Файл: 1 Теоретические основы бизнеспланирования 5 1 Роль малого бизнеса в экономике 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бизнес-план поможет предупредить или при неудачном развитии событий достойно встретить многие неизбежные трудности в становлении нового или развитии существующего бизнеса. Бизнес-план позволяет продемонстрировать выгодность предлагаемого проекта и привлечь потенциальных партнеров или инвесторов к его реализации. Он может убедить инвесторов в том, что представленный проект предлагает новые возможности получения доходов, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач. Это очень важно, так как любой инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли. Бизнес-план также нужен тому, кто предполагает провести изменения в своем бизнесе, или для того, чтобы взглянуть на свое дело со стороны. Бизнес-план – это элемент имиджа предприятия. Значительно убедительнее выглядит компания, о которой известно, как она будет развиваться в течение ближайших лет. Бизнес-план является неотъемлемым элементом существования любого предприятия, более того, он не существует формально, над этим документом идет постоянная работа.
Бизнес-планирование – это творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. Именно само содержание и характер процесса бизнес-планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия (организации) и уменьшает возможность отрицательных финансовых результатов.
При этом необходимо отметить, что бизнес-планирование является одним из важнейших инструментов современного менеджмента. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается множество новых возможностей, и именно бизнес-планирование помогает менеджеру с максимальной эффективностью их использовать для получения устойчивого преимущества на рынке.
На практике нередко встречаются случаи, когда внутрифирменное планирование не достигает своих целей. Выделяют две группы причин неудач внутрифирменного планирования:
– приоритет краткосрочных показателей развития;
– несерьезное отношение к процессам планирования.
Во многом это объясняется тем, что компании приходится оперативно решать большое количество текущих задач, пренебрегая работой над перспективными стратегическими целями и задачами. В то же время, для достижения успеха на рынке нужно научиться оптимально сочетать и то и другое.
Вторая группа причин связана с природой личности менеджера, который может иметь достаточно слабую склонность к планированию.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
– внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия независимо от его размера: бизнес-план позволяет проанализировать текущую или перспективную ситуацию (наличие условий для создания или расширения бизнеса);
– формализованная концепция и методология бизнес-планирования стала полезным инструментом современного менеджмента, поскольку она позволяет успешно справляться с рисками, связанными с принятием управленческих решений;
– в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов.
Все эти обстоятельства еще больше повышают значение и роль бизнес-планирования для современного предпринимательства.
В целом для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении бизнес-планирования:
– первая сфера – это вновь созданные частные компании;
– вторая сфера (не менее значимая) – государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия, для которых планирование является традиционным.
Систематическое бизнес-планирование в настоящее время осуществляется преимущественно крупными компаниями, для которых характерно долгосрочное планирование своей деятельности. Большинство компаний средних и малых размеров прибегает к бизнес-планированию лишь в тех случаях, когда предприятие оказывается в достаточно сложной ситуации.
Механизм бизнес-планирования в России должен включать в себя теорию, методологию и практику реального отечественного бизнеса, обладающего специфическими национальными особенностями. Этот механизм должен обеспечивать предпринимателей эффективным инструментом реализации предпринимательских целей (от возникновения до воплощения бизнес-идеи). Такого рода планирование в России призвано включать:
– разработку детализированного бизнес-плана;
– обеспечение реализации этого плана;
– оценку эффективности внедрения;
– корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования.
Многие отечественные авторы отмечают, что для российских предприятий наиболее распространенными и актуальными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации являются:
– создание бизнес-линий (продуктовых линий или инвестиционных проектов), как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных премий, специального и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников, сбыту продуктов), которые обеспечивают возможность получать определенный доход;
– разработка бизнес-планов специального назначения, финансово-экономического характера;
– эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами;
– подготовка к продаже приватизированных предприятий;
– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;
– выкуп акций в компаниях (типа ОАО, ЗАО) либо паев в товариществах;
– обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Тщательно проработанный бизнес-план позволяет:
– выбрать конкретные направления деятельности и целевые рынки;
– сформулировать дерево целей компании, начиная от краткосрочных, и заканчивая долгосрочными (стратегическими);
– определить технические характеристики и особенности предлагаемых товаров и услуг;
– оценить все виды издержек по всей цепи движения продукта от его разработки и, заканчивая доведением до конкретных потребителей;
– оценить соответствие имеющихся в наличии ресурсов поставленных целей и задач;
– сформулировать комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению товаров и услуг (начиная с анализа рынка и заканчивая формированием рекламных стратегий) и определения методов стимулирования продаж и каналов сбыта.
