ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 849
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует отметить, что дать характеристику столь обширному массиву нормативного материала о социальной защите военнослужащих невозможно без его упорядочения, систематизации. Одним из самых доступных и достаточно эффективных способов систематизации является, как известно, классификация.
По сфере действия всю совокупность нормативных актов о социальной защите военнослужащих можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести нормативно-правовые акты, входящие в систему международного права, ко второй – отечественные нормативные акты. К нормативным актам международного права относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 года13, а также пакты 1966 года: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах14. Декларация и пакты – это воспринятый человечеством идеал уважения абсолютной ценности всякой человеческой личности, идеал прав и свобод, которые в демократическом обществе должны предоставляться всем, включая военнослужащих, какими бы политическими соображениями не диктовалось иное. Ко второй подгруппе относятся нормативно-правовые акты (договоры, соглашения и т.п.), регулирующие взаимоотношения отдельных государств в области социальной защиты военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.
По субъектам, их издавшим, нормативно-правовые акты о социальной защите военнослужащих подразделяются на: нормативно-правовые акты, принятые органами законодательной власти; нормативно-правовые акты, принятые органами исполнительной власти; ведомственные нормативно-правовые акты.
Характеризуя нормативные акты, изданные Правительством РФ, следует отметить, что их место в общей системе законодательства о социальной защите военнослужащих определяется тем, что они: подзаконны; обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации; имеют межотраслевое содержание; разделяются на постановления, как решения, имеющие нормативный характер или наибольшее значение, и на распоряжения, как решения по оперативным и другим вопросам социальной политики. Именно с принятием актов Правительства РФ начинается действие закона, рассчитанного на последующую совокупность подзаконных актов различного уровня.
Что касается ведомственных актов, то следует подчеркнуть, что их удельный вес в общем массиве нормативно-правовых актов о социальной защите военнослужащих остается достаточно большим. Типичными признаками ведомственных актов, в том числе приказов и директив
министра обороны РФ по социальным вопросам, являются: подзаконность, специализированность, оперативная распорядительность. Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти и управления либо по их поручению, либо по собственной инициативе ведомств в пределах их полномочий и компетенции.
С точки зрения содержания нормативная правовая база социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей подразделяется на нормативно-правовые акты: о праве на труд; о праве на отдых; о праве на жилище; о денежном довольствии, дополнительных денежных выплатах; о праве на охрану жизни и здоровья; о праве собственности; о льготах по налогам; о продовольственном и вещевом обеспечении, торгово-бытовом обслуживании; о пенсионном обеспечении; о льготах по проезду; о праве на образование; о страховых гарантиях; о защите чести и достоинства; о свободе передвижения и праве на выбор места жительства.
По категориям лиц, на социальную защиту которых они направлены, различают нормативные акты: о социальной защите военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ; о социальной защите граждан, уволенных с военной службы; о социальной защите членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; о социальной защите членов семей погибших (умерших) военнослужащих; о социальной защите ветеранов войн и военной службы; о социальной защите инвалидов войн и военной службы; о социальной защите военнослужащих, пострадавших при радиационно опасных авариях, а также занятых испытаниями и эксплуатацией ядерных установок и химического оружия; о социальной защите женщин-военнослужащих и семей с детьми и др.
По своему функциональному предназначению нормативно-правовые акты о социальной защите военнослужащих подразделяются на три большие группы. Первая группа – управомочивающие нормативные акты, т.е. те, в которых изложено содержание прав и льгот, предоставляемых государством своим ражданам в связи с исполнением ими воинской обязанности, а также их семьям. Ко второй группе относятся нормативно-правовые акты, в которых изложены структура, права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц, призванных осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей. И, наконец, третья группа – это нормативные акты, содержащие механизм и гарантии реализации правовых норм о социальной защите вооруженных защитников Отечества.
По юридической силе нормативные акты о социальной защите военнослужащих подразделяются на законы и подзаконные акты.
К группе законов относятся Конституция РФ, основы законодательства, кодексы, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Основные законодательные акты, регулирующие сферу военно-социальной политики Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»15 (осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества).
2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»16 (В соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей).
3. Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»17 (регулирует отношения, связанные с увековечением памяти погибших защитников Отечества, их погребением).
5. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»18 (определяет порядок и условия пенсионного обеспечения).
6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»19 (определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих).
