Файл: Методическое пособие по экспортному контролю 1 "Система экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, основные принципы)" Волгоград 2010 год.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с указом Президента РФ от 29.01.01 № 96 межведомственным координационным органом является Комиссия по экспортному контролю РФ. В состав Комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти. Состав Комиссии утверждается президентом РФ. Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля
Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля. Органы внешней разведки РФ, государственные органы обеспечения безопасности и иные органы государственной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области экспортного контроля. Специально уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Министерство иностранных дел РФ
В ведение МИД РФ отнесены функции, связанные с международными аспектами экспортного контроля, которые включают следующее:
- проведение государственной политики и защита интересов РФ в сфере нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки;
- координация деятельности министерств и ведомств в части, относящейся к международным аспектам экспортного контроля и политике нераспространения оружия массового поражения;
- обеспечение представительства РФ в международных режимах экспортного контроля.
Федеральная таможенная служба
В области экспортного контроля:
- обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении контролируемых товаров двойного назначения, перемещаемых через таможенную границу РФ;
- информирует и консультирует участников ВЭД по вопросам таможенного дела, включая вопросы экспортного контроля;
- организует профессиональную подготовку должностных лиц в области экспортного контроля.
Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники МО РФ
В области экспортного контроля основная функция НЭП МО РФ состоит в организации проведения экспертизы внешнеторговых контрактов на предмет возможного отнесения экспортируемых по ним товаров к категории товаров военного назначения.
Отраслевые министерства и ведомства, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Российская академия наук (РАН)
К функциям в области экспортного контроля относятся:
- контроль соблюдения подведомственными участниками ВЭД установленного экспорта товаров;
- участие в разработке нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля;
- участие в работе Комиссии по экспортному контролю РФ;
- организация информационной, методологической и экспертной поддержки подведомственных участников ВЭД в вопросах теории и практики экспортного контроля;
- организация и проведение проверок предприятий и организаций;
Правоохранительные органы и органы обеспечения национальной безопасности:
- участвуют в проведении государственной экспертизы внешнеэкономических сделок;
- участвуют в заседаниях Комиссии по экспортному контролю РФ;
- принимают участие в разработке и визировании нормативных правовых документов в области экспортного контроля;
- ведут базы данных в отношении лиц и организаций, подозреваемых в попытках производств ОМП и террористической деятельности.
Особенности проведения внешнеэкономических операций
с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки
Проведение внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки кардинально отличается от аналогичных операций с продукцией, не подлежащей экспортному контролю в силу необходимости оформления разрешительных документов.
У участника ВЭД появляются задачи:
1. Провести идентификацию, т.е. определить, попадает ли товар (технология) в контрольные списки.
2. Получить в установленном порядке разрешительные документы.
Задача идентификации - поиск и оценка в контрольных списках описания товара, тождественного представленному в техническом паспорте на изделие, что позволит, в том числе определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД) этого товара, т.к. к этим товарам относятся только те коды ТН ВЭД, которые упоминаются в списках.
Российский участник ВЭД вправе проводить идентификацию самостоятельно либо поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством РФ порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, заключив соответствующий договор с такой организацией.
Российский участник ВЭД несет ответственность за правильность результатов идентификации и представление недостоверной информации, т.е. ошибка, совершенная при проведении идентификации, не является основанием для его освобождения от применения мер принудительного характера (санкций) за нарушение законодательства в области экспортного контроля.
Идентификация контролируемых товаров и технологий на уровне экспертов в соответствии с их должностными обязанностями проводится на основе методики идентификации, разработанной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля - ФСТЭК.
Методика идентификации состоит из ряда элементов:
- определение технических характеристик товара;
- определение принадлежности товара к товарам двойного назначения;
- поиск товара по контрольным спискам, выбор соответствующей товарной позиции в списках;
- анализ примечаний в контрольных списках;
- определение соответствия технических характеристик товара и описания аналогичного товара в контрольном списке.
Определение технических характеристик товара
Эти данные должны быть показаны в техническом приложении к контракту, так как являются изначальными требованиями импортера к закупаемому товару. Выполнение этих требований или их превышение должно быть отражено в техническом паспорте изделия.
Требования, предъявляемые к техническому паспорту изделия:
По содержанию:
-наименование товара, как правило, состоит их общетехнического наименования товара (существительного – н-р станки, датчики) и одного или нескольких вспомогательных слов (прилагательных), уточняющих те или иных характерные особенности товара или его сферу применения;
-функциональное назначение;
-основные конструктивные особенности;
-сфера применения – невоенная область;
-основные технические характеристики (именно те, которые упоминаются в конкретной позиции контрольного списка, в соответствующих единицах измерения).
По оформлению паспорта (технического описания):
-документ не должен содержать признаки передачи технологии (режимы, формулы, диаграммы);
-документ должен быть утвержден руководителем предприятия (подпись, Ф.И.О. дата, гербовая печать) или уполномоченным на это лицом.
В задачу экспортера на этом этапе входит проверка идентичности данных на вывозимый товар в коммерческих документах, технической документации.
Некоторые критерии риска поставок товаров двойного назначения, которые принимаются во внимание экспертами при рассмотрении возможного осуществления поставки:
- ведение военных действий между соседними государствами;
- напряженная военно-политическая обстановка в регионе;
- поставка планируется в страны с нестабильной политической обстановкой ил находящиеся под санкциями;
- страна и покупатель (конечный пользователь) упоминаются в перечне компаний, являющихся участниками той или иной программы по созданию ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
- страна упомянута в списке отказов в выдаче лицензии на поставку товаров двойного назначения;
- в стране покупателя проводятся работы по данному тематическому направлению;
- покупатель (конечный пользователь) не указал полный адрес компании;
- в контракте упомянуты военные стандарты;
- поставляемые товары окрашены в маскировочные цвета (одежда, аппаратура и т.п.);
- наименование товара совпадает с упомянутым в контрольных списках;
- технические характеристики товара несколько уступают аналогичным параметрам в описании товара в контрольном списке («граничная зона»);
- товар не упоминается ни в одном контрольном списке, является сложным объектом высоких технологий и включает в себя ряд систем и функциональных узлов, упоминаемых в списках;
- в тексте контракта отсутствует информация о целях конечного использования, либо эта информация носит самый общий характер;
- наличие в поставляемой конструкторской и технологической документации ссылок на приемку заказчика, терминов, имеющих отношение к продукции военного и специального назначения, признаков передачи технологии (формулы, расчеты, графики, диаграммы, технологические режимы, без ссылок на источники, публикуемые в открытой отечественной и зарубежной печати).
Вся нормативная правовая база в области экспортного контроля является открытой и общедоступной. Любой экспортер может провести поиск товара по контрольным спискам, обратившись к таким официальным печатным изданиям, как «Российская газета», «Сборник законодательства России» или воспользоваться услугами электронных справочных систем «Консультант Плюс», «Гарант».
В первую очередь участнику ВЭД, планирующему совершить внешнеэкономическую операцию с контролируемой продукцией, рекомендуется обратиться к официальному сайту ФСТЭК России.
Эксперты в области экспортного контроля, а также специалисты предприятий и организаций, выпускающих широкую номенклатуру товаров двойного назначения, проводят поиск с помощью инструментария (алфавитно-предметный указатель (АПУ), электронно-поисковые системы, специализированные справочники).
В случае попадания товаров в контрольные списки, в контракте делается запись о том, что выполнение сделки возможно только после получения всех необходимых лицензий и разрешений. За получение разрешительных документов на территории РФ ответственность несет российский участник сделки, а на территории иностранного государства зарубежный.
Подразделение экспортного контроля предприятия готовит по установленной форме заявление на получение лицензии или разрешения, а также всю необходимую сопроводительную документацию и направляет документы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области экспортного контроля. Состав представляемых документов определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ, а требования по их оформлению инструкциями и рекомендациями (приказами и регламентами) ФСТЭК России и Минюста России. После получения лицензии (разрешения) подразделение экспортного контроля следит за тем, чтобы сроки отправки продукции соответствовали срокам действия разрешительных документов.