Файл: Методическое пособие по экспортному контролю 1 "Система экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, основные принципы)" Волгоград 2010 год.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экспортный контроль - неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Это один из базовых институтов, наличие которого дает возможность вести нормальную торговлю с индустриально развитыми странами, является необходимым условием для доступа российских товаропроизводителей на западные рынки высоких технологий. Россия последовательно идет по пути укрепления национального режима контроля за "чувствительным" экспортом. В современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле "чувствительной" продукцией. Для того, чтобы стать полноправными и надежными партнерами западных фирм и нормально работать на мировых рынках высоких технологий, отечественные товаропроизводители должны играть по общим правилам, а для этого необходимо, как минимум, эти правила знать.

Стратегически членство России в международных режимах экспортного контроля необходимо для обеспечения создания благоприятных условий интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей, установления равноправного и взаимовыгодного технологического обмена с промышленно-развитыми странами. Это также дает возможность непосредственно влиять на формирование международных норм поведения на мировых рынках высоких технологий, исходя из национальных интересов и приоритетов.

Российская Федерация является полноправной участницей основных международных режимов экспортного контроля: Группы ядерных поставщиков (ГЯП), Комитета Цангера (обеспечивают контроль за экспортом ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, созданы в 1976 и 1974 годах соответственно), Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) (обеспечивает ограничение распространения ракетной техники, а также товаров и технологий, использующихся при создании ракетного оружия, создан в 1987 году), Вассенаарских договоренностей (ВД) (обеспечивает контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений, создана в 1995 году), исключение составляет Австралийская группа - международный режим контроля за нераспространением химического и биологического оружия, однако Россия имплементировала в нормативно-правовую базу ЭК все контрольные списки АГ.

Политика России в области экспортного контроля, в отличие от большинства других промышленно-развитых государств (как правило, являющихся членами какого-либо военно-политического блока или экономического союза и сохраняющих во многих вопросах блоковую солидарность), не имеет какого-либо избирательного или дискриминационного характера и в равной степени применяется ко всем без исключения странам.


Экспортный контроль играет огромную роль для национальной безопасности и имиджа России в качестве надежного торгового партнера и дает ей определенные преимущества во внешней торговле контролируемыми товарами и технологиями с государствами-партнерами по контрольным режимам.

Система экспортного контроля - это общее собирательное понятие, которое подразумевает не только государственные и иные структуры, обеспечивающие реализацию внешнеторговой политики для достижения определенных политических, военных и экономических целей, но и практические формы деятельности этих структур, а также соответствующее законодательство.

В настоящее время существующая в РФ система экспортного контроля имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы для ее эффективного функционирования. Система экспортного контроля приведена в соответствие с международными требованиями. Выстроена управленческая вертикаль, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами власти. Разработана, введена в действие и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база.

В рамках российской национальной системы экспортного контроля существуют два самостоятельных режима регулирования "чувствительных" в военном отношении товаров - сфера действия одного распространяется на продукцию военного назначения, а другого - на продукцию двойного назначения. Организацией проведения экспертизы внешнеторговых контрактов на предмет возможного отнесения экспортируемых по ним товаров к категории товаров военного назначения занимается Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ.

Правовую основу государственного регулирования экспортного контроля за продукцией двойного назначения составляют международные договоры и договоренности РФ в области нераспространения оружия массового поражения и законодательство РФ в области внешнеторговой деятельности и экспортного контроля, в первую очередь Федеральный закон № 164 - 03 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Федеральный закон № 183-99 г. "Об экспортном контроле". При этом базовым документом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является ФЗ "Об экспортном контроле", который устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.



ФЗ "Об экспортном контроле" раскрывает основные понятия в сфере экспортного контроля, в том числе само понятие экспортный контроль, под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении продукции двойного назначения.

Объектами экспортного контроля являются материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, иные результаты интеллектуальной деятельности (включая права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении. К продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении относятся технические устройства, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные и другие вещества, которые в случае их использования в террористических целях создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Товары и технологии, являющиеся объектами экспортного контроля (контролируемой продукцией) сведены в национальные контрольные списки, которые гармонизированы по своему содержанию с действующими в промышленно развитых странах ограничительными списками и основываются на требованиях международных режимов экспортного контроля, таких как Вассенаарские Договоренности, Группа ядерных поставщиков, Комитет Цангера, Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ), Австралийская группа. Исключение составляет лишь 4-й раздел Списка товаров и технологий двойного назначения, который относится к товарам и технологиям, экспорт которых контролируется в интересах национальной безопасности государства. Указанные списки утверждаются соответствующими указами Президента РФ.

