ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данная внеурочная деятельность может быть организована в словесной (диспут, встреча, КВН, конференция, диспут), практической (походы, экскурсии, трудовые дела) и наглядной формах (школьный музей, тематические стенды, выставки.
В организации внеурочной деятельности ведущая роль принадлежит педагогу, которому необходимо создать атмосферу взаимопонимания, искренности, доброжелательности; обеспечить возможности самовыражения личности; стимулировать творческие формы общения детей.
Выдвинутая нами гипотеза, если в процессе изучения исторических и обществоведческих вопросов в курсе окружающего мира широко использовать различные формы внеурочной работы, то это будет способствовать более глубокому изучению обществоведческих проблем и активизации мыслительной деятельности учащихся начальной школы на всех этапах обучения, полностью подтвердилась.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Бруднев Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной воспитательной работы// Воспитание школьников. 2008. № 1.
3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т: Флинта, 2008.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
5. Ермоченкова С., Лакомова Н. Уроки окончены, что же дальше?// Народное образование. – 2008. - № 2.
Интернет-ресурсы:
1. www.ipkps.bsu.edu.ru
Музыкальные игры на уроках музыки в начальных классах
Плужник Л.
Научный руководитель: Шемякова Н.А. , преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развивать свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Мы считаем свою тему актуальной, потому что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении. Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий. А творчество невозможно без игры…
Игра – «это один из видов деятельности человека». Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разные толкования игры, которые были разработаны такими учеными, Павел Петрович Блонский, Даниил Борисович Эльконин, Лев Семенович Выготский и представлены на следующем слайде.
П.П. Блонский: «Игра - есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка.»
Д.Б. Эльконин: « Игра - деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.»
Л.С. Выготский: «игра – это свобода воли, творчества, она порождает новые потребности.»
Познавательное развитие – главная цель обучающих игр, но они оказывают влияние на личную сферу, формирование которой всегда включено в контекст определенной деятельности. В воспитательном процессе используются дидактические игры, основной задачей которых является усвоение знаний о нравственных нормах и формирование нравственных представлений. Развитие нравственно-волевых качеств личности связано прежде всего с выполнением правил игры. Происходит усвоение общественно одобряемых форм поведения, которые начинают регулировать взаимоотношения детей в других ситуациях. Участвуя в играх, у детей формируются некоторые качества, которые представлены на следующем слайде.
-
дети учатся преодолевать застенчивости и робость; -
у них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, доброжелательность, взаимопомощь; -
воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность; -
складываются организаторские и коммуникативные умения.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в определенных случаях, которые вы можете увидеть на слайде.
-
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; -
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); -
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).
В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Определение музыкального воспитания представлено на слайде.
Музыкальное воспитание - часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения.
Интересными приемами, используемыми в музыкальных играх являются:
вопросов-ответов: педагог задает "ритмический вопрос", ученики коллективно ищут "ритмический ответ".пения примера "вслух" и "про себя" в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают "про себя" и по указанию учителя включаются в пение вслух.
С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.
Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа.
Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.
Таким образом, можно сделать вывод: игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач, которые вы видите на слайде.
-
развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; -
умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; -
умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг.
Через игру у детей воспитывается художественный вкус.
Интерактивные средства наглядности как средство формирования мотивации к изучению русского языка в начальной школе
Рыбина А.С.
Научный руководитель: Душкина Н.С., преподаватель
ГАПОУ « Педколледж» г. Бузулука
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русскому языку особую роль играет принцип наглядности.
Правильное использование наглядности на уроках русского языка в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. [1]
Цель исследования: изучить возможности использования интерактивных средств обучения для повышения уровня мотивации к изучению русского языка у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к изучению русского языка посредством использования интерактивных средств наглядности.
Предмет: интерактивные средства наглядности как способ формирования мотивации к изучению русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивации к учению.
-проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;
-определить условия повышения мотивации школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;
- апробировать возможности интерактивного обучения на уроках русского языка для повышения уровня мотивации.
Гипотеза: формирование мотивации к изучению русского языка будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения
-владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Актуальная значимость нашего исследования заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень образованности человека. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние («постиндустриальная», или «информационная», культура приходит на смену «индустриальной»). Появилась новая форма обучение - интерактивное.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения на уроках русского языка каждому ребёнку предоставлена возможность «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.[2]
Применение новых информационных технологий на уроках русского языка в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.