ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отечественной литературе можно встретить близкие по сути определения, относящиеся к общим понятиям, но имеющие свою трактовку, например: «Выставка — это демонстрация достижений материальной и духовной жизни общества с целью их пропаганды, рекламы и внедрения в практику».
К общим, относится и определение, предложенное кандидатом архитектуры, заслуженным деятелем искусства РСФСР Кликсом P.P. Оно раскрывает сущность выставки с профессиональной точки зрения: «Выставка — это специально созданная и художественно преобразованная предметно-пространственная среда, предназначенная для публичного показа с определенными социальными целями».
Определение, предлагаемое Петелиным В.Г., рассматривает понятие «выставка» с позиций теории менеджмента, как организацию: «Выставка — это организация с персоналом, администрацией и соответствующим статусом, которая на основе специально созданной и художественно преобразованной предметно-пространственной среды, предназначенной для публичного показа, решает рекламные, торговые или иные социальные задачи, определяемые в каждом конкретном случае ее менеджерами или заказчиками».Это определение наиболее современно, полно и точно трактует суть явления. К тому же оно наиболее универсально по отношению ко всем определениям, использовавшимся ранее.
Фактически сегодня в первоначальном значении этого слова выставками с позиции терминологии, укоренившейся в России, следовало бы называть выставочные мероприятия, не преследующие торговые (коммерческие) цели, к которым в первую очередь относятся всемирные выставки ЭКСПО, выставки произведений искусств из коллекций музеев, не предназначенных для продажи, и выставки, организуемые при проведении конгрессов. В соответствии с Парижской конвенцией 1928 г. о международных выставках (сегодня это всемирные выставки ЭКСПО) введено понятие международной официальной или официально признанной выставки как мероприятия, «главная цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства, и во время которого, по существу, не делается никакого различия между покупателями или посетителями».
К частным определениям относят характеристики конкретных выставок, которые уточняют тематику, статус, цели, задачи или специфические особенности конкретных мероприятий, и в частности: научно-технических, промышленных, сельскохозяйственных, образовательных, медицинских, строительных, художественных, мемориальных; или всемирных, международных, национальных, региональных, межотраслевых, отраслевых и т.п.; или, например, — стационарных, передвижных, плавучих, мобильных и т.д.
Дать четкое определение конкретного выставочного мероприятия это, прежде всего, забота его устроителя. И в этом ему помогают международные и национальные классификации выставочно-ярмарочных мероприятий. Чаще всего такое определение дается прямо в развернутом названии выставочного мероприятия. Даже если в рабочих документах используется сокращенное название выставки, в распорядительных и сопутствующих информационно-рекламных материалах устроитель обязательно определяет ее статус, цели и особенности организации и проведения.
3. Ярмарка
Чаще других в лексиконе выставочных работников аналогом слова выставка выступает слово «ярмарка». Этимологически в словаре Даля ярмарки (в славянском языке – ярмонка) – большой торговый съезд и привоз товаров в определенное (срочное) в году время, годовой торг. Причем различаются ярмарки общие – на всякий товар и частные – на отдельные виды товара; в немецком jarmarket означает ежегодный рынок. В то же время ярмарка (в английском языке – fair) подразумевает не только рынок товаров, но и во многом рынок развлекательных услуг (аттракционы, сцены и т.п.). Это сродни и старому русскому пониманию.
Таким образом, под ярмарками исторически понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.
Как правило, это коммерческая выставка, проводимая в одном месте и с определенной периодичностью. Больше того, ярмарка и торговая выставка — это родственные мероприятия, отличающиеся друг от друга только по номинации. И правильно поступают устроители, добавляющие в таких случаях в частном определении мероприятия к слову «выставка» прилагательное «торговая», «торгово-промышленная», «коммерческая». Но, к сожалению, это не считается обязательным, и поэтому приводит к смещению понятий и путанице в представлениях о выставках и ярмарках. Четкие грани между торговой выставкой и ярмаркой провести становится все труднее. Тем не менее, когда это чрезвычайно важно, например, для учетно-статистических целей или в правовых конфликтных ситуациях, для экспертов есть несколько тестов и правил их разграничения:
1. Несмотря на коммерциализацию большинства выставочных мероприятий, некоторая часть выставок и сегодня остается некоммерческими. Поэтому просветительские, популяризаторские, пропагандистские, рекламно-имиджевые, благотворительные выставки, на которых торговые сделки не практикуются, никогда не назывались, и не будут называться ярмарками. Ярмарка всегда имеет явно выраженный торгово-рыночный характер.
2. Выставку можно проводить в любое время года, в любом месте, тогда как ярмарка проводится в одном месте, в строго оговоренный срок и с определенной периодичностью.
3. Выставка вся (целиком) должна демонстрировать новинки и новации: наметившийся прогресс или его тенденции, представлять уникальные экспонаты, новейшую технику и технологии, товары и услуги, которые еще только готовятся к выпуску на рынок.
Ярмарка предлагает на продажу преимущественно известную, уже освоенную в производстве, проверенную в эксплуатации и, чаще всего, массовую продукцию. И хотя сегодня на многих ярмарках практикуется создание специальных экспозиций и даже целых разделов перспективных изделий, машин и оборудования, новых товаров и услуг, для ярмарки и ее участников показ новинок и перспектив — не самое главное, потому что ничего из этого не может быть продано. И выставляется все это фирмами-экспонентами только для ориентира покупателей на будущее, в основном, для продвижения своего бренда и «оконтуривания» своего имиджа, для поиска инвесторов и партнеров для новых проектов.
Но приходится признать, что сегодня торговая выставка, даже без определения «торговая», фактически является аналогом ярмарки, особенно если она имеет строгую периодичность проведения, проводится в одном и том же месте, а экспонаты выставляются на продажу без ограничений. Такая торговая выставка, успешно проведенная не менее двух—трех раз, получает право быть зарегистрированной как ярмарка специализированной ассоциации с соответствующим статусом. И часто она продолжает называться выставкой только потому, что еще не все условия и требования для ее регистрации (например, «международной ярмаркой») в UFI (Франция) или МСВЯ (Россия) выполняются устроителями.
В октябре 1995 г. на Марсельском конгрессе Союза международных ярмарок (ныне «Международная ассоциация выставочной индустрии» — UFI) для них принято следующее общее определение:
«Ярмарка — это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от ее наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой крупный рынок товаров широкого потребления и/или оборудования, действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах. На ней не разрешается продажа с выносом».
Современная ярмарка предлагает широкий спектр товаров и услуг: от образцов изделий и комплексных автоматизированных систем до передачи «ноу-хау», проводимых экспертами консультаций и т.д.
Современные международные ярмарки делятся на два основных вида – общеотраслевые и специализированные. В настоящее время развитие международных ярмарок и выставок идет как по пути количественного увеличения, так и в направлении качественного преобразования. Наряду с общеотраслевыми ярмарками средств производства и товаров широкого потребления проводятся тематические, показывающие несколько родственных отраслей экономики; специализированные ярмарки (салоны, выставки) по определенным выставочным темам и номенклатуре товаров; специализированные выставки (салоны), экспонаты которых являются не только и не столько товарами, сколько предназначаются для показа решения конкретных технических и других проблем.
4. Выставка-ярмарка
В современной выставочной терминологии помимо рассмотренных значений «выставка» и «ярмарка» используется понятие «выставка-ярмарка».
В Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации от 29 марта 2001 г., не выявлены отличительные черты выставок и ярмарок:
Выставки и ярмарки – это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.
В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.
Традиционно отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.
Выставки-ярмарки – как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.
В Европе принято отличать понятия «выставка» и ярмарка» по качественному составу посетителей и масштабам и локализации событий. Так, например, Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок дает свои определения:
Ярмарки – регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно квалифицированным специалистам – посетителям ярмарок, многочисленные участвующие в ярмарке предприятия представляют основные товары и услуги одной или нескольких отраслей, предлагаемые промышленным заготовителям и реализуемые преимущественно на основе выставленных образцов.
Выставки – рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно обычным посетителям-неспециалистам, многочисленные участвующие в выставке предприятия представляют и реализуют характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей или информируют потребителей с целью содействия сбыту товаров.
Однако, как видим, в России такого узкого понимания за терминами «выставка» и «ярмарка» из-за сложившейся их коммерческой направленности не сохранилось. Как правило, главная направленность любой выставки в настоящее время – реклама инноваций в виде товаров и услуг, заключение контрактов на продажу образцов после окончания выставки, поставку партий показанного товара или заключения сделок. Поэтому в современном выставочном лексиконе выставка и ярмарка хотя и имеют различные названия, а порою несколько отличные организационные формы, в русском языке представляют близкие по содержанию мероприятия и могут быть классифицированы по общим признакам.
Лекция 3. Организация современной выставочной деятельности.
План
1. Функции выставок в современном обществе.
2. Выставочные организации и выставочно-ярмарочные программы
3. Материально-техническая база выставочно-ярмарочной деятельности
4. Рынок выставочно-ярмарочных услуг.
5. Классификация выставочных мероприятий
1. Функции выставок в современном обществе.
Во все времена человечество привлекало широкие коммуникативные возможности выставок и ярмарок. В экспозициях и торговых рядах они обеспечивали непроизвольные контакты массам людей, помогали встретиться предпринимателям и производителям с торговыми представителями, сводили между собой деловых людей, художников, ученых и политиков; «наводили мосты» между организациями, регионами, правительствами, странами и континентами.
По практическим функциям все выставочные мероприятия в России можно разделить на три группы:
- мероприятия, преследующие только информационные, просветительские или пропагандистские, т.е. некоммерческие цели;
- мероприятия, для которых коммерческие цели являются обязательными.
- выставочные мероприятия, на которых совмещаются коммерческие и некоммерческие цели.
У выставки могут быть разные цели, но генеральная задача любого организатора выставочного мероприятия — привлечь как можно больше участников и посетителей на выставку и обеспечить максимум полезных человеческих контактов.