Файл: Методическое пособие по экспортному контролю 1 "Система экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, основные принципы)" Волгоград 2010 год.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензии является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Российское законодательство предусматривает два вида экспортных лицензии - разовые и генеральные. Генеральные являются аналогом европейских глобальных и требования к их представлению достаточно жесткие. Генеральные лицензии выдаются на основании решения Правительства РФ только юридическим лицам, имеющим внутрифирменные программы экспортного контроля, которые прошли государственную аккредитацию.
Вопрос о выдаче или об отказе в выдаче лицензии рассматривается в межведомственном формате. Принятие решений осуществляется с учетом интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ на основе надежности российских и иностранных лиц, участвующих в экспортной сделке, обоснованности заявленных целей использования экспортируемой продукции, анализа рисков ее применения по иному назначению.
Развитие системы экспортного контроля Российской Федерации
Система экспортного контроля в стране впервые была создана в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16.06.1981 г. № 560-170 в целях предотвращения ущерба государственным интересам от экспорта в зарубежные страны отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологии и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники. Прекращение существования Советского Союза (1991 год) и ликвидация установившейся административно-командной системы страны существенно осложнило ситуацию и в сфере экспортного контроля. Возникла необходимость создания абсолютно новой правовой системы в этой области. Механизм государственного регулирования внешнеторговых операций, осуществляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности начал формироваться в 1991 году. Законом РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" и рядом постановлений Правительства Российской Федерации были заложены основы реализации государственной внешнеторговой политики посредством нетарифного регулирования (квотирование и лицензирование), разработан единый порядок оформления лицензий. Понятия экспортный контроль и система экспортного контроля были введены Указом Президента РФ "О мерах по созданию системы экспортного контроля в РФ" от 11.04.1992 г. № 388.
В 1996 году после присоединения России к Режиму контроля ракетной технологией и Вассенаарским Договоренностям произошло обновление нормативных правовых актов в области экспортного контроля: Указами Президента РФ были утверждены списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, постановлениями Правительства РФ определен порядок экспорта товаров, включенных в контрольные списки.
После введения в РФ равноправия всех форм собственности, включая частную собственность на средства производства, осталась нерешенной проблема, связанная с принадлежностью прав на применяемые в производстве технологии, в свое время разработанные за счет средств государственного бюджета СССР. В этих условиях весной 1998 года Указом Президента РФ № 556 Минюсту России было поручено осуществление "защиты интересов государства при вовлечении результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения в экономической и гражданско-правовой оборот". Постановлением Правительства РФ № 1132 от 29.09.1998 года "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначение" было образовано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности (ФАПРИД) военного специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ, на которое возложено распоряжение от имени государства правами на такие результаты.
18 июля 1999 года был принят специальный законодательный акт - Федеральный закон № 183-ФЗ "Об экспортном контроле", который до настоящего времени, с изменениями и дополнениями, является законодательной базой системы экспортного контроля РФ.
Основные, наиболее важные положения ФЗ "Об экспортном контроле":
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией;
- разграничены полномочия и определена компетенция государственных органов в области экспортного контроля;
- введено понятие "всеобъемлющего контроля";
- введено понятие "специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля";
- введена система внутрифирменных программ экспортного контроля;
- введена процедура идентификации контролируемой продукции.
В 2001 году были полностью переизданы нормативные акты Правительства РФ в области экспортного контроля, установившие порядок контроля за внешнеэкономическими операциями с продукцией двойного назначения. Был подробно определен порядок получения разрешительных документов в зависимости от характера операций (экспорт, временный вывоз, с передачей иностранному лицу, временный вывоз без передачи иностранному лицу, передача на территории России, раскрытие контролируемых технологий), введена государственная экспертиза внешнеэкономической сделки, осуществляемая органами исполнительной власти в рамках процедуры лицензирования. Целью предпринятых в 2001 году изменений было усиление государственного контроля за передачей в зарубежные страны результатов научной и научно-технической деятельности, имеющих важное значение с точки зрения защиты оборонно-промышленного потенциала РФ и сохранения ее технологической самостоятельности. Таким образом, в связи с изменениями, произошедшими в системе государственного регулирования в области экспортного контроля в 2001 году и закрепленными в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах, стало возможным говорить о завершении формирования в России полноценных и современных механизмов, обеспечивающих выполнение международных обязательств и дополнительно ориентированных на защиту национальной промышленности.
Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004 года функции экспортного контроля переданы Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которая входит в состав государственных органов обеспечения безопасности.
Цели, задачи, основные принципы экспортного контроля
Статья 4 ФЗ "Об экспортном контроле" определяет основные цели экспортного контроля:
- защита интересов РФ;
- реализация требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
- создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику;
- противодействие международному терроризму.
Вместе с тем, цель экспортного контроля состоит не в противодействии экспорту, а в устранении связанных с ним рисков для безопасности государства.
Согласно ст.7 ФЗ экспортный контроль в РФ осуществляется посредством
методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих:
-идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности товарам и технологиям, включенным в списки;
-разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
-таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий;
-применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
Из целей экспортного контроля вытекают и основные задачи, решаемые системой экспортного контроля:
- обеспечение национальной, в том числе экономической безопасности государства в области международной торговли;
- противодействие распространению оружия массового поражения и связанных с ним технологий, а также продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении;
- обеспечение условий для равноправной торговли с другими государствами в сфере высоких технологий, включая ядерную, вооружения и военной техники;
- установление порядка и правил проведения внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией на национальном уровне для участников внешнеэкономической деятельности;
- безусловное обеспечение неотвратимости санкций со стороны государства к лицам и организациям - нарушителям порядка и правил экспортного контроля;
- воспитание культуры экспортного контроля путем проведения соответствующих пропагандистских и информационных мероприятий;
- организация участия РФ в международных контрольных режимах;
- создание разветвленной и эшелонированной национальной системы экспортного контроля.
Основные принципы государственной политики в области экспортного контроля:
-добросовестность выполнения международных обязательств РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки;
-законность, гласность, доступность информации по вопросам экспортного контроля;
-приоритет интересов безопасности государства;
-осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
-единство таможенной территории РФ;
-гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
-взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки
Основными элементами Российской национальной системы экспортного контроля являются:
- контрольные списки;
- проверка иностранных партнеров;
- идентификация;
- государственная экспертиза;
- всеобъемлющий контроль;
- лицензирование;
- таможенные процедуры;
- правоприменение;
- внутрифирменные программы экспортного контроля;
- обучение;
- обмен информацией.
Контрольные списки
Одним из основополагающих элементов национальной системы экспортного контроля являются списки товаров и технологий двойного использования (контрольные списки). В РФ официально приняты и действуют шесть контрольных списков по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с контрольными списками международных контрольных режимов.
ИС - Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий (Указ Президента РФ от 14.02.1996 № 202 ред. от 14.11.2005 );
ЯО - Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется (Указ Президента от 14.01.2003 № 36 ред. от 09.10.2006 );
РО - Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль ( Указ Президента РФ от 06.08.2001 № 1005 ред. от 06.08.2007 )
ДН - Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ от 05.05.2004 № 580 ред. от 06.03.2008)