Файл: 1 Теоретические основы бизнеспланирования 5 1 Роль малого бизнеса в экономике 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, эти аспекты могут интересовать будущих инвесторов при оценке целесообразности вложения финансовых средств и определения их оптимального размера. Например, при более тщательном анализе имеющихся ресурсов, может оказаться, что сумма инвестиций существенно снизится. Или изменится график получения финансовых средств, вследствие более тщательного планирования работ, что особенно важно при использовании кредитных ресурсов, предполагающих выплату процентов за использование финансовых средств. Кроме того, такое планирование может снизить и сумму необходимых инвестиций, поскольку при реализации некоторых проектов уже на первых его стадиях возможно получение денежных средств от продаж. В этом случае получение инвестиционного кредита может стать неверным стратегическим решением, поскольку компания будет вынуждена большую часть доходов отдавать инвестору.
Все варианты стратегии развития предприятия должны быть проработаны заранее, привлечение инвестора окажется оправданным только в том случае, если обе стороны согласятся с целесообразностью этого решения. В то же время бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность, что в дальнейшем может оказать разрушающее воздействие в процессе его реализации. Поэтому при разработке любого варианта бизнес-плана следует, как можно более реалистично оценивать как имеющиеся ресурсы, так и рыночные перспективы.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии. Существует несколько подходов к составлению бизнес-плана. Несмотря на бросающееся в глаза сходство представленных подходов, между ними существуют определенные различия.
На первое место при первом подходе ставится определение личных целей бизнесмена, на основе чего строится бизнес, определяются его сильные и слабые стороны. На основе анализа внешней и внутренней ситуации компании определяется перспективная цель (миссия), после чего переходят к разработке стратегии, конкретизирующей и формирующей дерево целей, и определяющей задачи и подзадачи. В задачи и подзадачи включаются трудовые и финансовые ресурсы, продукция. При использовании второго подхода на первое место ставится принятие решений.
Возможно применение подхода, когда основная цель планирования заключается в том, чтобы соотнести направление развития бизнеса с наиболее полным удовлетворением спроса на целевом рынке, учитывая в процессе разработки плана желаемый уровень рентабельности, ограничения внешней бизнес-среды, включающей построение эффективных взаимоотношений с потребителями, поставщиками и конкурентами.
Замысел плана формируется в три этапа, включающие:
– постановку реалистичных целей;
– выбор наиболее оптимальной рыночной позиции для компа компании (рыночной ниши);
– разработку комплекса мероприятий для достижения желаемых результатов.
В процессе работы над бизнес-планом следует учитывать тот факт, что важное значение имеет его структура, поскольку этот документ иногда играет решающую роль в становлении нового бизнес-плана или развитии и перепрофилирования старого. Объем некоторых разделов и стиль их написания в разных бизнес-планах могут существенно отличаться друг от друга, состав этих разделов остается практически неизменным. Бизнес-план – это не художественное произведение, поэтому следует выбрать наиболее традиционную структуру, которая включает: краткое содержание (резюме), характеристику отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценку возможных рисков и страхование.
Содержание разделов бизнес-плана может изменяться в зависимости от вида бизнеса, например, при составлении плана для получения инвестиционных ресурсов необходимо уделить внимание именно тем аспектам, которые могут в большей мере произвести благоприятное впечатление на потенциальных инвесторов, вызвать их интерес (например, сделать акцент на прибыльности и точности представленных финансовых расчетов). В то же время следует учитывать, что работа с частными инвесторами гораздо более сложная, чем с банковскими организациями, предоставляющими кредитные ресурсы. Предприниматели острее чувствуют все возможные трудности на пути реализации проекта, и больше рискуют потерять вложенные средства. Банковские организации больше внимания уделяют чисто формальной стороне (например, четкому описанию основных бизнес-процессов).
В зависимости от отраслевой специфики, размера предприятия, объема выпуска предлагаемых продуктов и их ассортимента общий объем (количество страниц) бизнес-плана и наполнение его отдельных разделов может быть весьма различным. В некоторых случаях, если предметом бизнес-плана является открытие мини-кафе или прачечной на дому, он требует менее объемной проработки. Более того, часть разделов может и вовсе отсутствовать. В других – если речь идет о финансовом оздоровлении крупного промышленного предприятия или выпуске инновационной продукции в приоритетной области, требующих значительных объемов финансовых инвестиций, необходимо проводить глубокие рыночные исследования, проводить комплексный финансовый анализ.
При этом следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления по форме и материалу существенно отличается от всех остальных, в нем гораздо больше внимания уделяется анализу финансового положения предприятия, он имеет свою структуру и логику изложения. В то же время составление такого документа может оказаться полезной и для тех предприятий, которые начинают испытывать какие-либо финансовые трудности. Он позволит вскрыть внутренние резервы, наметить перспективы развития, определить реальную потребность в привлечении внешних инвестиций. Более того, при работе над таким бизнес-планом может быть выявлена целесообразность прекращения деятельности убыточного предприятия, поскольку никакие мероприятия по его реструктуризации не смогут принести желаемых результатов. Вливание новых финансовых средств может только продлить агонию, но не позволит сделать его конкурентоспособным.
