа.Эти иннерваторно-денерваторные механизмы обеспечиваются премоторными отделами коры.При повреждении премоторных отделов мозга (поля 6, 8, 44) затруднено выполнение серии движений (например, кулак – ладонь – ребро). Вследствие возникающих при этом персевераций проявляется динамическая апраксия, сочетающаяся с эфферентной моторной афазией и эфферентной аграфией при поражениях левого полушария.
Движения и действия совершаются в системе пространственных координат, которые
распадаются при поражениях нижней теменной дольки (поля 39, 40). В этом случае возникает пространственная апраксия, которую можно выявить с помощью двуручных проб Хеда:больной путает фронтальную и сагиттальную плоскости, правую и левую стороны,затрудняется из отдельных частей построить геометрическую фигуру – треугольник, квадрат(конструктивная апраксия ). В грубых случаях пространственной апраксий больной неможет самостоятельно одеться (апраксия одевания), застелить постель, зажечь спичку,показать, как забивают гвозди молотком, как погрозить пальцем, как пригласить жестом, какпомахать рукой при прощании.
Особой формой является апраксия левой руки, возникающая вследствие нарушений
проводящих путей мозолистого тела, в результате чего нервный импульс, формирующий задачу движения, не доходит до нижнетеменных отделов правого полушария. Это затрудняет выполнение нужного движения левой рукой при сохранении возможности выполнять движения правой рукой.
Распад целенаправленных движений и действий характеризует так называемую лобную
апраксию при поражении полюсов лобных долей мозга. В этом случае у больного нарушается программа действия, отсутствует необходимый контроль его результатов. Подобная апраксиясочетается с нарушением адекватных форм поведения.
Дифференциальная диагностика апраксий.
• Кинестетическая апраксия, или апраксия позы (нижнетеменные очаговые поражения
слева). Характерны трудности при воспроизведении заданных положений рук и пальцев,
особенно при экранировании рук от зрительного контроля. Одновременно нередко
наблюдаются аналогичные трудности в движениях губ, щек, языка (оральная кинестетическаяапраксия) и искажение звучания согласных и гласных в составе слоговых единиц(артикуляторная кинестетическая апраксия).
• Кинетическая апраксия (премоторные очаговые поражения лобной доли с вовлечением
в процесс зоны Брока). Характерны двусторонние трудности воспроизведения
последовательных комплексов движений рук (например, довести до конца строки ломануюлинию) с замедленностью движений, остановками, персеверациями и общим напряжениеммышц. Нередко одновременно наблюдаются оральная кинетическая апраксия и артикуляторнаякинетическая апраксия, ведущая к замедленной, напряженной, по слогам речи пониженнойразборчивости.
• Пространственная апраксия (преимущественно нижнетеменные и теменно-затылочные
очаговые поражения слева). Характерны расстройства пространственно-ориентированныхдвижений и действий, например в пробах Хеда с воспроизведением движений рук врача,стоящего напротив больного, при задании нарисовать план комнаты и т.д.
• Апраксия одевания (преимущественно теменные и теменно-затылочные очаги
поражения правого полушария). Характерны трудности при надевании верхней одежды,
ботинок и т.д.
Исследование праксиса (способности производить целенаправленные действия).- попросить застегнуть пуговицу, зажечь спичку и т. п., выполнить действие с воображаемыми предметами (показать как ложечкой размешивают чай в стакане); погрозить пальцем; построить какие-либо фигуры из спичек (треугольник, квадрат).
52.Оболочки мозга. Менингеальный синдром. Методика исследования.
Оболочки головного и спинного мозга представляют собой как бы футляр, который покрывает мозг, и состоят из трех листков: твердой (dura mater, pachymeninx), паутинной (arachnoidea) и мягкой (pia mater, leptomeninx).Твердая мозговая оболочка состоит из двух листков. Наружный листок плотно прилегает к костям черепа и позвоночника и является их надкостницей. Внутренний листок, или
собственно твердая мозговая оболочка, представляет собой плотную фиброзную пластину. В полости черепа оба листка прилегают друг к другу (в месте их расхождения образуются синусы), во внутрипозвоночном же канале между ними имеется рыхлая жировая ткань, богатая венозной сетью (эпидуральное пространство).Паутинная оболочка выстилает внутреннюю поверхность твердой оболочки и рядом пластинок и тяжей соединена с самым глубоким листком — мягкой мозговой оболочкой.Мягкая мозговая оболочка плотно прилегает и срастается с поверхностью головного и спинного мозга. Пространство между паутинной и мягкой мозговой оболочками называется субарахноидальным, или подпаутинным; в нем находится и циркулирует большая часть цереброспинальной жидкости.Местами (например, над мозговыми извилинами), где вещество мозга располагается близко к кости, субарахноидальное пространство отсутствует: оба листка, и паутинная и мягкая оболочка, прилегают друг к другу.