ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 850
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, а установлены дополнительные выплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи:
- на 1 иждивенца – 6078,58 руб. (4558,93 руб. + 1519,65 руб.);
- на 2 иждивенцев –7598,23 руб. (4558,93 руб. + 3039,30 руб.);
- на 3 иждивенцев – 9117,88 руб. (4558,93 руб. + 4558,95 руб.).
Элементарный расчет показывает, что проблемой является слишком низкая пенсия для лиц, ставших инвалидами во время прохождения срочной военной службы.
Для решения данной проблемы необходимо увеличить процент, исчисляемый от социальной пенсии. Поскольку данная категория граждан, наряду с военнослужащими, работающими по контракту, выполняют свой долг по защите родины.
Основная цель пенсии по случаю потери кормильца - постоянное поддержание уровня жизни нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоящих на его иждивении и, конечно же, восполнение утраченного дохода, который семья могла получать, но в связи с потерей кормильца не в состоянии получить22.
Следует заметить, что пенсия в случае потери кормильца умершего военнослужащего назначается на более льготных условиях, чем страховая пенсия по случаю потери кормильца. Дифференциация размера пенсии по случаю потери кормильца, осуществляется в зависимости от причин гибели военнослужащего. Так, если есть связь смерти кормильца и исполнение им служебных обязанностей, размер пенсии членам его семьи будет выше, в отличие от того если гибель военнослужащего не связанна с исполнением им служебных обязанностей.
Пенсия по случаю потери кормильца подлежит исчислению только исходя из фактически получаемых на момент увольнения должностных окладов. Но если брать такую категорию как лица, проходившие военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется по другим правилам.
Таким образом, военнослужащие и члены их семей занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В этом случае государство не случайно определило специальные гарантии и компенсации социальной защиты. Не вызывает сомнения, что необходимость в социальной защите военнослужащих обусловлена экстремальными условиями прохождения военной службы.
Особое место в системе правового регулирования занимает такая категория граждан, которая относится к специфической профессиональной группе. Это военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и приравненные к ним лиц. И это вполне объяснимо.
Во-первых, военнослужащие и члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности относятся к группе социального риска. Каждый военнослужащий, честно выполняющий свой долг, должен быть уверен в своей социальной защищенности.
Во-вторых, социальная защита рассматриваемых категорий граждан призвана как обеспечивать нормальные условия несения службы военными, так и компенсировать им перенесенные психологические, физические нагрузки, а также все неблагоприятные последствия от наступивших социальных рисков.
В-третьих, существуют законодательно закрепленные ограничения в формировании доходов военнослужащих.
В-четвертых, в силу ограниченности возможностей федерального бюджета существуют ограничения в финансовом обеспечении социальных гарантий военнослужащих.
Действительно, за последнее время произошло увеличение военных пенсий (особенно для старших офицеров), но это увеличение произошло не на ту величину, которая следовала из прежнего законодательства (занижено было увеличение окладов по должности военнослужащих. Доказать же нарушение прав военных пенсионеров в судебном порядке достаточно сложно, так как их жизненный уровень все-таки не на много, но был повышен.
Такого нельзя сказать о пенсии по инвалидности и потере кормильца для лиц, проходивших военную службу по призыву и их семей. Анализ данной проблемы привел к выводу, что данный вид пенсии этой категории военнослужащих выплачивается в крайне низком размере, что по сути не допустимо, так как они одном на ряду с военнослужащими по контракту проходят военную службу и подвергаются риску для жизни и здоровья. Для них, последствия таких рисков оказываются гораздо плачевнее, учитывая низкие размеры пенсий.
Для решения данной проблемы необходимо увеличить процент размера пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисляемый от социальной пенсии. Обстановка с пенсией по инвалидности и по случаю потери кормильца, для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, обстоит немного лучше, так как служба в армии является их профессиональной деятельностью23.
Государство на случай инвалидности и (или) по случаю потери кормильца, предоставляет военнослужащим инвалидам и (или) семьям погибших во время прохождения такой военной службы более достойную пенсию по сравнению с военнослужащими по призыву. Немаловажным является порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим, так исходя из изложенного можно сделать вывод, что на данный момент пенсионное обеспечение военнослужащих, особенно тех, кто служит по призыву, находится в состоянии кризиса.
