Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, основным содержанием групповых занятий является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного об­щения и особенностей взаимодействия с ребенком. Занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.

Динамика родительской группы содержит три фазы: ориентации и зависимости; конфликтов; конструктивную фазу.

В начале занятий характерна ориентировка участ­ников в ситуации. Общий настрой первых занятий за­интересованный, у некоторых участников слегка нега­тивный. В этот период группа находится в сильной зависимости от ведущего: ждет его реакции, указаний, информацию о целях занятий. Однако первые высказы­вания ведущего весьма неопределенны и касаются в основном формы, а не содержания группового общения. Поэтому обсуждаются часто второстепенные, общеиз­вестные проблемы. Неопределенность целей и вседозволенность самовыражения вызывают у членов группы чувство тревожности и неудовлетворенности. Участ­ники постепенно знакомятся друг с другом, наблю­дается осторожное взаимное «прощупывание».

Давящая атмосфера «бесцельности коммуникации» приводит к недовольству бездеятельной властью веду­щего, т. е. группа вступает в фазу конфликтов. В группе появляются эмоционально обособленные подгруппы. Идет процесс статусной дифференциации группы, раз­деление ее членов на активных и пассивных, доминиру­ющих и подчиняющихся. Наблюдаются временное на­пряжение, конфликты между отдельными участниками группы, а также между сложившимися подгруппами. Негативные отношения между участниками возникают преимущественно в тех случаях, когда в ходе дискуссии или в игре затрагиваются жизненные ситуации, показы­вающие несходство их взглядов и позиций. Проявля­ющиеся эмоции носят в основном негативный характер.

Постепенно сглаживающиеся конфликты говорят о том, что наступает конструктивная фаза в работе группы. Появляется искренность в высказывании чувств. Участ­ники открыто рассказывают о своих проблемах. Для этой фазы характерен высокий накал эмоций. Группа начинает функционировать как единая рабочая еди­ница. Повышается интерес к проблемам и личности каждого из участников. Группа приобретает коррекционную способность.

Изложенная динамика родительской группы имеет ряд специфических черт. Во-первых, конфронтация с ведущим, традиционно описываемая как характерная особенность второй фазы развития группы, в роди­тельской группе не столь ярко выражена. Высказы­вания, направленные против психолога, сравнительно редки и не очень агрессивны, несмотря на его старатель­ные провокации. Критика тактики ведущего, как пра­вило, завуалирована.


Наблюдаются случаи, когда недовольство группы тактикой руководителя выливается в нападки на вто­рого участвующего в группе психолога (студента-ста­жера).

Изменение динамики отношения к ведущему по сравнению с традиционной обусловлено одновременно работой психолога с детьми. Родители ощущают польз и значимость для детей игровых занятий. Позитивные сдвиги в поведении детей служат основой роста доверия к психологу, к тем методам работы, которые с предлагает.

Во-вторых, отношение к ведущему со стороны pодителей закономерно изменяется согласно тому, как меняются отношения к нему детей. Для определенного этапа работы с детьми характерно резкое повышение у них открытой агрессивности. Тактика психолога этот момент строится таким образом, чтобы не да развиться чувству вины у детей, возникающему после проявления агрессии. Это одна из причин возникновения у детей особых чувств к психологу: любви, привязанности. В этот момент в родительской группе начинаются трудности. Если раньше отношение родителей к психологу могло быть охарактеризовано как уважительное, повышенно-требовательное (родители ожидают от него решения своих проблем), то теперь возникает своего рода ревность к нему. Родители подчеркивают «отрицательные» последствия игровых занятнй, которые сейчас находятся в очень сложной фазе, когда у детей наблюдается заострение симптомов. Родители жалуются, но детей не забирают.

Учет специфичности закономерной динамики при параллельной работе в детских и родительских группах позволяет правильно строить тактику коррекционной работы. Необходимо, чтобы период ревности у родителей не совпадал с фазой конфликтов в родительской группе. В противном случае нарушение взаимоотношений родителей с ведущим может приводить к дезорга­низации работы группы и нарушению коррекционного процесса.

В-третьих, характерной чертой родительской группы является наступающее иногда вследствие проработки супружеских проблем обострение супружеских кон­фликтов. Подчеркнем, что подобное обострение супру­жеских конфликтов — это благоприятный признак, так как усиление переживаний создает условия для нового эмоционального опыта, осознания своих проблем и ставит супругов перед необходимостью выявления ра­нее скрытых конфликтов и поиска новых форм взаимо­действия. Кроме того, в контексте семейной общности подобное усиление конфликтов показывает перераспре­деление зоны конфликтности, ребенок перестает быть единственным слабым звеном в семейной структуре.