Следует отметить, что именно активное использование инструмента бизнес-планирования позволит российским предприятиям, как уже работающим на рынке, так и вновь созданным, успешно функционировать в условиях рынка. При этом им необходимо учитывать специфику основных рыночных сил, в том числе механизм и тип конкуренции, существующей на целевых рынках. Ужесточение рыночной конкуренции приводит к тому, что компании вынуждены искать новые инструменты, которые позволят им сохранить завоеванные рыночные позиции. Одним из таких инструментов может стать бизнес-планирование, творческое применение которого позволит создать эффективные конкурентоспособные предприятия.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1 Методика составления управленческого бизнес-плана
В центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Он является ключевым звеном всего процесса бизнес-планирования, так как устанавливает цели и пути (стратегии), с помощью которых предприятие собирается эти цели достигнуть.
Управленческий бизнес-план в отличии от стратегического включает в себя подробные планы отдельных подразделений или функциональных направлений деятельности. Результатом разработки данного типа бизнес-плана должна стать согласованная стратегия и подробный план действий с указанием конкретных шагов по достижению поставленных целей.
Составление управленческого бизнес-плана исходит из положения, что предприятие определилось с базовой и деловой стратегией, которой оно придерживается в соответствии с поставленными целями. Логика построения управленческого бизнес-плана исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:
– оценка текущего состояния предприятия;
– определение желаемого состояния предприятия;
– выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.
Общий план компании включает в себя основные элементы краткосрочного стратегического планирования, то есть предусматривает основные его процедуры: анализ и целеполагание. Оценив текущее состояние и потенциал предприятия, можно приступить ко второму этапу составления управленческого бизнес-плана – формулирование общих целей компании на планируемый период. На основе общей цели предприятия определяются частные цели структурных подразделений, которые конкретизируют их задачи. Основным моментом здесь является смещение внимания с автономно работающего подразделения на понимание общей цели предприятия. В малых (средних) предприятиях это достигается гораздо легче, чем в крупных предприятиях.
Маркетинговый план – это второй шаг в составлении управленческого бизнес-плана. В рамках этого плана создается детальный проект, который наглядно показывает, как предприятие собирается выполнить свой план по продажам. Маркетинговый план определяет ту стратегию, которую предприятие должна придерживаться в плановом периоде и которая поможет персоналу, занимающемуся продажами, создать необходимый спрос на продукт.
Операционный план является ключевым для большинства предприятий, особенно для тех, которые заняты в производстве.
План основных закупок необходим для рационального приобретения предприятием основных активов. Основная задача плана – определить эти активы, их стоимость и время покупки. Кроме этого, в плане необходимо провести обоснование выгодности приобретения именно этого актива и показать, как он будет интегрирован в общий план предприятия и повлияет на достижение поставленной общей цели.
План по персоналу и основные вопросы, связанные с персоналом, рассматриваются в планах подразделений. В данный план могут быть включены вопросы затрагивающие общие для предприятия изменения: планирование повышения заработной платы, планирование временной занятости, планирование консультационных затрат и т.п.
Создание финансового плана является завершающим этапом разработки управленческого бизнес-плана. Его основная цель – определить количественные показатели финансовых результатов и успехов каждого подразделения. В финансовом плане происходит совмещение планов подразделений и их интегрирование в конкретные финансовые показатели. Содержание финансового плана традиционно включает разработку трех основных финансовых документов: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет, план движения денежной наличности. Может быть, и более расширенное содержание финансового плана, включающего следующие компоненты:
– предположения;
– финансовые документы;
– планирование денежных потоков.
Финансовый план начинается с раздела, где собираются в единое целое все предположения, сделанные в процессе разработки планов подразделений. Основная цель раздела – дать пояснение всех предположений, на базе которых составлен текущий бизнес-план.
Можно выделить два типа предположений, используемых в процессе формирования планов подразделений:
– ключевые (сделаны при формулировании общей цели компании, то есть это количественное выражение общей цели);
– вторичные (связаны с целевыми задачами отдельных подразделений, целиком зависят от ключевых предположений и, как правило, автоматически изменяются при изменении ключевых предположений).
Финансовые документы включают традиционные формы: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в финансовом состоянии.
Планируемый баланс компании начинается с исходных сальдо. Дальнейшее составление баланса базируется на предпосылках и данных других финансовых отчетов и таблиц.
Отчет о прибылях и убытках включает данные о доходах, стоимости продаваемых товаров, а также прочие доходы и издержки.
Отчет об изменения в финансовом состоянии представляет произвольную форму, в которой приводятся результаты от будущей деятельности, взятые как из баланса, так и из отчета о прибылях и убытках.
Планирование денежных потоков осуществляется, когда уже подготовлены все основные разделы бизнес-плана и финансовые документы. Главная особенность планирования денежных потоков – это различие движения финансов и движение денег. План движения денежных средств является математическим следствием тех компонентов, которые уже прописаны в бизнес-плане. Он практически не содержит новых положений и призван исправлять несоразмерности денежного баланса.