Подводя итог, следует заметить, что служба в Вооруженных силах РФ – это служба в зоне риска для жизни и здоровья военнослужащих. В связи с этим необходимо увеличивать пенсии, социальные пособия и компенсации, в том числе и для их вдов, сирот, семей указанных лиц.
2.2. Государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих
Военнослужащие подлежат обязательному государственному страхованию жизни и здоровья. Страховыми случаями являются: гибель, смерть застрахованного военнослужащего в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов, окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление инвалидности; получение увечья (ранения, травмы, контузии); увольнение военнослужащего по призыву, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
В качестве страхователя по рассматриваемому виду страхования выступает Миноброны России, которое входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, что подтверждается соответствующим подзаконным актом нашего государства. Минобороны РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации24.
В соответствии с типовым договором, в настоящее время страховщиком по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих выступает акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ»), которое взяло на себя обязательства по организации указанного вида страхования на период с 01.01.2022 по 31.12.2023 в пользу третьих лиц – выгодоприобретателей.
Объектами обязательного государственного страхования выступают жизнь и здоровье застрахованного лица (ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ). Указанная постановка объектов рассматриваемого вида страхования вызывает достаточно большой научный интерес, ввиду того, что категории «жизнь» и «здоровье» в гражданском праве следует рассматривать с разных сторон.
Во-первых, жизнь и здоровье относятся к числу объектов гражданского права в качестве нематериальных благ (ст.ст. 128, 150 ГК РФ). В юридической литературе под нематериальными благами понимаются «не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые законом»25. Их ключевой особенностью выступает тот факт, что таковые не выступают в качестве предмета гражданско-правовой сделки, гражданское право, в свою очередь не регулирует отношения, связанные с нематериальными благами, оно их защищает (п. 2 ст. 2 ГК РФ).
Во-вторых, причиненный вред жизни и здоровью подлежит возмещению посредством деликтных обязательств. Ключевой особенностью здесь выступает тот факт, что «в результате причинения вреда возникает деликтное обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, направленное на возмещение этого вреда.
Если проводить параллель со страховыми обязательствами, то они возникают, во-первых, из договора (в большинстве случаев), во-вторых, страховая организация не является причинителем вреда. Вместе с тем, если страховые правоотношения носят регулятивный характер, то деликтные – исключительно охранительный. Помимо указанного, ст. 1084 ГК РФ предусматривает обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств либо при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и т.д. По общему правилу, порядок такого возмещения вреда предусмотрен гл. 59 ГК РФ, однако, только в случае, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности26.
Таким образом, в случае причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих, указанное возмещение осуществляется, во-первых, когда Минобороны России не является причинителем вреда, во-вторых, за счет средств федерального бюджета посредством страховых отношений, в-третьих, правовое регулирование данных выплат осуществляется не нормами гл. 59 ГК РФ, а специальным законом – ФЗ № 52-ФЗ.
Проводя сравнительный анализ объектов страхования, изложенных в ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ и ст. 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» следует указать, что если в обязательном государственном страховании таковыми выступают жизнь и здоровье, то в основу общих положений об объектах страхования вложен исключительно имущественный интерес, связанный с наступлением тех или иных негативных последствий (например, причинением вреда здоровью). По логике, можно было бы предположить о наличии расхождений и не соответствия указанных в качестве объектов обязательного государственного страхования жизнь и здоровье застрахованных лиц (ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ), а также преобладания исключительно имущественного интереса в качестве объектов страхования. Однако, как нами было указано ранее, жизнь и здоровье относятся к числу нематериальных благ, которые гражданское право призвано защищать, к тому же, установленные правила возмещения вреда жизни и здоровья в период прохождения военной службы (при исполнении обязательств), в первую очередь, носят охранительный характер. Нельзя проводить параллель с перечнем объектов иных видов страхования, где преобладает имущественный интерес, ввиду того, что обязательное государственное страхование выступает отдельно выделенным в ГК РФ видом страхования, который, во-первых, регулируется специальным законодательством, во-вторых, проводится в интересах как застрахованных лиц, так и государства, в-третьих, призван защитить их интересы, которыми, в свою очередь, являются жизнь и здоровье.