Файл: Методическое пособие по экспортному контролю 1 "Система экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, основные принципы)" Волгоград 2010 год.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с указом Президента РФ от 29.01.01 № 96 межведомственным координационным органом является Комиссия по экспортному контролю РФ. В состав Комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти. Состав Комиссии утверждается президентом РФ. Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля

Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля. Органы внешней разведки РФ, государственные органы обеспечения безопасности и иные органы государственной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области экспортного контроля. Специально уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

Министерство иностранных дел РФ

В ведение МИД РФ отнесены функции, связанные с международными аспектами экспортного контроля, которые включают следующее:

- проведение государственной политики и защита интересов РФ в сфере нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки;

- координация деятельности министерств и ведомств в части, относящейся к международным аспектам экспортного контроля и политике нераспространения оружия массового поражения;

- обеспечение представительства РФ в международных режимах экспортного контроля.

Федеральная таможенная служба

В области экспортного контроля:

- обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении контролируемых товаров двойного назначения, перемещаемых через таможенную границу РФ;

- информирует и консультирует участников ВЭД по вопросам таможенного дела, включая вопросы экспортного контроля;


- организует профессиональную подготовку должностных лиц в области экспортного контроля.

Направление экспертизы поставок вооружения и военной техники МО РФ

В области экспортного контроля основная функция НЭП МО РФ состоит в организации проведения экспертизы внешнеторговых контрактов на предмет возможного отнесения экспортируемых по ним товаров к категории товаров военного назначения.
Отраслевые министерства и ведомства, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Российская академия наук (РАН)

К функциям в области экспортного контроля относятся:

- контроль соблюдения подведомственными участниками ВЭД установленного экспорта товаров;

- участие в разработке нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля;

- участие в работе Комиссии по экспортному контролю РФ;

- организация информационной, методологической и экспертной поддержки подведомственных участников ВЭД в вопросах теории и практики экспортного контроля;

- организация и проведение проверок предприятий и организаций;

Правоохранительные органы и органы обеспечения национальной безопасности:

- участвуют в проведении государственной экспертизы внешнеэкономических сделок;

- участвуют в заседаниях Комиссии по экспортному контролю РФ;

- принимают участие в разработке и визировании нормативных правовых документов в области экспортного контроля;

- ведут базы данных в отношении лиц и организаций, подозреваемых в попытках производств ОМП и террористической деятельности.

Особенности проведения внешнеэкономических операций

с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки

Проведение внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки кардинально отличается от аналогичных операций с продукцией, не подлежащей экспортному контролю в силу необходимости оформления разрешительных документов.

У участника ВЭД появляются задачи:



1. Провести идентификацию, т.е. определить, попадает ли товар (технология) в контрольные списки.

2. Получить в установленном порядке разрешительные документы.

Задача идентификации - поиск и оценка в контрольных списках описания товара, тождественного представленному в техническом паспорте на изделие, что позволит, в том числе определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД) этого товара, т.к. к этим товарам относятся только те коды ТН ВЭД, которые упоминаются в списках.

Российский участник ВЭД вправе проводить идентификацию самостоятельно либо поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством РФ порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, заключив соответствующий договор с такой организацией.

Российский участник ВЭД несет ответственность за правильность результатов идентификации и представление недостоверной информации, т.е. ошибка, совершенная при проведении идентификации, не является основанием для его освобождения от применения мер принудительного характера (санкций) за нарушение законодательства в области экспортного контроля.

Идентификация контролируемых товаров и технологий на уровне экспертов в соответствии с их должностными обязанностями проводится на основе методики идентификации, разработанной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля - ФСТЭК.

Методика идентификации состоит из ряда элементов:

- определение технических характеристик товара;

- определение принадлежности товара к товарам двойного назначения;

- поиск товара по контрольным спискам, выбор соответствующей товарной позиции в списках;

- анализ примечаний в контрольных списках;

- определение соответствия технических характеристик товара и описания аналогичного товара в контрольном списке.

Определение технических характеристик товара

Эти данные должны быть показаны в техническом приложении к контракту, так как являются изначальными требованиями импортера к закупаемому товару. Выполнение этих требований или их превышение должно быть отражено в техническом паспорте изделия.


