Файл: Методическое пособие по экспортному контролю 1 "Система экспортного контроля в Российской Федерации (цели, задачи, основные принципы)" Волгоград 2010 год.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разделы списка:
1 - общий раздел
2 - "Ч" - "чувствительные" товары и технологии;
3 - "ВЧ" - "весьма чувствительные" товары и технологии;
4 - "НБ" - товары и технологии, контролируемые по соображениям
национальной безопасности.
ХО - Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента РФ от 28.08.2001 № 1082 ред. 31.01.2007);
БО - Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю (Указ Президента РФ от 20.08.2007 № 1083).
Каждый список состоит из разделов, категорий, групп и позиций списка. Такое жесткое вертикальное структурирование : Раздел - Категория - Группы - Позиция (списка) имеет ряд технологических преимуществ, которые позволяют эффективно использовать список для нахождения нужной товарной позиции. Каждая позиция имеет свой идентификационный номер, состоящий из нескольких цифр, разделенных точками, где первая цифра соответствует номеру технической категории, вторая цифра номеру группы, третья и последующие цифры отражают номер изделия среди подобных, но отличающихся по техническим параметрам.
Проверка иностранных партнеров
Процедура, которая обязывает участника внешнеэкономической деятельности провести необходимую проверку потенциальных иностранных партнеров. Информация об иностранном импортере необходима для оценки его надежности и для соблюдения положения закона о всеобъемлющем контроле. В ходе такой оценки необходимо ответить на вопрос, насколько велик риск возможного отвлечения предметов экспорта для использования в запрещенных целях.
Идентификация
Идентификация контролируемых товаров и технологий - установление соответствия конкретных видов сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки.
Государственная экспертиза
Государственная экспертиза - это межведомственное согласование возможности экспорта товара двойного использования. Государственная экспертиза проводится в целях определения соответствия внешнеэкономической операции с контролируемой продукцией международным обязательствам Российской Федерации и государственным интересам. Государственная экспертиза проводится постоянно
действующими межведомственными экспертными группами, образуемыми при ФСТЭК России.
Всеобъемлющий контроль
Определяет порядок передач иностранным лицам товаров, не подпадающих под действие контрольных списков, в отношении которых у российского участника ВЭД имеется информация, что эти товары могут быть использованы недобросовестным импортером (конечным пользователем) для целей создания ОМП либо средств его доставки. Аналогичный порядок экспорта установлен для случаев, когда российский участник ВЭД информирован компетентным государственным органом о том, что его продукция может быть использована получателем для целей создания ОМП и средств его доставки.
Лицензирование
Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию. Лицензии и другие разрешительные документы на проведение экспортно-импортных операций с контролируемой продукцией выдаются в установленном порядке Управлением экспортного контроля ФСТЭК.
Таможенные процедуры
Таможенные органы РФ обеспечивают решение важной государственной задачи по соблюдению разрешительного порядка перемещения через таможенную границу РФ контролируемых товаров, информации, работ, результатов интеллектуальной деятельности. Таможня - последний рубеж, на котором может быть остановлен незаконный экспорт контролируемых товаров.
Правоприменение
Нарушение установленного порядка и правил передач контролируемых товаров иностранным лицам преследуется по закону. В отношении лиц, нарушивших установленный порядок осуществления внешнеэкономических операций предусматриваются меры административного и уголовного наказания.
Внутрифирменные программы экспортного контроля
В соответствии с Федеральным законом об экспортном контроле создание внутрифирменных программ экспортного контроля является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами.
Обучение
Обучение - это многоуровневая система подготовки высококвалифицированных специалистов по всем аспектам экспортного контроля и для всех субъектов экспортного контроля снизу доверху, начиная от предприятий, фирм, научно-исследовательских и образовательных институтов и заканчивая федеральными органами власти, участвующими в системе экспортного контроля РФ.