Можно выделить следующие особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов:
– специфика отрасли;
– общая стратегия предприятия;
– концепция продукта.
Подготовленный бизнес-план должны отличать:
– четкая структура разделов;
– простота изложения, наглядность и обоснованность представленных материалов;
– объективность и достоверность используемой информации;
– обоснованный анализ рисков и трудностей, которые могут помешать его успешной реализации;
– точность финансовых расчетов;
– достоверность финансовых показателей и документов.
На практике наиболее часто используются следующие виды бизнес-планов: бизнес-план организации; бизнес-план заявки на кредит; бизнес-план инвестиционного проекта; бизнес-план структурного подразделения; бизнес-план заявки на грант; бизнес-план развития региона; бизнес-план учреждения.
Бизнес-план организации – это программа развития на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснованного привлечения необходимых объемов инвестиций и ресурсов.
Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора или банковского кредита.
Бизнес-план инвестиционного проекта излагает результаты маркетингового исследования, обосновывает стратегии освоения рынка, предлагает конечные экономические и финансовые результаты.
Бизнес-план структурного подразделения (например, центра финансового учета) – это изложение плана его деятельности.
Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечественных, зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем и сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ, для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.
Бизнес-план развития региона определяет перспективы социально-экономического развития региона с обоснованием объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями.
Бизнес-план учреждения (государственного, негосударственного) – это обоснование перспектив и значимости его (например, ВУЗа, поликлиники, школы, научно-технического центра и т. д.) социально-экономического развития для общества.
Следует подчеркнуть, что не существует стандарта на разработку бизнес-плана, и ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует.
Бизнес-план дает представление о том, как предприятие в своей деятельности будет учитывать специфику своего региона:
– производственные возможности региональных промышленных предприятий и имеющиеся у них товарные запасы;
– объем и структуру предлагаемого поступления товаров из других регионов страны, дальнего и ближнего зарубежья;
– трудовой и интеллектуальный потенциал самого предприятия.
1.3 Современные подходы к бизнес-планированию
В российских условиях отчетливо прослеживаются два подхода к процессу бизнес-планирования. Первый подход предполагает разработку бизнес-плана внешней консалтинговой компанией, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Однако наиболее предпочтительным является второй подход, когда предприниматель самостоятельно работает над бизнес-планом, при необходимости получая консультации у специалистов (например, маркетологов) или потенциальных спонсоров и инвесторов. Несмотря на то, что инициаторы проекта могут слабо разбираться в финансовых и маркетинговых вопросах, над бизнес-планом обычно работает группа специалистов.
В нашей стране становится крайне актуальным овладение искусством составления бизнес-плана так как, рассчитывая получить иностранные инвестиции или кредитные ресурсы банков для реализации новых проектов, новое поколение российских предпринимателей должно уметь обосновывать свои заявки на финансирование и доказывать, что они способны успешно реализовать предлагаемые проекты и получить весомую финансовую отдачу.
Рамки бизнес-планирования затрагивают три основные области принимаемых управленческих решений:
– управление текущей деятельностью и развитием предприятия;
– управление изменениями на предприятии;
– разовые решения по отдельным аспектам управления;
– управление текущей деятельностью и развитием предприятия.
Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования.
Концептуальной задачей управленческого бизнес-плана в целом является определение целей функционирования предприятия, а также путей и ресурсов их достижения. Данный тип бизнес-плана более реален, по сравнению со стратегическим планом, и позволяет определить конкретные цели предприятия на короткий период (как правило, на год), а также подробный план действий по достижению поставленных целей. Помимо этого, управленческий бизнес-план позволяет решить и еще одну из задач менеджмента – координация действий между различными участниками, так как каждому участнику отводится своя роль, свой круг обязанностей и задач.
Динамичное развитие предприятия возможно только при создании специального механизма управления изменениями, составной частью которого является разработка бизнес-планов проектов. Данный тип бизнес-планов может являться как составной частью общей системы бизнес-планирования, так и самостоятельным документом для осуществления инвестиционной политики предприятия.
В процессе управления бизнесом возникают задачи, успешно решить которые возможно только при наличии специально подготовленного бизнес-плана. Круг таких задач достаточно широк и включает такие направления, как планирование разовых финансовых операций по купле - продаже бизнеса или его части, осуществления крупных коммерческих сделок, антикризисное планирование, приглашение на предприятие ведущего специалиста или менеджера и другие.
Практика показывает, что успех в мире бизнеса во многом зависит от трех элементов:
– понимания общего состояния дел на данный момент;
– представления того уровня, которого вы собираетесь достичь;
– планирования процесса перехода из одного состояния в другое.
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы, т. к. в процессе его разработки определяются цели и задачи, достижение которых позволит компании обеспечить себе стабильность не только в ближайшее время, но и в последующие годы. Это связано с тем, что работа над бизнес-планом требует тщательного изучения целевого рынка, сбора большого объема информации о реальных и потенциальных клиентах, позволяет оценить имеющиеся в распоряжении компании ресурсов.