ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вербальная часть видеосюжета не должна дублировать видеоряд. Также при написании речи следует избегать длинных предложений, канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.
«Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы. Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала».
Выступление (монолог в кадре) - это любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа. Монолог в кадре скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию.
Выступление может сопровождаться показом видеокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.
В выступлении следует соблюдать основные композиционные требования: «сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение)». Составные части выступления должны быть соразмерными. К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).
Интервью - это жанр, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
«Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи».
Во время проведения интервью важно раскрыть глубинные свойства личности интервьюируемого, передать их на эмоциональном уровне зрителю.
Интервью является одним из важнейших элементов в жанровой системе музыкального телевидения - это составная часть журналистской работы в разных жанрах, которая позволяет сделать эффектный материал об интересной личности, подготовить эпатирующий «экспромт» для усиления зрелищности телеигры, или добыть недостижимую другими способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию.
На музыкальном телевидении используются четыре типа интервью: информационное, интервью-портрет, проблемное интервью и интервью-анкета.
Целью информационного интервью является получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»). Данный вид интервью входит в состав информационно-публицистических программ.
Целью интервью-портрет является по возможности всестороннее раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.
Проблемное интервью (или дискуссия) ставит перед собой задачу выявить различные точки зрения или пути решения актуальной проблемы.
«Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос». Как правило, проводится за пределами студии.
Репортаж - это журналистский материал о событии, характерной чертой которого выступает оперативность. Еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей, что не противоречит объективности этого информационного жанра.
По способу трансляции можно различить репортаж прямой и фиксированный. Прямой транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Если показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме не имеется возможности - требуется его фиксация.
По особенностям звукового сопровождения можно выделить две разновидности телерепортажа: синхронный - содержащий естественные шумы и речь участников, и немой, где закадровый текст читает теледиктор.
Телерепортаж может быть событийным, проблемным и аналитическим.
Событийный (новостной) телерепортаж базируются на актуальной информации. Его задача - отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.
Событийный сюжет, как правило, не требует особых изысков в исполнении. «Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте». Главным из определяющих факторов здесь является оперативность, своевременность получения материала редакцией.
Проблемный и аналитический телерепортажи представляют сюжеты, как правило, не связанные с событием сегодняшнего дня. Важным элементом сюжетов проблемного и аналитического телерепортажей является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента.
Прямые включения используются музыкальным телевидением во время трансляций международных конкурсов и фестивалей («Новая волна, «Евровидение»).
Аналитические жанры
К аналитическим жанрам музыкального телевидения относятся комментарий, обозрение, беседа и дискуссия.
Комментарий является одной из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального события и т. п.
Телевизионный комментарий является разновидностью выступления в кадре, а также широко используется в качестве закадрового комментария, иллюстрируемого специально подобранным видеорядом.
В комментарии освещаются причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария составляет открытая авторская оценка, анализ. Как и другие жанры, комментарий может являться составной частью другой жанровой формы.
Обозрение является одним из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными рамками. Обозрение дает зрителю богатую, разностороннюю картину происходящего, раскрывает связи между явлениями, указывает на тенденцию их развития. Обозрение строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью. Во-вторых, обозреватель рассматривает факты в совокупности, как элемент целого, отыскивает в единичном общее. В-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие. И в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.
Различают обозрение общее, где рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени и тематическое, ограниченное сферой конкретной проблематики.
Помимо монологического обозрения есть обозрения-диалоги, которые подразумевают обсуждение обозревателя с компетентным собеседником актуальных событий. При этом «используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения».
«Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью».
Жанр беседы на музыкальном телевидении представляет собой передачу, в которой принимают участие несколько человек, которые рассказывают что-либо, обмениваются мнениями по теме беседы, дополняют друг друга. Журналист, принимающий участие в такой беседе, является ведущим (или модератором). Он участник разговора и организатор беседы, который следит за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться. По ходу передачи беседа может перерастать в дискуссию.
Для жанра беседы характерно наличие конфликта, разных точек зрения, сценарный план, подробно раскрывающий содержание, намечающий характер взаимодействия участников беседы и разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов.
«Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы)».
Дискуссия является жанром, демонстрирующим «процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра».
Здесь крайне важен выбор предмета спора: тема должна быть достаточно дискуссионной, предполагать несколько возможных вариантов ее решения, она должна быть понятной зрителям, чтобы они могли почувствовать себя арбитрами дискуссии. Ведущий в данном случае выполняет роль посредника между аудиторией и компетентными дискутирующими. Для жанра дискуссии характерна некоторая импровизация. Творческие возможности данного жанра расширяются с наличием обратной связи с телезрителями.
2.1Жанровые формы инфотейнмена и инфомершиалс
Специфическим жанром музыкального телевидения является видеоклип.
Видеоклип - это короткий телевизионный сегмент, как правило, снятый на кинопленку, но предназначенный для показа по телевизору и в сетях Интернет.
Конец 1970-х гг. и начало 1980-хгг. ознаменовал «видеобум» в США: многие артисты выпустили проморолики к релизу синглов. По данным журнала «Billboard», в 1978г. американские телепродюсеры Д. Кроу и Ч. Хендерсон в дневном эфире телеканала USA Networks запустили программу «Video Concert Hall", которая состояла исключительно из видеоклипов. Фактически именно Кроу и Хендерсону «Billboard» присваивает изобретение формата музыкального телевидения. Однако впервые трансляцию видеоклипов начало кабельное телевидение Манхэттена в 1975г., выпустив в эфир программу «Nightclubbing».
Видеоклип имеет сходные черты с рекламным роликом, т.к. они имеют общую цель - повышение продаж. Но, несмотря на это, они имеют разную генетику. Рекламные ролики изначально снимались по законам «большого кинематографа» и их транслировали перед началом киносеансов. Музыкальный же видеоклип имеет сугубо телевизионную природу, хотя и здесь чувствуется влияние кинематографа: ассоциативность и образность видеорядов.
Среди изобразительных решений в клипе можно отметить следующие приемы: стремление к перфоменсу (в видеоклипе почти всегда присутствуют крупные планы исполнителя), наличие элементов хепенинга, использование поп-арта, обозначающего культурное и временное пространство и ленд-арта, обозначающее внутренние мотивы и настроения. «Как явление культуры клип тесно связан с молодежной субкультурой, ее приветственными эстетическими установками, музыкальными вкусами». Довольно часто в научно-популярной литературе можно встретить термин «клиповое сознание» как продукт музыкального телевидения и массовой музыкальной культуры. Впервые данный термин возник в 1990-х гг. и имел негативный оттенок, связанный с тем, что клипы формируют привычку к поверхностному восприятию действительности и молодежи.
Телешоу является одной из самых распространенных жанрововых форм музыкального телевидения. Это объясняется спецификой музыкального телевидения, тяготением многих музыкальных телепрограмм к «звукозрелищам».