В национальное законодательство Российской Федерации включено правило "всеобъемлющего" контроля. Его суть состоит в том, что российским физическим и юридическим лицам запрещается заключать, совершать или участвовать иным образом во внешнеэкономических сделках с любыми товарами и услугами, если им достоверно известно, что предметы экспорта будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения или средств его доставки. Российским лицам также вменяется в обязанность получать разрешение на экспорт товаров и услуг, не включенных в контрольные списки, в тех случаях, когда они имеют основания полагать или были информированы компетентными государственными органами о том, что экспортируемые ими товары и услуги могут быть применены для вышеназванных целей.


В развитие этой нормы Правительство РФ определило перечень признаков внешнеэкономических сделок, при наличии которых должно применяться правило "всеобъемлющего" контроля. Основные из них:

- поставка осуществляется в иностранное государство, в отношении которого имеется информация о нарушении им обязательств по международным договорам в области нераспространения оружия массового поражения;

- имеется информация о причастности иностранного лица, который является покупателем, грузополучателем либо конечным пользователем поставляемой на экспорт продукции, к военным программам в ядерной, химической, биологической и ракетной областях;

- нежелание иностранного покупателя предоставить информацию о конечном назначении и конечных пользователях продукции, месте ее использования;

- несоответствие функционального назначения и технических характеристик приобретаемой продукции заявленным целям ее использования или сфере деятельности потребителя.

Российская национальная система экспортного контроля включает в себя разветвленную структуру органов государственной исполнительной власти, призванных регулировать и контролировать эту важнейшую составляющую обеспечения национальной и экономической безопасности. В эту управленческую вертикаль, наряду с Президентом и Правительством РФ, принимающих ключевые решения в этой сфере, входит целый ряд министерств и ведомств, в первую очередь Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. В силу своей многоплановости экспортный контроль затрагивает сферы ответственности многих федеральных органов исполнительной власти. В осуществлении экспортного контроля задействованы МИД России, Министерство обороны России, Федеральная таможенная служба России, ФСБ, СВР, отраслевые министерства и ведомства.

Координирует работу всех ведомств Комиссия по экспортному контролю РФ. Основными функциями Комиссии являются реализация государственной политики в области экспортного контроля, включая формирование стратегии и тактики действий в международных режимах экспортного контроля, организация межведомственного взаимодействия по вопросам прогнозирования и выявления угроз национальной безопасности, связанных с распространением, и противодействия этим угрозам, определение допустимых направлений и форм сотрудничества с иностранными государствами в высокотехнологичных областях, а также урегулирование межведомственных разногласий при осуществлении экспортного контроля. Непосредственная реализация единой государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля - ФСТЭК России. Выполнение указанных функций ФСТЭК России обеспечивает Управление экспортного контроля ФСТЭК России.


Универсальной особенностью экспортного контроля во всех странах является то, что он основывается на разрешительном порядке осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного одобрения внешнеэкономических сделок с ними. В Российской Федерации внешнеэкономические сделки с товарами и технологиями, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится созданными при ФСТЭК России по соответствующим направлениям науки, техники и технологий межведомственными экспертными советами.

Несоблюдение требований законодательства РФ в области экспортного контроля влечет за собой уголовную и административную ответственность. Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность применения административных санкций к юридическим и физическим лицам, нарушившим установленные правила осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль.

Основными формами государственного регулирования внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией является лицензирование и разрешительный порядок временного вывоза (ввоза), реэкспорта и транзита контролируемой продукции.

В соответствии с российским законодательством вывоз контролируемой продукции за рубеж, а также передача иностранным лицам на территории страны (включая передачу связанных с ней технических данных по электронным каналам связи) подлежат лицензированию. Меры экспортного контроля распространяются и на передачу технологий в неосязаемой форме, например, в процессе обучения, при осуществлении международного научного обмена, оказания консультативных и иных услуг научно-технического характера. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается на основе комплексной оценки рисков, связанных с экспортной сделкой.