На наш взгляд, наличие множества нормативно-правовых актов, причем различной юридической силы, различных по источнику издания, многие из которых содержат нежизненные нормы, противоречат друг другу и иным нормативным установлениям, – все это существенно снижает их доступность для военнослужащих, затрудняет пользование ими в процессе решения задач военно-социальной работы, создает почву для злоупотреблений в правоприменительной практике.
Вопрос о кодификации законодательства о социальной защите военнослужащих можно считать одним из самых актуальных сегодня в законотворческой практике. Кодекс является наиболее приемлемой формой систематизации законодательства, поскольку только в кодексе могут быть объединены и систематически изложены нормы, которые относятся к нескольким отраслям права, происходят их различных по своей форме и юридической силе нормативно-правовых актов, посвященных подчас совсем другим вопросам.
Таким образом, именно кодекс может обеспечить единообразное понимание и действие правовых норм о социальной защите военнослужащих на территории всей страны. По нашему мнению, такой кодекс мог бы носить название «Военно-социальный кодекс Российской Федерации». С его принятием можно было бы отменить многочисленные, ныне разрозненные и нередко противоречивые акты и нормы в этой области. Названный Кодекс стал бы прочной, высокоэффективной правовой основой военно-социальной работы в Вооруженных Силах РФ.
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
2.1. Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей
На фоне определенных успехов по ряду реформируемых направлений, в сфере законодательного регулирования государственной службы, социальная защита военнослужащих и членов их семей по-прежнему нуждается в дальнейшем улучшении. Так, не последняя роль отводится вопросам наиболее полной реализации пенсионных прав военнослужащих. Как известно, пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категорий граждан, которым они назначаются.
Всего бывает пять видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1. За выслугу лет,
2. По старости,
3. По инвалидности,
4. По случаю потери кормильца,
5. Социальная.
Законодательство не предусматривает случаев назначения сразу всех видов перечисленных пенсий военнослужащим и членам их семей, а говорит о возможности установления одного или двух видов пенсий одному гражданину.
Несмотря на то, что существует большое количество публикаций, освещающих всесторонние направления социальной политики, проводимой в Вооруженных силах Российской Федерации, вопросам эффективности, ее целям и задачам, способам развития и воплощении в реальность, механизмам управления деятельностью военнослужащих с помощью социальной политики не уделяется должного внимания
20.
Пенсия военнослужащим выплачивается Министерством обороны РФ, из федерального бюджета на основании положений, изложенных в ФЗ №4468-1 от 12.02.1993 г. В нем определяются лица, на которых распространяется действие настоящего закона, определяются виды пенсий, выплата и размер её и т.д.
В целях привлечения граждан для прохождения службы в Вооруженных силах РФ государство гарантирует пенсию за выслугу лет. Для ее назначения необходимо соблюдение двух условий:
1. Выслуга лет в размере более 20 лет;
2. Факт увольнения с военной службы.
В случае если имеется смешанный стаж более 25 лет, и из него 12,5 лет - это выслуга лет, то пенсия назначается в размере 50 процентов денежного довольствия, а также за каждый год – 1 процент от суммы денежного довольствия.
Отметим, что размер пенсии военнослужащего и членов его семьи находится в зависимости от размера получаемой оплаты труда военнослужащего.
В связи с тем, что пенсия военнослужащего истолковывается как форма компенсации утраченного им заработка, а также компенсация за вред, полученный ему во время несения службы, представляется крайне важным пересмотреть базу, которая составляет основу для исчисления пенсии военнослужащего и членов его семьи.
Так, если мы говорим о формировании компенсационной выплаты и льгот, которых лишается военнослужащий, предлагается при расчете пенсии за выслугу лет учитывать следующие выплаты:
1. Надбавка за особые условия военной службы;
2. Надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в военное время;
3. Все имеющиеся коэффициенты, а именно районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях;
4. Надбавки за службу на Крайнем Севере, приравненным к Крайнему Северу районам, местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
5. Коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах21.
Осуществляя учет всех названных выше надбавок и выплат, которые получал военнослужащий при несении службы позволит говорить о пенсии за выслугу лет военнослужащим как компенсации и утраченного заработка, и здоровья, и льгот, и привилегий, которая давала военная служба.
Пенсия по инвалидности предоставляется военнослужащим, которые стали инвалидами в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Из этого можно сделать вывод, что, если лица, ставшие инвалидами по истечении трех месяцев после увольнения со службы или ставшие инвалидами не в результате травмы, не при исполнении служебных обязанностей, они не обладают правом на получение пенсии по инвалидности.