Файл: 1 Теоретические основы бизнеспланирования 5 1 Роль малого бизнеса в экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение 3

1 Теоретические основы бизнес-планирования 5

1.1 Роль малого бизнеса в экономике 5

1.2 Цель, задачи и особенности создания бизнес-плана 8

1.3 Современные подходы к бизнес-планированию 15

2 Методические подходы к разработке бизнес-плана 21

2.1 Методика составления управленческого бизнес-плана 21

2.2 Структура и содержание бизнес-плана 24

2.3 Характеристика деятельности торговых предприятий региона 31

3 Бизнес планирование деятельности коммерческой организации 41

3.1 Формы и виды поддержки малого и среднего предпринимательства 41

3.2 Разработка бизнес-проекта магазина женской одежды 47

Заключение 65

Список использованной литературы 67

Введение
Каждый предприниматель сферы малого бизнеса, как начинающий, так и функционирующий, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь чётко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Невозможно добиться стабильного успеха в малом бизнесе без чёткого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что целью любого бизнеса является понимание и воплощение желаний клиентов в реальную жизнь. Структура бизнес-плана и его детализация определяются спецификой объекта, сферой деятельности, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

Цель дипломной работы – провести анализ рынка и разработать проект бизнес-плана создания магазина женской одежды на рынке.

Объект исследования – стратегическое планирование и управление малым бизнесом.

Предмет исследования – процесс бизнес-планирования создания магазина женской одежды на рынке.

Задачи дипломной работы:

– рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в малом бизнесе;

– разработать основные разделы бизнес-плана создания магазина женской одежды на рынке;


– применить методику разработки бизнес- проекта по созданию магазина женской одежды.

Окончательным итогом деятельности предприятия за год является финансовый результат. Прибыль или доход, является обобщающим показателем хозяйственной деятельности магазина. Доходом является часть стоимости валовой продукции, остающаяся после возмещения затрат на ее производство. Рентабельность – один из показателей, характеризующих экономическую эффективность производства. В нём отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управления. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат.

Методы исследования, применяемые при написании дипломной работы: сравнение, обобщение, систематизация, анализ литературных источников, стратегический анализ, оценка, прогнозирование и планирование.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

В первой главе подробно рассматриваются теоретические вопросы, относящиеся к роли и значению бизнес-плана. Дано обоснование выбора вида бизнеса для индивидуального предпринимателя.

Во второй главе представлены методические подходы к разработке бизнес-плана и характеристика торговых предприятий региона.

В третьей главе представлены формы и виды поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области и разработка бизнес-проекта.

В заключении определены основные выводы по работе.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Роль малого бизнеса в экономике
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.



Малое предприятие – это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие имеет:

– Устав, определяющий вид, предмет и цели деятельности, его наименование, местонахождение;

– органы управления и контроля, их компетенции;

– порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода);

– условия реорганизации и прекращения деятельности.

Государство оказывает поддержку малым предприятиям путём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малого предпринимательства.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней:

– в промышленности - 100 человек;

– в строительстве - 100 человек;

– на транспорте - 100 человек;

– в сельском хозяйстве - 60 человек;

– в научно-технической сфере - 60 человек;

– в оптовой торговле - 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, – это численность работающих.

Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.


Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Выполняемые виды деятельности, кроме того, учитываются для применения отдельных льгот по хозяйственным вопросам, учету и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

– скачок в развитии коммуникационных технологий;

– расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;

– уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;

– повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

– содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;

– сокращение рабочей смены;

– большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.

Количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Часто малое предприятие не становится полностью банкротом, что достаточно важно, а лишь выкупается более крупной фирмой.

В связи с этим можно выделить три модели развития малого бизнеса:

– медленное расширение деловой активности;

– быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;

– сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне.

Таким образом, несмотря на большое количество трудностей и препятствий, малый бизнес активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике.
1.2 Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана
Предпринимательская деятельность в достаточно большой степени представляет собой творческий процесс, требующий целого набора специфических качеств. К сожалению, большинство предпринимателей не обладают подобными способностями. Особенно это характерно для отечественной бизнес-среды, большую часть, которой составляют люди, для которых занятие бизнесом стало не свободным осмысленным выбором, а вынужденной мерой. Тем более важным инструментом становится бизнес-план, позволяющий на проверенной основе спрогнозировать будущее развитие своего дела, произвести предварительные расчеты и определить возможную прибыльность нового бизнес-проекта.


Бизнес-план — это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана — подробно описать предполагаемую деятельность компании на ближайший год, связанную с разработкой новых товаров и услуг (открытием новых бизнес-направлений, финансовым оздоровлением и пр.), определить основные финансовые показатели на последующий период (3-5 лет) с учетом уровня спроса целевого рынка, произвести оценку имеющихся ресурсов и определить потребности в дополнительном внешнем финансировании.

Однако эта цель не единственная. В качестве других, не менее важных, целей разработки бизнес-плана можно назвать:

– оценка степени жизнеспособности бизнес-идеи;

– снижение риска открытия нового бизнеса или бизнес-направления;

– привлечение интереса потенциальных инвесторов (спонсоров, кредиторов);

– приобретение опыта планирования, определение перспективы развития нового бизнеса.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он может способствовать достижению целого ряда дополнительных целей, среди которых следует выделить:

– конкретизация дерева целей компании;

– стимулирование разработки стратегических перспектив и выработку оперативных тактических мероприятий для их достижений;

– разработка и внедрение системы объективной оценки результатов коммерческой деятельности;

– формирование дополнительного бизнес-инструментария;

– определение сильных и слабых сторон предлагаемого бизнеса;

– оценка внешних возможностей и угроз, разработка альтернативных стратегий выживания и развития.

Кроме этого, бизнес-план поможет решению некоторых важных проблем компании, например:

– уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

– доказать потенциальным инвесторам необходимость и целесообразность реструктуризации предприятия или открытия нового;

– убедить акционеров или собственников согласиться с предложенным планом развития, позволяющим достигнуть новых более высоких количественных и качественных показателей.

Обычно бизнес-планы составляют для внешнего (чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам) или внутреннего (в этом случае проводится анализ всех сильных и слабых сторон бизнеса) использования.

Как правило, при подготовке бизнес-плана для внутреннего использования анализируются многие проблемы и слабые места проекта, которые не предназначены для глаз потенциальных инвесторов. В то же время обсуждение этих сложных вопросов и поиск путей их решения позволит заявителям самим для себя получить реальное представление о возможных препятствиях реализации предложенного проекта и более объективно оценить ситуацию внешней среды бизнеса.