Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика информационно-коммуникационных технологий
Эволюция информационно-коммуникационных технологий
ИКТ, применяемые в образовании
Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса
2.2 Разработка учебного занятия с использованием ИКТ
-
для функции «вход» и «выход»: выцветание, проявление с увеличе- нием, проявление с вращением, развертывание; -
для функции «выделение»: высветление, затемнение, дополнитель- ный цвет, подчеркивание, подведение к серому; -
функция «путь перемещения» (следует с осторожностью подходить к этому эффекту),
При показе слайд-шоу стоит помнить о следующем:
-
смену слайдов лучше всего осуществлять посредством щелчка мыши или нажатия клавиши ►, а не в автоматическом режиме, чтобы учитель, ре- гулируя смену слайдов, мог между ними прокомментировать материал или сделать к нему необходимые дополнения; -
в процессе демонстрации можно рисовать на слайдах. Рисование в кадре делает возможным ситуативно-обусловленный или непредусмотренный за- ранее комментарий к слайду, составление схемы, либо дополнительное ак- центирование внимания обучающегося на каком-нибудь объекте.
Стадия 3. Критический анализ результатов проделанной работы, а также внесение коррективов в презентацию с учетом обсужден- ных недостатков. На этапе вёрстки происходит окончательная сборка слай- дов презентации PowerPoint, проверяется порядок следования согласно раз- работанной структуры, наличие логических переходов между разделами и отдельными слайдами [7].
2.2 Разработка учебного занятия с использованием ИКТ
Актуальные проблемы организации образовательного процесса были положены в основу практической части данной работы.
База: БПОУ «Омский автотранспортный колледж» Категория обучающихся: студенты
Количество обучающихся в группе: 24 человека
Тип занятия: лекция-презентация, самостоятельная работа студентов в группах.
Тема занятия: «Ядерное оружие и защита от него»
Цель: ознакомиться с основными понятиями темы, изучить современ- ную радиоционную обстановку на примере Омского региона, поработать в группах по вопросу "Поражающие факторы ядерного оружияи способы за- щиты от них".
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал (5 вариантов), таблица «Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7»
Источники: учебники "Гражданская оборона" Кострова А. М. и Ата- манюка В. Г., Ширшева Л. Г., Акимова Н. И
План занятия:
-
Радиоактивность в современном мире. -
Поражающие факторы ядерного оружия и защита -
Способы защиты человека от ядерного оружия
Ход и содержание занятия:
Вводная часть 5-7 минут Первичныйопросстудентов
На вопрос «Умеете ли Вы работать на компьютере?» все 24 студента ответили, что они умеют работать на компьютере.
На вопрос «Знакомы ли Вы с программой Power Point?» 24 студента ответили «да».
На вопрос «Как Вы считаете, помогали ли Вам электронные материалы презентаций в освоении изучаемого материала?» 22 студента ответили «да»; 2 студента затруднились ответить.
Таким образом, можно сделать вывод, что все учащиеся умеют рабо- тать
на компьютере, с информационно-коммуникационными технологиями знакомы.
По ходу занятия задаются вопросы, на которые студенты отвечают
устно, а затем знакомятся с правильным вариантом ответа, представленным на слайде презентации Power Point
Контроль в виде Power Point презентации размещен слайдах, представ- ляеющие собой краткий ответ на поставленный вопрос
-
Основная часть 50-60 минут (лекционнаячасть–20-25минут,
самостоятельнаяработастудентов–30-35минут) 1.Радиоактивность в современном мире.
По ходу занятия задаются вопросы, на которые студенты отвечают
устно, а затем знакомятся с правильным вариантом ответа, представленным на слайде презентации Power Point
Контроль в виде Power Point презентации размещен слайдах, представ- ляеющие собой краткий ответ на поставленный вопрос
Что вы знаете о строении атомного ядра?
Строение электронной оболочки было достаточно изучено к концу XIX века, но знаний о строении атомного ядра было очень мало, и к тому же они был противоречивы. В 1896 году было открыто явление, получившее назва- ние радиоактивности (от латинского слова «радиус»- луч). Это открытие сыграло важную роль в дальнейшем излучении строения атомных ядер. Ма- рия Склодовская-Кюри и Пьер Кюри установили, что, кроме урана, еще то- рий, полоний и химические соединения урана с торием обладает таким же излучением, что и уран. Продолжая исследования, они выделили в1898году
из урановой руды вещество в несколько миллионов раз более активное, чем уран, и назвали его радием, что значит лучистый.
