Файл: 1 Теоретические основы бизнеспланирования 5 1 Роль малого бизнеса в экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бизнес-план поможет предупредить или при неудачном развитии событий достойно встретить многие неизбежные трудности в становлении нового или развитии существующего бизнеса. Бизнес-план позволяет продемонстрировать выгодность предлагаемого проекта и привлечь потенциальных партнеров или инвесторов к его реализации. Он может убедить инвесторов в том, что представленный проект предлагает новые возможности получения доходов, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач. Это очень важно, так как любой инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли. Бизнес-план также нужен тому, кто предполагает провести изменения в своем бизнесе, или для того, чтобы взглянуть на свое дело со стороны. Бизнес-план – это элемент имиджа предприятия. Значительно убедительнее выглядит компания, о которой известно, как она будет развиваться в течение ближайших лет. Бизнес-план является неотъемлемым элементом существования любого предприятия, более того, он не существует формально, над этим документом идет постоянная работа.

Бизнес-планирование – это творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. Именно само содержание и характер процесса бизнес-планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия (организации) и уменьшает возможность отрицательных финансовых результатов.

При этом необходимо отметить, что бизнес-планирование является одним из важнейших инструментов современного менеджмента. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается множество новых возможностей, и именно бизнес-планирование помогает менеджеру с максимальной эффективностью их использовать для получения устойчивого преимущества на рынке.

На практике нередко встречаются случаи, когда внутрифирменное планирование не достигает своих целей. Выделяют две группы причин неудач внутрифирменного планирования:

– приоритет краткосрочных показателей развития;

– несерьезное отношение к процессам планирования.

Во многом это объясняется тем, что компании приходится оперативно решать большое количество текущих задач, пренебрегая работой над перспективными стратегическими целями и задачами. В то же время, для достижения успеха на рынке нужно научиться оптимально сочетать и то и другое.

Вторая группа причин связана с природой личности менеджера, который может иметь достаточно слабую склонность к планированию.


Таким образом, можно сделать вывод, что:

– внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия независимо от его размера: бизнес-план позволяет проанализировать текущую или перспективную ситуацию (наличие условий для создания или расширения бизнеса);

– формализованная концепция и методология бизнес-планирования стала полезным инструментом современного менеджмента, поскольку она позволяет успешно справляться с рисками, связанными с принятием управленческих решений;

– в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов.

Все эти обстоятельства еще больше повышают значение и роль бизнес-планирования для современного предпринимательства.

В целом для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении бизнес-планирования:

– первая сфера – это вновь созданные частные компании;

– вторая сфера (не менее значимая) – государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия, для которых планирование является традиционным.

Систематическое бизнес-планирование в настоящее время осуществляется преимущественно крупными компаниями, для которых характерно долгосрочное планирование своей деятельности. Большинство компаний средних и малых размеров прибегает к бизнес-планированию лишь в тех случаях, когда предприятие оказывается в достаточно сложной ситуации.

Механизм бизнес-планирования в России должен включать в себя теорию, методологию и практику реального отечественного бизнеса, обладающего специфическими национальными особенностями. Этот механизм должен обеспечивать предпринимателей эффективным инструментом реализации предпринимательских целей (от возникновения до воплощения бизнес-идеи). Такого рода планирование в России призвано включать:

– разработку детализированного бизнес-плана;

– обеспечение реализации этого плана;

– оценку эффективности внедрения;

– корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования.

Многие отечественные авторы отмечают, что для российских предприятий наиболее распространенными и актуальными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации являются:

– создание бизнес-линий (продуктовых линий или инвестиционных проектов), как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных премий, специального и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников, сбыту продуктов), которые обеспечивают возможность получать определенный доход;



– разработка бизнес-планов специального назначения, финансово-экономического характера;

– эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами;

– подготовка к продаже приватизированных предприятий;

– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;

– выкуп акций в компаниях (типа ОАО, ЗАО) либо паев в товариществах;

– обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.

Тщательно проработанный бизнес-план позволяет:

– выбрать конкретные направления деятельности и целевые рынки;

– сформулировать дерево целей компании, начиная от краткосрочных, и заканчивая долгосрочными (стратегическими);

– определить технические характеристики и особенности предлагаемых товаров и услуг;

– оценить все виды издержек по всей цепи движения продукта от его разработки и, заканчивая доведением до конкретных потребителей;

– оценить соответствие имеющихся в наличии ресурсов поставленных целей и задач;

– сформулировать комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению товаров и услуг (начиная с анализа рынка и заканчивая формированием рекламных стратегий) и определения методов стимулирования продаж и каналов сбыта.

