Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уроки 23-24


Раздел: Природные ресурсы планеты Земля Лексическая тема: Край Синегорья.

С. Сейфуллин. Поэма «Кокшетау»


Тема: Сложноподчиненные предложения меры и степени




УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.2.1 - понимать значение слов общественно-политической тематики.

Говорение:

9.2.1.1 - владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем.

Чтение:

9.3.5.1. - составлять тезисный план.

Письмо:

9.4.6.1 - правильно писать союзы.

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать значение слов общественно-политической тематики;

  • составлять тезисный план;

  • правильно писать союзы.


Предполагаемы й результат

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию сообщения. Составлять тезисный план.

Находить придаточные меры и степени.

Большинство учащихся смогут:

Соблюдать речевые нормы. Правильно писать союзы.

Некоторые учащиеся смогут:

Мысленно представить картину, нарисованную поэтом, описать ее, опираясь на текст.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает значение слов общественно-политической тематики;

  • может составить тезисный план.

Учащийся на уровне В

  • владеет небольшим объемом словарного запаса;

  • понимает отличие сплошного текста от несплошного;

  • не может четко выделить части сложноподчиненного предложения.

Учащийся на уровне С




  • владеет достаточным объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем;

  • воспринимает всю информацию, заложенную в сплошных и несплошных текстах;

  • может написать статью на предложенную тему.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: любовь к родному краю, природе, малой родине, гражданская ответственность

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:
- краеведение

Предваритель ные знания

СПП знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

(К) Создание положительного эмоционального настроя
«Снежинки»
Представьте себе, что вы попалив волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно.

Вообразите, что вы легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом.

Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой.
А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.




Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Предтекстовая работа.

Развитие речевых навыков: говорение – владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по предложенной теме.

Работа с эпиграфом. Учащиеся знакомятся с эпиграфом и комментируют.

Знакомство с биографией С. Сейфуллина. Учащиеся отвечают на вопросы.



Учебник

Осмысление

Сообщение темы и целей урока

Учебник




Учитель настраивает на лексическую тему раздела. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом о придаточных степени.







Работа с текстом.

Развитие речевых навыков: слушание – понимать содержание поэтических произведений, определять авторскую позицию.

Учащиеся слушают поэму «Кокшетау»,

определяют особенности поэтического стиля. Самостоятельно ищут ответы на основе прослушанного текста.

Учащиеся выполняют задания, направленные на развитие воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.

Учебник




Дыхательная гимнастика

Многие релаксационные упражнения очень просты, а главное абсолютно безвредны. Например, описанное ниже упражнение помогает быстро успокоиться и взять себя в руки.

  • Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.

  • Задержите дыхание на четыре секунды.

  • Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

  • Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

  • Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее.

Релакс-музыка




Послетекстовая работа

Учащиеся выполняют письменное задание, определяя вид придаточного.

(Г) Метод «Дискуссионный клуб» – самостоятельный поиск ответов, требующих доказательства и опровержения.

Работа с несплошным текстом. Прием критического мышления.

(П) Учащимся предлагается рассмотреть инфографику, обсудить и представить информацию в виде статьи или отчета на данную тему.

Проверка понимания материала, анализ, синтез. Развитие речевых навыков: говорение – развитие диалогической речи.




Рефлексия

Итог урока.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS-сообщение другу о том, как прошел урок, оценить, как плодотворно он работал.


Стикеры

В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Создайте макет рекламного баннера одного из национальных парков Республики Казахстан.


Уроки 25-26


Раздел: История и личность

Лексическая тема: Созвучие великих: А.С. Пушкин и Абай. История создания повести «Капитанская дочка»

Тема: Знаки препинания в ССП и СПП

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.1.1 - понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы.

Говорение:




9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме,




синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения




проблемы.




Чтение:




9.3.1.1 - понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст)




информацию сплошных и несплошных текстов.




Письмо:




9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложносочиненных и




сложноподчиненных предложениях.




Использование языковых единиц:




9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать и осмысливать информацию;

  • синтезировать информацию по тексту;

  • находитить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.



Предполагае- мый результат

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию сообщения. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Формулировать вопросы.

Большинство учащихся смогут:




Представлять информацию в виде постера. Соотнести тему урока с иллюстрациями.

Высказать свое отношение к событиям или героям.

Найти дополнительную информацию об истории создания повести

«Капитанская дочка».

Некоторые учащиеся смогут:

Найти дополнительную информацию об образе орла в казахской литературе.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает основную информацию текста;

  • участвует в дискуссии.

Учащийся на уровне В

  • понимает основную и детальную информацию, может определить цель сообщения.

Учащийся на уровне С

  • понимает основную и детальную информацию сообщения продолжительностью до 5-8 минут, определяет подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делает выводы.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: патриотизм и гражданская ответственность; уважение и любовь к Родине, к ее истории и культуре.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • культурология

Предваритель ные знания

СПП и ССП предложения, знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

(К) Создание положительного эмоционального настроя

«Снежинки»

Представьте себе, что вы попалив волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой.

