Файл: Введение настоящая дипломная работа посвящена проблеме преодоления феномена выученной беспомощности в процессе обучения. Особую актуальность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психодиагностическая работа в этих случаях может быть осуществлена следующими двумя способами - с помощью психограммы и психодиагностических таблиц. Задача первого способа - с помощью составления психограммы - состоит в том, чтобы выявить наиболее «западающий», отстающий по степени сформированности показатель общего психологического развития младшего подростка, который, по всей вероятности, и является главной причиной школьных неудач ребенка. Сделать это можно, наглядно, графически представив все результаты психодиагностического обследования ученика и выявив тот (или те), который свидетельствует о низком уровне его сформированности. Именно на развитие этого показателя, на повышение уровня его сформированности и должны затем быть направлены коррекционные воздействия [18].
Второй способ выявления причин развития феномена «выученной беспомощности» когнитивного характера состоит в использовании психодиагностических таблиц, представляющих собой психологический инструментарий, с помощью которого возможно существенное повышение эффективности диагностической, а впоследствии и психокоррекционной деятельности [18].
В составленных психодиагностических таблицах в интегрированном виде представлены возможные учебные трудности когнитивного характера на разных уровнях их проявления и детерминации и приведены диагностико-коррекционные психологические методики.
Такие психодиагностические таблицы, предназначенные, в первую очередь, младшим подросткам. В каждом случае как можно полнее перечислены возможные причины, приводящие к возникновению данной учебной трудности. Таким образом, еще до начала практической работы с учащимся школьный психолог или учитель, пользуясь предложенными психодиагностическими таблицами, располагает «веером» возможных причин конкретной трудности у данного ученика и описанием конкретных психологических методик для их изучения.
На основании данных, полученных в ходе исследований этого феномена, создается программа преодоления феномена «выученной беспомощности» в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы [17]. Программа может включать следующие этапы.
Этап 1. Выявление и изучение педагогически запущенных школьников, т.е. учеников младших классов с выраженным феноменом «выученной беспомощности»
) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел, составление психолого-педагогической характеристики личности школьника.
) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; определение путей и способов их преодоления.
) Изучение положения ученика в классе, характера взаимоотношений с товарищами; определение путей и способов их улучшения.
) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика.
) Установление, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика.
Этап 2. Организация учителем педагогической, психологической и медицинской помощи школьникам с феноменом «выученной беспомощности».
) Ведение учета пробелов в знаниях, умениях и навыков; определение путей и способов их ликвидации.
) Повышение и укрепление интереса к учению, уверенности в своих силах путем создания ситуаций успеха.
) Осуществление мероприятий по укреплению положения беспомощных детей в классе: руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности и работу по формированию мотивации достижения отстающего ребенка определенных целей, связанных с достижением социальной значимости в коллективе сверстников.
) Работа с родителями ребенка, имеющего феномен «выученной беспомощности»: показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. Для этого особое внимание следует уделить следующим факторам семейного воспитания отстающего ребенка [18].
Этап 3. Организация свободного времени школьника с феноменом «выученной беспомощности».
) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.
) Привлечение к участию в школьных мероприятиях.
) Организация ненавязчивого контроля над свободным временем со стороны родителей.
) Вовлечение ребенка в группу продленного дня в школе при отсутствии надлежащих условий для обучения дома [31].
Положительным моментом этой программы, на наш взгляд, является оказание разного вида помощи ребенку, подключение различных специалистов к решению коррекционных задач.
Кроме того, в рамках любой работы по преодолению феномена «выученной беспомощности» в обучении детей младшего школьного возраста следует осуществлять регулярные системные мероприятия, связанные с:
постоянной коррекцией отношений педагога к ребенку, снятием психологических перегрузок;
гуманизацией межличностных отношений в детском коллективе;
рационализацией воспитательно-образовательной работы в классе;
взаимодействием учителей и родителей в педагогическом процессе.
Эффективные методы коррекции беспомощности являются «атрибутивная терапия», усиление осознания контроля над происходящим, развитие навыков разрешения социальных проблем и развитие мотивов стремления к успеху, развитие настойчивости и позитивного отношения к себе и к окружающему миру, а также использование стратегий воспитания и обучения, поощряющих самостоятельность. При использовании различных методов коррекции необходимо учитывать возрастные и структурные особенности беспомощности у детей и подростков.
Таким образом, результатом изучения проблемы должна стать разработка психологами и педагогами программы преодоления феномена «выученной беспомощности» в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы, в которую включаются рекомендации всем субъектам образовательного процесса, системное выполнение которых в полном объеме будет способствовать созданию психолого-педагогических условий преодоления отставания школьников в обучении, предотвращения и устранения причин возникновения феномена «выученной беспомощности».
