ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 666
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, основным содержанием групповых занятий является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимодействия с ребенком. Занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.
Динамика родительской группы содержит три фазы: ориентации и зависимости; конфликтов; конструктивную фазу.
В начале занятий характерна ориентировка участников в ситуации. Общий настрой первых занятий заинтересованный, у некоторых участников слегка негативный. В этот период группа находится в сильной зависимости от ведущего: ждет его реакции, указаний, информацию о целях занятий. Однако первые высказывания ведущего весьма неопределенны и касаются в основном формы, а не содержания группового общения. Поэтому обсуждаются часто второстепенные, общеизвестные проблемы. Неопределенность целей и вседозволенность самовыражения вызывают у членов группы чувство тревожности и неудовлетворенности. Участники постепенно знакомятся друг с другом, наблюдается осторожное взаимное «прощупывание».
Давящая атмосфера «бесцельности коммуникации» приводит к недовольству бездеятельной властью ведущего, т. е. группа вступает в фазу конфликтов. В группе появляются эмоционально обособленные подгруппы. Идет процесс статусной дифференциации группы, разделение ее членов на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся. Наблюдаются временное напряжение, конфликты между отдельными участниками группы, а также между сложившимися подгруппами. Негативные отношения между участниками возникают преимущественно в тех случаях, когда в ходе дискуссии или в игре затрагиваются жизненные ситуации, показывающие несходство их взглядов и позиций. Проявляющиеся эмоции носят в основном негативный характер.
Постепенно сглаживающиеся конфликты говорят о том, что наступает конструктивная фаза в работе группы. Появляется искренность в высказывании чувств. Участники открыто рассказывают о своих проблемах. Для этой фазы характерен высокий накал эмоций. Группа начинает функционировать как единая рабочая единица. Повышается интерес к проблемам и личности каждого из участников. Группа приобретает коррекционную способность.
Изложенная динамика родительской группы имеет ряд специфических черт. Во-первых, конфронтация с ведущим, традиционно описываемая как характерная особенность второй фазы развития группы, в родительской группе не столь ярко выражена. Высказывания, направленные против психолога, сравнительно редки и не очень агрессивны, несмотря на его старательные провокации. Критика тактики ведущего, как правило, завуалирована.
Наблюдаются случаи, когда недовольство группы тактикой руководителя выливается в нападки на второго участвующего в группе психолога (студента-стажера).
Изменение динамики отношения к ведущему по сравнению с традиционной обусловлено одновременно работой психолога с детьми. Родители ощущают польз и значимость для детей игровых занятий. Позитивные сдвиги в поведении детей служат основой роста доверия к психологу, к тем методам работы, которые с предлагает.
Во-вторых, отношение к ведущему со стороны pодителей закономерно изменяется согласно тому, как меняются отношения к нему детей. Для определенного этапа работы с детьми характерно резкое повышение у них открытой агрессивности. Тактика психолога этот момент строится таким образом, чтобы не да развиться чувству вины у детей, возникающему после проявления агрессии. Это одна из причин возникновения у детей особых чувств к психологу: любви, привязанности. В этот момент в родительской группе начинаются трудности. Если раньше отношение родителей к психологу могло быть охарактеризовано как уважительное, повышенно-требовательное (родители ожидают от него решения своих проблем), то теперь возникает своего рода ревность к нему. Родители подчеркивают «отрицательные» последствия игровых занятнй, которые сейчас находятся в очень сложной фазе, когда у детей наблюдается заострение симптомов. Родители жалуются, но детей не забирают.
Учет специфичности закономерной динамики при параллельной работе в детских и родительских группах позволяет правильно строить тактику коррекционной работы. Необходимо, чтобы период ревности у родителей не совпадал с фазой конфликтов в родительской группе. В противном случае нарушение взаимоотношений родителей с ведущим может приводить к дезорганизации работы группы и нарушению коррекционного процесса.
В-третьих, характерной чертой родительской группы является наступающее иногда вследствие проработки супружеских проблем обострение супружеских конфликтов. Подчеркнем, что подобное обострение супружеских конфликтов — это благоприятный признак, так как усиление переживаний создает условия для нового эмоционального опыта, осознания своих проблем и ставит супругов перед необходимостью выявления ранее скрытых конфликтов и поиска новых форм взаимодействия. Кроме того, в контексте семейной общности подобное усиление конфликтов показывает перераспределение зоны конфликтности, ребенок перестает быть единственным слабым звеном в семейной структуре.