Следует отметить, что именно активное использование инструмента бизнес-планирования позволит российским предприятиям, как уже работающим на рынке, так и вновь созданным, успешно функционировать в условиях рынка. При этом им необходимо учитывать специфику основных рыночных сил, в том числе механизм и тип конкуренции, существующей на целевых рынках. Ужесточение рыночной конкуренции приводит к тому, что компании вынуждены искать новые инструменты, которые позволят им сохранить завоеванные рыночные позиции. Одним из таких инструментов может стать бизнес-планирование, творческое применение которого позволит создать эффективные конкурентоспособные предприятия.

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1 Методика составления управленческого бизнес-плана
В центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Он является ключевым звеном всего процесса бизнес-планирования, так как устанавливает цели и пути (стратегии), с помощью которых предприятие собирается эти цели достигнуть.

Управленческий бизнес-план в отличии от стратегического включает в себя подробные планы отдельных подразделений или функциональных направлений деятельности. Результатом разработки данного типа бизнес-плана должна стать согласованная стратегия и подробный план действий с указанием конкретных шагов по достижению поставленных целей.


Составление управленческого бизнес-плана исходит из положения, что предприятие определилось с базовой и деловой стратегией, которой оно придерживается в соответствии с поставленными целями. Логика построения управленческого бизнес-плана исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:

– оценка текущего состояния предприятия;

– определение желаемого состояния предприятия;

– выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.

Общий план компании включает в себя основные элементы краткосрочного стратегического планирования, то есть предусматривает основные его процедуры: анализ и целеполагание. Оценив текущее состояние и потенциал предприятия, можно приступить ко второму этапу составления управленческого бизнес-плана – формулирование общих целей компании на планируемый период. На основе общей цели предприятия определяются частные цели структурных подразделений, которые конкретизируют их задачи. Основным моментом здесь является смещение внимания с автономно работающего подразделения на понимание общей цели предприятия. В малых (средних) предприятиях это достигается гораздо легче, чем в крупных предприятиях.

Маркетинговый план – это второй шаг в составлении управленческого бизнес-плана. В рамках этого плана создается детальный проект, который наглядно показывает, как предприятие собирается выполнить свой план по продажам. Маркетинговый план определяет ту стратегию, которую предприятие должна придерживаться в плановом периоде и которая поможет персоналу, занимающемуся продажами, создать необходимый спрос на продукт.

Операционный план является ключевым для большинства предприятий, особенно для тех, которые заняты в производстве.

План основных закупок необходим для рационального приобретения предприятием основных активов. Основная задача плана – определить эти активы, их стоимость и время покупки. Кроме этого, в плане необходимо провести обоснование выгодности приобретения именно этого актива и показать, как он будет интегрирован в общий план предприятия и повлияет на достижение поставленной общей цели.

План по персоналу и основные вопросы, связанные с персоналом, рассматриваются в планах подразделений. В данный план могут быть включены вопросы затрагивающие общие для предприятия изменения: планирование повышения заработной платы, планирование временной занятости, планирование консультационных затрат и т.п.


Создание финансового плана является завершающим этапом разработки управленческого бизнес-плана. Его основная цель – определить количественные показатели финансовых результатов и успехов каждого подразделения. В финансовом плане происходит совмещение планов подразделений и их интегрирование в конкретные финансовые показатели. Содержание финансового плана традиционно включает разработку трех основных финансовых документов: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет, план движения денежной наличности. Может быть, и более расширенное содержание финансового плана, включающего следующие компоненты:

– предположения;

– финансовые документы;

– планирование денежных потоков.

Финансовый план начинается с раздела, где собираются в единое целое все предположения, сделанные в процессе разработки планов подразделений. Основная цель раздела – дать пояснение всех предположений, на базе которых составлен текущий бизнес-план.

Можно выделить два типа предположений, используемых в процессе формирования планов подразделений:

– ключевые (сделаны при формулировании общей цели компании, то есть это количественное выражение общей цели);

– вторичные (связаны с целевыми задачами отдельных подразделений, целиком зависят от ключевых предположений и, как правило, автоматически изменяются при изменении ключевых предположений).

Финансовые документы включают традиционные формы: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в финансовом состоянии.

Планируемый баланс компании начинается с исходных сальдо. Дальнейшее составление баланса базируется на предпосылках и данных других финансовых отчетов и таблиц.

Отчет о прибылях и убытках включает данные о доходах, стоимости продаваемых товаров, а также прочие доходы и издержки.

Отчет об изменения в финансовом состоянии представляет произвольную форму, в которой приводятся результаты от будущей деятельности, взятые как из баланса, так и из отчета о прибылях и убытках.

Планирование денежных потоков осуществляется, когда уже подготовлены все основные разделы бизнес-плана и финансовые документы. Главная особенность планирования денежных потоков – это различие движения финансов и движение денег. План движения денежных средств является математическим следствием тех компонентов, которые уже прописаны в бизнес-плане. Он практически не содержит новых положений и призван исправлять несоразмерности денежного баланса.