ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 398
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Четвёртая и последующие несколько недель.
Сообщение кружковцев о биологических особенностях своих животных, о специфике ухода за ними.
Другими видами внеурочной деятельности учащихся является экскурсии в музей, в зоопарк, в заповедник и т.п. Обычно по числу участников они менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом.
Цель кружка « Юный натуралист» - естественный интерес к природе, бережное к ней отношение, формирование таких качеств как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.
Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т.п.
К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно- художественной популярной литературы о природе особенно, если это касается обязательного списка книг для внеклассного чтения.
Разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Причём каждый вид вне учебной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Список литературы
1.Адамович Г.Г. За чистоту воды, воздуха, почвы: Метод.материалы в помощь лектору. М., 1977.
2.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
3.Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота: В 5 т. СПб., 1996. Т.1.
4.Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учебное пособие для дифференцированного обучения учащихся 9-11 классов средней школы М., 1992.
5.Педагогика « Научно – теоретической журнал Российской академии образования» - 2013.
Методика работы с естествоведческим материалом в начальных классах
Шеханских Н.
Научный руководитель: Малоносова О.Л., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Изучение окружающего мира благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка. В процессе познания природы и общества учащийся наблюдает явления окружающего мира. В ходе данных наблюдений младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивает любознательность, умение анализировать, устанавливать связи, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Важной стороной образовательного процесса является эмоциональная активность учащихся. Учитель, ставя перед собой цель, поддержать эмоциональное состояние и использовать его для получения новых знаний, в образовательной деятельности использует занимательный материал для активизации процесса. Методика работы с естествоведческим материалом в начальных классах претерпевает ряд изменений, о которых указывает в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. При изучении окружающего мира, младшие школьники не только усваивают теоретический материал, но развивают мышление, наблюдательность, информационную грамотность. Исходя из этого, необходимо модернизировать формы организации учебной деятельности, использовать информационно-коммуникационные технологии с целью отбора и систематизации поступающей к ребенку информации. Важно помнить о том, что увеличение ее объема порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Негативные следствия информационного шока, в котором находятся современные дети, не должны заслонять позитивный развивающий потенциал информационной среды. Разработанный электронный календарь природы позволяет определенным образом разрешить эту проблему на уроках окружающего мира.
Календарь природы в практике начальной школы традиционно представляет собой стенд, который рекомендуется оформлять, начиная со второго класса. Классный календарь природы и труда оформляется на месяц или сезон. Это облегчает в дальнейшем проведение работы по сравнению отдельных сезонов и годов между собой. Данные календаря дают возможность всем учащимся контролировать и проверять правильность личных наблюдений. Второклассники начинают вести и фиксировать наблюдения за погодой, растениями и животными. На стенде помещаются материалы творческих работ учащихся: рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рисунки и т.д. На специальном листе графически или в виде таблицы обобщаются материалы наблюдений (сколько было пасмурных дней, ясных, облачных, дней с осадками). Календарь за сезон (месяц) наклеивают на картон, с обратной стороны к нему прикрепляют материалы обобщений и все это сохраняют для сравнения с другими сезонами и для работы в следующем году обучения. Сравнение с этим материалом наблюдений будущего года способствует выяснению причинно-следственных связей между отдельными явлениями, установлению простейших закономерностей. С третьего класса ведение календаря природы становится обязательным. Все материалы сохраняются до четвертого класса и используются для формирования знаний о природе родного края.
Проблемы с размещением стенда, хранением этой информации и умелым ее применением зачастую приводят к формальному использованию такой формы организации наблюдений в природе. Для устранения таких недостатков и усовершенствования классного календаря природы мы пользуемся современными информационно - коммуникационными технологиями, которые позволяют более продуктивно организовать учебный процесс. Практика показала, что компьютер значительно экономит время, позволяет превратить обучение в интересную познавательную деятельность. Мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения, они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала.
Стандартный календарь природы, по сути, есть не что иное, как флипчарт - доска с прикрепленными листами для записей в ходе работы, т.е. аналоговый предшественник самого популярного и доступного в наше время редактора MicrosoftPowerPoint. Данная программа обладает большими графическими и цветовыми возможностями, с ее помощью можно представить любой вид деятельности в форме изображений и анимации, просмотреть видеоматериал, что позволяет проследить за изменениями в природе, которые трудно фиксируются или требуют длительных наблюдений. Еще одно преимущество заключается в том, что электронная презентация может содержать в себе много информации, связанной ссылками, информации, разработанной в иных программах, например, MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficeExcel.
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей.
Содержание учебного материала по предмету «окружающий мир», различные формы проведения современных уроков, интеграция урочной и внеурочной работы учащихся создают благоприятные условия для организации моделирования.
Моделирование имеет два аспекта: содержание, которое учащиеся должны усвоить, и учебноедействие, средство, без которого невозможно полноценное обучение. С помощьюмоделирования можно свести изучениесложного к простому, незнакомого — к знакомому, то есть сделать изучаемый объектмаксимально доступным для тщательногоисследования его частей, и установлениявзаимосвязей. В процессе моделированияучащиеся могут реализовывать свои фантастические проекты, что стимулирует развитие исследовательских и творческихспособностей.
Сергей Андроникович Павлович группирует модели, которые могут создаваться младшими школьниками на уроках и внеурочных занятияхна географические, биологические и технические.
Географические модели— это моделиформ земной поверхности (гор, холмов, речных долин, рек и их притоков, обрывов, оврагов). Особое значение приобретают такие модели, если предмет, который они изображают, был предварительно изучен на экскурсии. Младшие школьники могут создаватьэти модели в мелком масштабе из пластилина на оргстекле (картоне) или в крупном —из песка на географической площадке.
Примером биологической модели можетслужить, например, муляж плода или гриба.Муляжи грибов лепят с натуры из клеевойваты, затем раскрашивают. Изучая в натуречасти цветка, полезно для закрепления знаний моделировать схему цветков разногостроения с пестиками, тычинками, лепестками и чашелистиками. Модели по зоологии могут дополнять отсутствующие деталинатуральных коллекций. Например, можноприсоединить к пустой сухой раковине вылепленную фигуру улитки прудовика, в створки раковины перловицы вставить вылепленное тело самого моллюска, в коллекцию, отображающую развитие насекомых,поместить пластилиновую гусеницу.
Технические модели — это, например, модели всевозможных технических построек и сооружений. Особенно полезно создавать вместе с учащимися динамические, действующие модели: модель водопровода, фонтана, водяного колеса и турбины с текущейводой, ветряной мельницы. При изготовлении технических моделей особо важноначинать работу с наблюдения реальныхтехнических или производственных процессов, которые учащиеся могут видеть наэкскурсии или в учебном фильме. В технических моделях желательно использоватьдополнительные декоративные элементы,которые имеют свое назначение (домики,деревья и др.) и придают в сознании детейжизненность модели (опыту).
Нельзя оставить без внимания моделиЛОС — один из элементов технологии
В.Ф. Шаталова. ЛОС — лист опорных сигналов — представляет собой схему или рисунок набросок, где с помощью условныхзнаков, отдельных слов, символов, предложений, цифр передается основное содержание изучаемого материала, что помогаетучителю логично изложить учебный материал и повысить темп урока. По сути дела,ЛОС — это модель содержания изученнойтемы. Создание ЛОС в ходе совместной деятельности учителя и учащихся на уроке попредмету «окружающий мир» — процесстворческий. Во время анализа изучаемогоматериала младшие школьники должныразбить его на блоки, «зашифровать» информацию в виде придуманных ими символов, схем, цифр, отдельных слов, чтобы оналегко угадывалась, считывалась при повторном воспроизведении в рассказе поЛОС. В классе можно устроить конкурс налучший ЛОС по изученному материалу.Младшие школьники могут заводить папкидля хранения ЛОС, и этот ценный набормоделей поможет организовать повторениев конце года.
Список литературы
1. Е.В. Головко: Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе реализации образовательных технологий на основе моделирования: Журнал Начальная школа, выпуск № 12/ 2015 г
2. Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян: Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е издание/ Москва/2008
Психолого-педагогические
дисциплины
Проблема формирования продуктивных приемов запоминания у младших школьников
Кулакова И.
Научный руководитель Бояркина Т.А., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека – Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., Рибот и многие другие. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны учителям.
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было,