Все формы межличностных взаимоотношений и взаимодействий в группе, обладающие наиболее выраженным коррекционным потенциалом, можно условно объединить в две основные категории: неспецифические коррекционные механизмы и механизмы направленной психологической коррекции.
Основными неспецифическими механизмами, обусловливающими коррекционное воздействие группового процесса, являются следующие:
1. Принадлежность к группе. Уже сама позиция участника группы может эффективно воздействовать и вызывать требуемые изменения. Прием в группу, общение в ней заставляют человека почувствовать, что он не один со своими проблемами, что его проблемы не уникальны. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.
2. Эмоциональная поддержка. Она имеет большое значение для создания в группе климата психологической безопасности. Это выражается в безусловном принятии личности участника.
3. Помощь остальным участникам. Каждый из членов группы начинает ощущать себя необходимым, полезным, значимым для других. Этот фактор помогает преодолеть тревожную сосредоточенность на своих проблемах, повышает чувство сопринадлежности, уверенности и нормализует самооценку.
Сопоставление описанных механизмов с задачами Психологической коррекции в родительских группах показывает, что неспецифнческие коррекционные механизмы повышают самоуважение, самопринятие участников, уверенность родителей при взаимодействиях в семье и с ребенком, помогают родителям осознать творческий характер процесса воспитания.
Кроме того, действие неспецифических групповых механизмов способствует созданию особой групповой атмосферы, необходимой для достижения группой способности функционировать как единая рабочая единица, что позволяет осуществлять собственно направленную психологическую коррекцию.
Реализация задач психологической коррекции в родительских группах достигается путем направленного воздействия на основные компоненты личности: эмоциональный, познавательный, поведенческий. Коррекционные действия в этих сферах осуществляются с помощью следующих механизмов:
1. Эмоциональное отреагирование: свободное выражение собственных эмоций; понимание и раскрытие своих проблем с соответствующими им переживаниями; получение эмоциональной поддержки; эмоциональная коррекция своих отношений; модификация способа переживания и эмоционального реагирования, воспитание чувств.
2. Расширение сферы осознания своей проблематики:
мотивов воспитания и поведения; своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций; причин возникновения тех или иных трудностей в отношениях; способов поведения и взаимодействия родителей и детей, Одновременно происходит расширение сферы осознания воспитательного подхода к ребенку в разных его аспектах: осознания личностных особенностей ребенка и себя как родителя, а также осознания мотивов воспитания.
3. Отработка новых приемов и способов поведения:
преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепление новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать oоптимальному функционированию вне группы; коррекция реакций и форм поведения на основе изменений в познавательной и эмоциональной сферах.
В процессе занятий участники обучаются предъявлять к ребенку требования, сообразные его возрасту, способностям, состоянию; опробывают новые способы психологического воздействия. Соответствующие модели поведения демонстрируются ведущим на детских игровых занятиях, а также в игровых ситуациях на занятиях родительской группы.
Механизмы коррекционного действия в родительской группе обеспечиваются специфическим групповым общением участников и его динамикой, а также тактикой психолога-ведущего. Можно выделить три -основных направления коррекционной работы ведущего в группе:
1. Опосредованное воздействие группы на ее участников через создание группы.
2. Непосредственное воздействие на каждого участника.
3. Непосредственное воздействие на семейную пару. Наиболее целесообразно рассматривать механизмы коррекционного воздействия в тактике ведущего в соответствии с динамикой группового процесса. Как показывает анализ, тактика ведущего изменяется от фазы к фазе. На первых двух фазах развития группы основное внимание психолога уделяется созданию группы как коррекционного целого. На третьей фазе, когда группа начинает функционировать как единая рабочая единица, акцент переносится на непосредственную работу с каждым участником и с семейной парой в целом.
Одна из главных задач психолога-ведущего — обеспечить условия конструктивной работы группы, которая осуществляется запусканием в действие и функционированием собственно групповых коррекционных механизмов. На первой фазе, когда члены группы еще незнакомы друг с другом, групповое напряжение настолько сильно, что создает опасность распада группы. Задача психолога в этот момент заключается в консолидации группы, что достигается разъяснением и демонстрацией правил общения в группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценочных суждений, свободное выражение эмоций, подчеркивание недирективной позиции ведущего). Психолог работает над созданием атмосферы эмоциональной близости участников к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, -"задержание