А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.


Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Предтекстовая работа.

(П) Развитие речевых навыков: говорение – умение создавать аргументированное высказывание; владеть достаточным объемом словарного запаса, достаточного для эффективного общения по предложенной теме.

Приемы критического мышления: составление коллажа, синквейна, диаграммы Венна.

Проблемный вопрос:

В чем, по вашему мнению, созвучие великих писателей А. Пушкина и Абая? (учащиеся представляют информацию в виде диаграммы Венна, коллажа, синквейна по выбору)

Представление работ.

Развитие речевых навыков: слушание – умение слушать ответы одноклассников.
Составление словосочетаний на русском, казахском, английском языках со словом гений.

Развитие речевых навыков: слушание – развитие умения слушать рассказчика в лице учителя.

Учащиеся слушают стихотворение и определяют авторскую позицию.
Учащиеся читают, осмысливают текст, заполняют таблицу по материалу учебника ЗХУ (прием критического мышления).

(П) Учащиеся комментируют текст, пересказывают его.


Учебник


Словарь

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом.

(Г) Работа в группах.

Новый материал изучается в процессе самостоятельной работы, имеющей творческий, поисковый характер, что способствует развитию самостоятельности.

Учащиеся изучают информацию и представляют ее в виде постера.

1группа: Историческая обстановка в России во второй половине XVIII века.

  1. группа: Восстание крестьян под предводительством ЕмельянаПугачева.

  2. группа: Работа А.С. Пушкина надповестью.

  3. группа: Прототипыгероев.

Проверка работ.

Спикеры в группах представляют работы. Учащиеся выбирают спикера, который представляет и озвучивает постер. Остальные учащиеся внимательно слушают, делают записи, участвуют в дискуссии по данному вопросу.

Учебник




Гимнастика для глаз

«Далеко-близко». Выбирается самый удаленный предмет и ученику предлагается внимательно его рассмотреть в течение 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: карандаш, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.

Музыка на выбор учителя




Послетекстовая работа

(И) Развитие речевых навыков: письмо – умение находить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в тексте; умение выражать свои мысли в виде эссе.

1.Учащиеся записывают предложения из текста повести и объясняют расстановку знаков препинания.

2. Пятиминутное эссе. Творческая работа, учащиеся высказывают свое отношение к событиям или героям, о которых узнали на уроке.

Учебник

Рефлексия

Итог урока.

Проверка усвоения и понимания материала.

«А напоследок я скажу»

Учащимся предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

  • Что не оправдалось и почему?

  • Мои и наши перспективы?




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее (на выбор учащихся):

  1. Что олицетворяет орел на государственном флаге Республики Казахстан. Используя интернет-ресурсы, найдите информацию об образе орла и ворона в казахской литературе.

  2. Используя интернет-ресурсы, найдите авторов портретов Абая и Пушкина и событий Пугачевского восстания.



Уроки 27-28

Раздел: История и личность

Лексическая тема: Идея чести как проявление высшей ценности Тема: Знаки препинания в ССП и СПП

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.3.1 - понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Говорение:




9.2.2.1 - пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное




понимание проблематики, оценивая позицию автора.




Чтение:




9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений,




выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.




Письмо:




9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложносочиненных и




сложноподчиненных предложениях.




Использование языковых единиц:




9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать содержание произведения;

  • пересказывать содержание текста;

  • находить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.



Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Понимать и определять основную мысль текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора; Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Большинство учащихся смогут:

Определять подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям.

Некоторые учащиеся смогут:

Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения проблемы.

Выявлять авторскую позицию и оценивать содержание произведения.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает содержание прозаических произведений, но не умеет определить позицию автора;

  • кратко пересказывает содержание произведения.

Учащийся на уровне В

  • понимает содержание прозаических произведений, но находит в тексте не все слова, помогающие определить позицию автора;




  • пересказывает содержание произведения, но не всегда демонстрирует понимание проблематики.

Учащийся на уровне С

  • не только понимает содержание прозаических произведений, но и точно определяет позицию автора;

  • анализирует содержание художественных произведений, выявляет авторскую позицию и оценивает содержание произведения.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская позиция ответственность; уважение к историческому прошлому, привитие нравственных ценностей: чести и достоинства.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • фольклор народов мира

  • культурология

Предварительные знания

ССП, СПП и знаки препинания.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока


Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
(К) Психологический настрой на работу на уроке.
«Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие-легкие, ваши ноги легкие. Все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку.

Улыбнитесь своему облачку.
Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.




Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Предтекстовая работа.

Учебник




Учащиеся читают и понимают эпиграф, высказывают предположения о теме урока.

Развитие речевых навыков: слушание – умение слушать высказывания одноклассников.

(П) Развитие речевых навыков: слушание умение слушать учителя.
Учащиеся знакомятся со значением слова «честь» в Толковом словаре, составляют предложения с этим словом. Подбор синонимического ряда к слову «честь».

Учащиеся представляют работы классу.

Цель этого приема состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.

Работа с несплошным текстом.