Все формы межличностных взаимоотношений и взаи­модействий в группе, обладающие наиболее выраженным коррекционным потенциалом, можно условно объеди­нить в две основные категории: неспецифические коррекционные механизмы и механизмы направленной пси­хологической коррекции.

Основными неспецифическими механизмами, обус­ловливающими коррекционное воздействие группового процесса, являются следующие:


1. Принадлежность к группе. Уже сама позиция участника группы может эффективно воздействовать и вызывать требуемые изменения. Прием в группу, общение в ней заставляют человека почувствовать, что он не один со своими проблемами, что его проблемы не уникальны. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.

2. Эмоциональная поддержка. Она имеет большое значение для создания в группе климата психологиче­ской безопасности. Это выражается в безусловном при­нятии личности участника.

3. Помощь остальным участникам. Каждый из чле­нов группы начинает ощущать себя необходимым, полез­ным, значимым для других. Этот фактор помогает пре­одолеть тревожную сосредоточенность на своих про­блемах, повышает чувство сопринадлежности, уверен­ности и нормализует самооценку.

Сопоставление описанных механизмов с задачами Психологической коррекции в родительских группах показывает, что неспецифнческие коррекционные механизмы повышают самоуважение, самопринятие участ­ников, уверенность родителей при взаимодействиях в семье и с ребенком, помогают родителям осознать творческий характер процесса воспитания.

Кроме того, действие неспецифических групповых механизмов способствует созданию особой групповой атмосферы, необходимой для достижения группой спо­собности функционировать как единая рабочая единица, что позволяет осуществлять собственно направленную психологическую коррекцию.

Реализация задач психологической коррекции в родительских группах достигается путем направленного воздействия на основные компоненты личности: эмоцио­нальный, познавательный, поведенческий. Коррекционные действия в этих сферах осуществляются с помощью следующих механизмов:

1. Эмоциональное отреагирование: свободное выра­жение собственных эмоций; понимание и раскрытие своих проблем с соответствующими им переживаниями; получение эмоциональной поддержки; эмоциональная коррекция своих отношений; модификация способа пе­реживания и эмоционального реагирования, воспитание чувств.

2. Расширение сферы осознания своей проблематики:
мотивов воспитания и поведения; своей роли в проис­хождении различных конфликтных ситуаций; причин возникновения тех или иных трудностей в отношениях; способов поведения и взаимодействия родителей и детей, Одновременно происходит расширение сферы осознания воспитательного подхода к ребенку в разных его ас­пектах: осознания личностных особенностей ребенка и себя как родителя, а также осознания мотивов вос­питания.

3. Отработка новых приемов и способов поведения:

преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепление новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать oоптимальному функционированию вне группы; коррекция реакций и форм поведения на основе изменений в познавательной и эмоциональной сферах.

В процессе занятий участники обучаются предъяв­лять к ребенку требования, сообразные его возрасту, способностям, состоянию; опробывают новые способы психологического воздействия. Соответствующие мо­дели поведения демонстрируются ведущим на детских игровых занятиях, а также в игровых ситуациях на занятиях родительской группы.

Механизмы коррекционного действия в родительской группе обеспечиваются специфическим групповым об­щением участников и его динамикой, а также тактикой психолога-ведущего. Можно выделить три -основных направления коррекционной работы ведущего в группе:

1. Опосредованное воздействие группы на ее участ­ников через создание группы.

2. Непосредственное воздействие на каждого участ­ника.

3. Непосредственное воздействие на семейную пару. Наиболее целесообразно рассматривать механизмы коррекционного воздействия в тактике ведущего в соответствии с динамикой группового процесса. Как показывает анализ, тактика ведущего изменяется от фазы к фазе. На первых двух фазах развития группы основное внимание психолога уделяется созданию группы как коррекционного целого. На третьей фазе, когда группа начинает функционировать как единая рабочая единица, акцент переносится на непосредственную ра­боту с каждым участником и с семейной парой в це­лом.

Одна из главных задач психолога-ведущего — обес­печить условия конструктивной работы группы, которая осуществляется запусканием в действие и функциони­рованием собственно групповых коррекционных ме­ханизмов. На первой фазе, когда члены группы еще незнакомы друг с другом, групповое напряжение на­столько сильно, что создает опасность распада группы. Задача психолога в этот момент заключается в консо­лидации группы, что достигается разъяснением и де­монстрацией правил общения в группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценочных суждений, свобод­ное выражение эмоций, подчеркивание недирективной позиции ведущего). Психолог работает над созданием атмосферы эмоциональной близости участников к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, -"задержание