Выученная (обученная) беспомощность (learned helplessness) это психологическое состояние живого существа, возникающее в результате его попадания в неблагоприятную среду, которое проявляется в отсутствии воли выйти из неё даже тогда, когда такая возможность реально предоставляется.
Специфика феномена характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства.
М. Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий. Для всех школьников с феноменом выученной беспомощности характерна слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Важным этапом работы педагога по профилактике и преодоление феномена «выученной беспомощности» младших подростков является практическое нахождение тех конкретных причин, которые у данного ученика вызывает ту или иную учебную трудность. Использование различных методов коррекции необходимо учитывать возрастные и структурные особенности беспомощности у детей и подростков.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ» В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Диагностика феномена «выученной беспомощности» у младших подростков в изучении иностранного языка
Говоря о трудностях обучения иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык - это ''сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством человеческого общения''[15, 25].
По определению В. Гумбольдта, язык - ''это душа нации, в нем запечатлен весь ее ''национальный'' характер. Являясь социально-историческим продуктом, язык тем самым осуществляет и связь между разными поколениями, говорящими на этом языке. Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».
Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета. Тогда и начинает проявляться феномен « выученной беспомощности».
Иностранный язык характеризуется целым рядом отличительных признаков от родного языка. Он отличается:
· направлением пути овладения, как отметил Л. С. Выготский;
· плотностью общения;
· включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность человека;
· совокупностью реализуемых им функций;
· соотносимостью с сензитивным периодом речевого развития ребенка, т.е. периодом наибольшей чувствительности к овладению языком (от 2 до 5 лет).
Рассмотрим специфику иностранного языка по каждому из выделенных выше пунктов. ''Характеризуя направления пути овладения родным и иностранным языками, Л.С. Выготский определил этот путь для родного языка как ''снизу-вверх'', тогда как для иностранного языка характерен путь ''сверху-вниз''. Можно сказать, что усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности'' [15].
С изменением направления овладения иностранным языком меняется и плотность общения. Так, плотность общения ребенка с окружающими его детьми и взрослыми на родном языке несравненно выше, чем на иностранном языке в условиях школьного обучения. Не менее существенной отличительной особенностью овладения и владения иностранным языком является его одностороннее «включение» только в коммуникативную, а не в предметно-коммуникативную деятельность. ''В школе ребенок только общается при помощи языка, не используя его в своей непосредственной предметной деятельности. Это, приводит к тому, что, например, слово иностранного языка живет в языковом сознании ребенка только в своей абстрактно-логической, понятийной стороне. Обозначаемые словом иностранного языка предметы лишены характеристик запаха, цвета, формы, размеров. Это может служить одной из причин непрочности сохранения иноязычного слова в памяти, затруднений его актуализации и развития феномена « выученной беспомощности» ''[15].
Сказанное выше соотносится и с такой особенностью, как возможность реализации иностранным языком всей совокупности функций, которые осуществляет родной язык. «Овладение родным языком есть стихийный процесс, которым человек овладевает не в силу его сознательного стремления знать язык, а в силу стихийного процесса развития мышления в онтогенезе». ''Усваивая родной язык, человек «присваивает» орудие познания действительности. В этом процессе естественно удовлетворяются и формируются его специфические человеческие (познавательные, коммуникативные и другие социальные) потребности''. [15].
Иностранный язык в условиях школьного обучения уже не может в такой мере, как родной, служить средством «присвоения» общественного опыта, орудием познания действительности. Овладение иностранным языком чаще всего определяется ''удовлетворением либо учебно-познавательной потребности, либо потребности осознания формы выражения собственной мысли''. Как отметил Л. В. Щерба, «наблюдения над языком являются наблюдениями над мышлением...» и «выполняет эту предпосылку, заставляя человека останавливаться на потоке своей речи, а, следовательно, и мышления, заставляя членить его на части, вдумываться в соотношение этих частей, сравнивать их друг с другом и углублять этим их понимание.
Необходимо также обратить внимание на характеристику языка как '' средства удовлетворения коммуникативной потребности выражения мысли, чувства, воли. И родной, и иностранный язык выступают в этом качестве. Однако родной язык первым становится естественной, натуральной формой осознания существования и обозначения эмоционально-волевой сферы человека. Любой другой язык, сосуществуя, не замещает и тем более не вытесняет родной язык в этой функции. Свидетельством этого является тот факт, что самое интимное, непроизвольное, личностно-значимое, люди, владеющие несколькими языками, выражают только на родном языке''. [15].