Заполнение таблицы. Новый материал изучается в процессе самостоятельной работы, поискового характера, помогает устанавливать определенные закономерности.




Осмысление

Сообщение темы и целей урока (И) Работа с текстом

Знания, полученные на предыдущем этапе урока и в ходе выполнения домашнего задания, удачно применяются в дальнейшем и соотносятся с изучением нового материала. Выразительное чтение отрывка из повести.

Развитие речевых навыков: чтение – выразительно читать прозаические произведения.
(П) Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы на основе прочитанного, требующие описание действий, группировку предметов и выяснение связи между ними, сравнения и оценки, доказательства и опровержения.


Учебник




Послетекстовая работа

Развитие речевых навыков: говорение – умение создавать аргументированное высказывание.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос.

Если бы вам эта притча встретилась сама по себе (в жизни, не в повести), как бы вы ее объяснили? Подберите иллюстративные примеры к позиции «орла» и «ворона», обратившись к литературным произведениям, биографиям известных людей, современным художественным фильмам и т.п.

Беседа и осмысление понимания текста, выражение своей точки зрения.

Учебник




Зрительная гимнастика

д не спеша переводится слева направо и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.

-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз- вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвертым.

Релакс- музыка







напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяется.

оворачивая головы, делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.







Учащиеся читают стихотворение, осмысливают, выписывают ключевые слова, составляют к нему вопросы. Развитие речевых навыков: письмо – развивать умения находить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

  1. Учащиеся выписывают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения из текста повести.

  2. Дополняют стихотворение (развитие речевых навыков по написанию стихотворения), высказывают свое мнение.

(Г) Творческая работа. Учащимся предлагается обсудить в группе тезис «Честь для меня – это…».




Рефлексия

Итог урока.

Метод «Три М и Д»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на уроке.




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Подготовьте пересказ отрывка из повести или калмыцкой сказки.



Уроки 29-30


Раздел: История и личность

Лексическая тема: А. Байтурсынов «Великий сын казахского народа» Тема: Знаки препинания в ССП и СПП

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.1.1 - понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы.

Говорение:




9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.

Чтение:

9.3.1.1 - понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов.

Письмо:

9.4.1.1. - создавать тексты научного стиля (статья).

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать основную информацию сообщения;

  • синтезировать различные точки зрения;

  • создавать статью.

Предполагаемы й результат

Все учащиеся смогут:

Выделить основные факты из биографии А.Байтурсынова. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Составить кластер. Составить план.

Большинство учащихся смогут:

Составить диалог. Дополнить кластер.

Некоторые учащиеся смогут:




Написать статью или составить инфографику.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает основную информацию текста;

  • участвует в дискуссии.

Учащийся на уровне В

  • находит в тексте слова на общественно-политическую тематику;

  • использует простые и сложные предложения в устной и письменной речи.

Учащийся на уровне С

  • понимает главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов;

  • составляет тезисный план;

  • может создавать тексты научного стиля (статья).

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история Казахстана

  • казахский язык и литература

Предваритель ные знания

Сложные предложения и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя

«Ручей»

Представьте себе, что вы лежите возле небольшого ручья в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию. Медленно вдохните и выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикосновения воды. Ручеек погладил (имя ребенка). Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно.

Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет

«три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.


Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Развитие речевых навыков: говорение – умение создавать аргументированное высказывание.
Работа с эпиграфом.

Если для народа главное богатство здоровье, то главные богатства для души

знания и искусство. Только с их помощью народы находят свое место в

цивилизации. А.Байтурсынов

Предтекстовая работа.
(К) Развитие речевых навыков. Учащиеся читают и комментируют эпиграф, определяют актуальность, аргументируют, составляют кластер.


Учебник

Осмысление

Сообщение темы и целей урока. Работа с текстом.

Развитие речевых навыков.

(И) Учащиеся читают и понимают содержание текста. Отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения.

(Г) Учащиеся составляют план к тексту и один из пунктов плана разворачивают в тематическое сообщение. На основе полученной информации составляю инфографику.

(П) Ученикам предлагается для обсуждения отрывок из монографии А.Байтурсынова «Зигзаги казахской графики».

Учебник




Послетекстовая работа

) Учащиеся знакомятся с основными признаками и особенностями научного стиля.

Читают текст, дают название, излагают содержание, называют характерные признаки научного стиля.

Учебник




Гимнастика для рук.

Упражнение «Слоник».

Указательный и безымянный, большой и мизинец – это ноги слона. Средний палец вытяните, как хобот. Слон должен медленно идти, поочередно ступая каждой ногой.

Музыка на выбор учителя




(И) Учащиеся выполняют письменное задание на усвоение и закрепление навыков и умений определения научного стиля.

Учебник

Рефлексия

Итог урока.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS-сообщение другу о том, как прошел урок, оценить, как плодотворно он работал.













В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

  1. Напишите статью о жизненном пути А. Байтурсынова, используя дополнительные источники информации.

  2. Напишите аннотацию к тексту «Великий сын казахского народа».