Обмен информацией
Это наиболее всеохватывающий и многоаспектный элемент экспортного контроля. Обмен информацией осуществляется на уровне:
- структурных подразделений предприятий;
- предприятия и министерства или агентства по подчиненности;
- министерств и ведомств;
- государств - членов международных контрольных режимов.
Структура национальной системы экспортного контроля
В силу своей многофакторности экспортный контроль затрагивает сферу ответственности многих министерств и ведомств и требует выполнения различных по своему характеру функций, от выработки политики в данной специфической сфере до осуществления таможенного контроля и расследования правонарушений. По этим причинам в работе национальной системы экспортного контроля задействованы такие министерства и ведомства, как Министерство иностранных дел РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России, Министерство обороны РФ, Федеральная таможенная служба, ФСБ, СВР, а также отраслевые министерства и ведомства.
Национальная система экспортного контроля условно состоит из 5-ти блоков:
Первый блок - высшие органы законодательной и исполнительной власти, а также руководящие органы национальной системы экспортного контроля. В их число входят Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство, федеральные министерства и ведомства. Этот блок определяет внутреннюю и внешнюю политику страны в области нераспространения и экспортного контроля, устанавливает порядок и правила передач иностранным лицам контролируемых товаров и технологий, разрабатывает законодательную и нормативную правовую базу в области экспортного контроля, а также контролирует их исполнение.
Второй блок - отраслевые министерства и ведомства, государственные корпорации. Они представляют интересы определенных отраслей промышленности и государственных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические операции с контролируемой продукцией и играют активную роль в системе экспортного контроля (организация ЭК на предприятиях отрасли, разработка методических указаний по организации ВПЭК, обучение специалистов ЭК отрасли. Их мнение, как специалистов отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих контролируемые товары и технологии различного назначения, необходимо и важно для оценки возможных последствий передачи этих товаров и технологий иностранным лицам, в связи с чем отраслевые министерства и ведомства активно привлекаются к формированию контрольных списков, особенно в части контроля по соображениям национальной безопасности.
Третий блок - правоохранительные органы и органы обеспечения национальной безопасности. Их функции в системе экспортного контроля заключаются в обеспечении добывания информации, необходимой для осуществления эффективного экспортного контроля, контроля за исполнением законодательства и установленных норм и правил в области экспортного контроля, предотвращение, пресечение и расследование преступлений и правонарушений в области экспортного контроля.
Четвертый блок - участники ВЭД. Это предприятия, компании, фирмы различных форм собственности, а также физические лица, осуществляющие внешнеэкономические операции с контролируемой продукцией. Они являются неотъемлемой частью национальной системы экспортного контроля, так как непосредственно производят необходимые действия с контролируемой продукцией - организуют производство идентификационной экспертизы, осуществляют сбор и
обработку информации о конечном пользователе, анализируют риски отвлечения и переключения, принимают решения о необходимости обращения за получением разрешения на экспорт в рамках "всеобъемлющего" контроля, реализуют программы внутрифирменного экспортного контроля и организуют обучение своих сотрудников, задействованных в сфере экспортного контроля.
Пятый блок - экспертные, консалтинговые (консалтинг - оценка текущего состояния предприятия) и обучающие организации. Задача этих организаций повседневное обеспечение работы системы экспортного контроля - от обучения специалистов до проведения идентификационных экспертиз.
Распределение ответственности в национальной системе экспортного контроля РФ
Главой II ФЗ от 18.07.99 №183 установлено распределение компетенции между органами государственной власти РФ, участвующими в осуществлении экспортного контроля.
Президент РФ
- определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля;
- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ в области экспортного контроля;
- утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.
Правительство РФ
- организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;
- определяет на основании и во исполнение ФЗ "Об экспортном контроле" и других ФЗ и указов Президента РФ порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки;
- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ в области экспортного контроля;
- осуществляет на основании Конституции РФ, ФЗ, указов президента РФ иные полномочия в области экспортного контроля.
Межведомственный координационный орган по ЭК
Межведомственный координационный орган по ЭК отвечает за обеспечение реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами по экспортному контролю в РФ.