Что такое радиоактивность?
Вещества, обладающие излучением подобно урану или радию, получили название радиоактивных ,а само явление называется радиоактивностью.
Можем ли мы столкнуться в повседневной жизни с радиоактивными веществами?
Человек всегда был подвержен действию естественной радиации. Он подвергается воздействию космического излучения. Радиоактивные вещества находятся в земле, в зданиях, в которых мы живем, а также в пище и воде, которые мы потребляем. Радиоактивные газы находятся в воздухе, которым мы дышим, а сам человек радиоактивен, т. к. в живой ткани присутствуют в следовых количествах радиоактивные вещества. Уровни этой естественной или «фоновой» радиации колеблются в значительных пределах. Человек под- вергается облучению двумя способами. Радиация действует снаружи — внешнее облучение. Если же радиоактивные вещества, находящиеся в возду- хе, пище, воде, попадают внутрь организма - это внутреннее облучение.
Большей частью (около 73%) радиация исходит от природных радио- активных веществ, окружающих нас и находящихся внутри нас, но пример- но 13% связано с медицинскими процедурами (такой, как рентгеноскопия), а 14% приходит извне в виде космических лучей.
Какова радиационная обстановка в г.Омске?
Радиационный фон в городе Омске на открытой местности в среднем находится в пределах от 10 до 12 микрорентген/час, в закрытых помещени- ях до 30 микрорентген/час, что соответствует ПДК по России. Последний всплеск «радиапаники» пришёлсяв Омске на 2011 год – послевзрыва на япон- ской электростанции «Фукусима-1».
В Омске, как и в других регионах, имеется радиационно-гигиенический паспорт, в котором представлены все источники ионизирующего излучения. На территории Омской области в 2013 году зарегистрировано 286 организа-
ций, работающих с такими источниками. Большинство источников генери- рующие, те же установки для флюорографии в медучреждениях. Остальные – аппараты, содержащие радиоактивное вещество, например, на нефтезаводе, в центре стандартизации и метеорологии, на таможне. Проблемные территории есть в Томской области (горнотехнический комбинат), Новосибирской (спец- комбинат «Родон» захоранивает неиспользуемые радиоактивные отходы), в Алтайском крае есть районы, подвергшиеся воздействию Семипалатинского ядерного полигона. Мирные ядерные взрывы в своё время проводились в Кемерово и Тюмени.
В радиационно-гигиенический паспорт входит оценка атмосферного воздуха, состояния водных объектов, пищевых продуктов, строительных материалов.
В 1991 году с вертолёта над Омской областью были проведены две масштабные аэрогамма-съёмки. Мероприятие затратное, на которое ушли миллионы рублей. Регистрационные приборы по ионизирующему излучению показали несколько участков радиоактивного загрязнения, о которых в реги- оне не сильно распространяются: улицы Красный Пахарь, Тарская, 4-я Транспортная, 9-я, 10-я и 30-я Северная, 15-я и 16-я Амурская. После аэро- гамма-съёмки провели большие работы по дезактивации, вывезли много ра- диоактивных веществ: цезий, радий, кобальт. Материалы с повышенным со- держанием радионуклидов – казахстанский щебень, который применяли для благоустройства улиц. В итоге все радиоактивные отходы с территории обла- сти вывезли только в 2007 году. Вышеназванные участки до сих пор стоят на контроле, но, по словам специалистов Роспотребнадзора, дозы радиации, ко- торые могли бы нанести ущерб здоровью или окружающей среде, не зафик- сированы.
Какова особенность ядерного оружия?
Ядерное оружие - это оружие массового поражения, действие кото- рого основано на свойствах ядер химических веществ. Оно обладает огром- ной разрушительной силой.
-
Поражающие факторы ядерного оружия и защита
Как распределяются зоны поражения при ядерном взряве? Назовите их.
Рисунок 1. Радиоактивное загрязнение местности
Кпоражающимфакторамядерногооружияотносятся: А) ударная волна,
Б)световоеизлучение,
В)проникающаярадиация,
Г) радиоактивное заражение, Д)электромагнитныйимпульс.
Работа по подгруппам (5 подгрупп). Каждая подгруппа делает краткий конспект по одному из поражающих факторов, пользуясь раздаточным мате- риалом. В группах подготавливается устный ответ по следующему плану: