Файл: Методическое пособие по экспортному контролю 1 "Система экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, основные принципы)" Волгоград 2010 год.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Волгоградский государственный технический университет
Управление коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности

Сектор экспортного контроля

Методическое пособие по экспортному контролю № 1
"Система экспортного контроля в Российской Федерации

(цели, задачи, основные принципы)"

Волгоград 2010 год

Вводная часть.

В данном методическом пособии используются понятия:

Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);

Внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;

Всеобъемлющий контроль - осуществление экспортного контроля в отношении внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, не подпадающими по действие контрольных списков, в случаях, когда российские участники внешнеэкономической деятельности информированы специально уполномоченным федеральным органом о том, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, либо имеют основания полагать, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в указанных целях;

Идентификация контролируемых товаров и технологий - установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической деятельности, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки;

Иностранные лица - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства,
гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства;

Контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;

Контрольные списки - списки контролируемых товаров и технологий, утвержденные указами Президента РФ;

Национальная система экспортного контроля - одна из форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемого как в интересах национальной безопасности, так и с целью выполнения международных соглашений и договоренностей в рамках международных контрольных режимов нераспространения оружия массового поражения и представляющая собой совокупность правил и средств, направленных на установление и реализацию порядка осуществления внешнеэкономических операций, связанных с перемещением через таможенную границу и использованием объектов экспортного контроля, а также совокупность уполномоченных государственных органов, обеспечивающих реализацию указанного порядка;

Оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое(биологическое) и токсинное оружие;

Продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, - технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения;



Российские участники внешнеэкономической деятельности - осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или перемещающие товары, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) через таможенную границу РФ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и физические лица, являющиеся гражданами РФ или получившими вид на жительство в РФ иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ;

Средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;

Товары (услуги) двойного применения - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль;

Объекты экспортного контроля - товары, информация, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых законодательством РФ установлен экспортный контроль, включая продукцию, подлежащую экспортному контролю в рамках "всеобъемлющего контроля";

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Основная часть

Окончание эры "холодной войны" открыло шлюзы для перехода мирового сообщества в новую систему международных отношений. Закончилась конфронтация на глобальном уровне в ее традиционном виде, когда противоборствовали два противостоящих друг другу по политико-идеологическим соображениям военных блока, две супердержавы - СССР и США. Однако очевидно, что отход от двухполярного в военно-политическом отношении мира не только не ликвидировал, но даже и не ослабил возможности дестабилизации международной обстановки как на глобальном, так и региональных уровнях. Особую опасность в этой связи представляет распространение оружия массового поражения.


Современная ситуация в этой сфере остается достаточно непростой и характеризуется сохраняющемся стремлением некоторых государств как к обладанию ОМП и средствами его доставки, так и к созданию собственного промышленного и технологического потенциала, необходимого для их разработки.

Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН заинтересована в консолидации многосторонних усилий, призванных оградить мир от нового вызова современности - распространения ОМП и средств его доставки.

Одновременно наблюдается активизация усилий со стороны международного терроризма в приобретении связанных с таким оружием материалов и технологий в интересах осуществления террористических актов, способных привести к массовым жертвам среди мирного населения. Терроризм с применением оружия массового поражения превращается в актуальную проблему реальной политики, требующую выработки адекватных контрмер. Для реализации своих устремлений представители отдельных стран, а также негосударственные субъекты, прежде всего террористы, пытаются любыми способами получить доступ к "чувствительным товарам и технологиям". Для этого ими широко используются подставные фирмы, практика проведения закупочных операций через многочисленные посреднические структуры. Положение осложняется существованием нелегального оборота связанных с ОМП материалов на так называемых "черных" рынках.

Наконец, происходящие в мире процессы глобализации и информатизации способствуют, с одной стороны, быстрому развитию научно-технического прогресса, а с другой - повышают информированность о путях создания ОМП и его компонентов, облегчают поиск соответствующих материалов и технологий, превращая незаконную торговлю в весьма выгодный бизнес. Наряду с "ядерными государствами" и непризнанными в качестве таковых Индией и Пакистаном, еще порядка 20 стран располагают потенциалом для военных ядерных возможностей. Для некоторых из них "ядерный выбор" - лишь вопрос политической воли.

Вполне очевидны угрозы, связанные с распространением ракетных технологий и ракетной техники, которые могут служить средством доставки ОМП. По самым скромным оценкам, сегодня не менее 25 стран располагают ракетными комплексами, способными доставлять ОМП, либо обладают научно-промышленным потенциалом для их создания. Ситуация усугубляется еще и тем, что даже устаревшие образцы ракетной техники могут улучшаться и перепродаваться. От этого угроза их попадания в руки террористов только возрастает. Уже есть примеры использования простейших ракетных систем экстремистки настроенными группировками.


Еще одна проблема заключается в том, что если международное сообщество располагает определенным арсеналом средств воздействия на страны, чья политика создает угрозу миру и безопасности, то в отношении террористических организаций такие меры не срабатывают. Поэтому терроризм представляет на сегодняшний день главную опасность. На недопущение попадания ОМП, средств его доставки и связанных с ними материалов в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов, нацелена резолюция Совета Безопасности ООН 1540, одним из инициаторов принятия которой была Российская Федерация. Центральное место в практической реализации этой резолюции отводится совершенствованию национальных мер контроля за оборотом товаров и технологий, связанных с созданием ОМП и ракетных средств его доставки, включая передачи таких товаров за рубеж.

Сложность проблемы эффективного противодействия распространению ядерного, химического, биологического и иных наиболее опасных видов оружия заключается в том, что для их создания может быть использован очень широкий ассортимент товаров и технологий. В тоже время осуществление тотального контроля со стороны государства за любым экспортом явилось бы непосильным бременем как для него самого, так и для отечественных товаропроизводителей. Следовательно, необходим разумный баланс, обеспечивающий оптимальное сочетание открытости экономики с требованиями национальной безопасности.

В условиях, когда государство регулирует внешнеэкономическую деятельность в отношении ограниченной номенклатуры товаров и технологий, критичных с точки зрения распространения оружия массового поражения и средств его доставки, это может быть достигнуто путем подключения промышленного сектора и научного сообщества к контролю за конечным использованием экспортируемой ими продукции. Для этого потенциальные экспортеры должны понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства совершения внешнеэкономических сделок.

Сегодня вопросы экспортного контроля чаще всего обсуждаются по отношению к так называемым "пороговым" странам. Такой акцент в значительной степени дезориентирует и экспортеров, и общественность. Как следствие, другие государства начинают ассоциироваться с понятием партнеров и даже союзников, а следовательно, необходимость соблюдения требований экспортного контроля при сотрудничестве с ними далеко не всегда является обязательной. Но экспортный контроль не может и не должен осуществляться против какой-либо одной страны или группы стран. Только полномасштабный экспортный контроль может служить одним из средств обеспечения безопасности государства, в контексте нераспространения оружия массового поражения и борьбы с терроризмом.