Требования, предъявляемые к техническому паспорту изделия:

По содержанию:

-наименование товара, как правило, состоит их общетехнического наименования товара (существительного – н-р станки, датчики) и одного или нескольких вспомогательных слов (прилагательных), уточняющих те или иных характерные особенности товара или его сферу применения;

-функциональное назначение;

-основные конструктивные особенности;

-сфера применения – невоенная область;

-основные технические характеристики (именно те, которые упоминаются в конкретной позиции контрольного списка, в соответствующих единицах измерения).

По оформлению паспорта (технического описания):

-документ не должен содержать признаки передачи технологии (режимы, формулы, диаграммы);

-документ должен быть утвержден руководителем предприятия (подпись, Ф.И.О. дата, гербовая печать) или уполномоченным на это лицом.

В задачу экспортера на этом этапе входит проверка идентичности данных на вывозимый товар в коммерческих документах, технической документации.

Некоторые критерии риска поставок товаров двойного назначения, которые принимаются во внимание экспертами при рассмотрении возможного осуществления поставки:

- ведение военных действий между соседними государствами;

- напряженная военно-политическая обстановка в регионе;

- поставка планируется в страны с нестабильной политической обстановкой ил находящиеся под санкциями;

- страна и покупатель (конечный пользователь) упоминаются в перечне компаний, являющихся участниками той или иной программы по созданию ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

- страна упомянута в списке отказов в выдаче лицензии на поставку товаров двойного назначения;

- в стране покупателя проводятся работы по данному тематическому направлению;

- покупатель (конечный пользователь) не указал полный адрес компании;

- в контракте упомянуты военные стандарты;

- поставляемые товары окрашены в маскировочные цвета (одежда, аппаратура и т.п.);

- наименование товара совпадает с упомянутым в контрольных списках;


- технические характеристики товара несколько уступают аналогичным параметрам в описании товара в контрольном списке («граничная зона»);

- товар не упоминается ни в одном контрольном списке, является сложным объектом высоких технологий и включает в себя ряд систем и функциональных узлов, упоминаемых в списках;

- в тексте контракта отсутствует информация о целях конечного использования, либо эта информация носит самый общий характер;

- наличие в поставляемой конструкторской и технологической документации ссылок на приемку заказчика, терминов, имеющих отношение к продукции военного и специального назначения, признаков передачи технологии (формулы, расчеты, графики, диаграммы, технологические режимы, без ссылок на источники, публикуемые в открытой отечественной и зарубежной печати).

Вся нормативная правовая база в области экспортного контроля является открытой и общедоступной. Любой экспортер может провести поиск товара по контрольным спискам, обратившись к таким официальным печатным изданиям, как «Российская газета», «Сборник законодательства России» или воспользоваться услугами электронных справочных систем «Консультант Плюс», «Гарант».

В первую очередь участнику ВЭД, планирующему совершить внешнеэкономическую операцию с контролируемой продукцией, рекомендуется обратиться к официальному сайту ФСТЭК России.

Эксперты в области экспортного контроля, а также специалисты предприятий и организаций, выпускающих широкую номенклатуру товаров двойного назначения, проводят поиск с помощью инструментария (алфавитно-предметный указатель (АПУ), электронно-поисковые системы, специализированные справочники).

В случае попадания товаров в контрольные списки, в контракте делается запись о том, что выполнение сделки возможно только после получения всех необходимых лицензий и разрешений. За получение разрешительных документов на территории РФ ответственность несет российский участник сделки, а на территории иностранного государства зарубежный.

Подразделение экспортного контроля предприятия готовит по установленной форме заявление на получение лицензии или разрешения, а также всю необходимую сопроводительную документацию и направляет документы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области экспортного контроля. Состав представляемых документов определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ, а требования по их оформлению инструкциями и рекомендациями (приказами и регламентами) ФСТЭК России и Минюста России. После получения лицензии (разрешения) подразделение экспортного контроля следит за тем, чтобы сроки отправки продукции соответствовали срокам действия разрешительных документов.