Файл: Учет в условиях применения различных систем налогообложения предприятия на примере упрощённой системы налогообложения.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Бухгалтерский учет и отчетность: упрощенная форма
Одним из важных факторов развития экономики страны является малое предпринимательство, которое может обеспечить рост государственных доходов, решить проблему занятости, обеспечить развитие инновационного производства.
Законодательство установило критерии, по которым определяется статус организации, как малого предприятия [39]:
– предельный размер дохода должен составлять не более 800 млн рублей в год;
– количество работников – не более 100 человек;
– доля участия не больше 25% в уставном капитале;
– размер уставного капитала от 10 000 рублей;
Если в течение подряд трех лет доходы организации превышали 800 млн. рублей, то статус малого предприятия будет утерян.
Государственная поддержка малого бизнеса выражается не только в введении специальных налоговых режимов и других налоговых преференций, но и в предоставлении этим хозяйствующим субъектам права вести упрощенный бухгалтерский учет и формировать упрощенную финансовую отчетность [6].
Ведение бухгалтерского (финансового) и налогового учета является обязанностью каждого хозяйствующего субъекта, в том числе и для малых предприятий, как определено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».
Исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей.
Для малых предприятий допускается упрощенная форма ведения бухучета. При этом сокращается количество используемых счетов, некоторых
ПБУ. Также с 2020 года не нужно подавать отчетность в органы государственной статистики, так как Федеральная налоговая служба (ФНС) сама формирует Государственный информационный реестр бухгалтерской
(финансовой) отчетности (ГИРБО).
21
Однако, упрощенный учет должен соответствовать таким принципам как:
– зависимость учета от размеров, масштабов и значимости хозяйствующего субъекта для общества;
– единство методологии упрощенного и традиционного учета;
– достоверность и надежность финансовой отчетности.
В Законе «О бухгалтерском учете» названы хозяйствующие субъекты, которые не имеют право вести упрощенный учет и предоставлять упрощенную отчетность. Это организации, для которых аудит обязателен; жилищные и жилищно-строительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; государственные учреждения и прочее [37].
В Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства в № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» представлен рабочий план счетов [4]. Затрат на производство отражаются на счетах 20
«Основное производство» и 44 «Расходы на продажу»; дебиторская и кредиторская задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Таблица 3).
Таблица 3 – Рабочий план счетов для малого и среднего бизнеса
Счета
Какие счета может заменить
10 «Материалы»
07 «Оборудования к установке»,
10 «Материалы»,
11 «Животные на выращивании и откорме»
20 «Основное производство»
20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательные производства»,
25 «Общепроизводственные расход»»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
28 «Брак в производстве»,
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,
22
Продолжение таблицы 3
Счета
Какие счета может заменить
41 «Товары»
41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,
75 «Расчеты с учредителями»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
79 «Внутрихозяйственные расчеты»
51 «Расчетные счета» 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»
80 «Уставный капитал»
80 «Уставный капитал»,
82 «Резервный капитал»,
83 «Добавочный капитал»
99 «Прибыли и убытки»
90 «Продажи»,
91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»
Организация может не учитывать [29]:
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
В учетной политике должно быть отражено упрощенное ведение учета
[26].
Всё зависит от условий хозяйствования, системы налогообложения и величины организации.
Порядок и правила формирования и представления бухгалтерской отчетности также регулируется Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации» [25].
Годовая бухгалтерская отчетность предусматривает:
– бухгалтерский баланс;
23
– отчет о финансовых результатах;
– приложения к балансу и отчету о финансовых результатах (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств).
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетностью.
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах не обязательны, если нет необходимости в получении дополнительной информации для принятия управленческих решений.
Формы отчетности, утвержденные Приказом № 66н, не являются рекомендуемыми, то есть в них нельзя исключать строки, если отсутствуют данные, а нужно ставить прочерки. Добавлять же строки можно, если требуется детализация каких-либо статей, но без кодирования.
Бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель организации в бумажном и электронном вариантах.
Малые предприятия могут составлять финансовую отчетность по упрощенной форме, в том числе и организации, применяющие УСН, опираясь на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Некоммерческие организации, помимо баланса и отчета о финансовых результатах, формируют отчет о целевом использовании средств и пояснения к нему. Пояснения раскрывают дополнительную, более детализированную информацию по фактам хозяйственной деятельности. Такие организации, за некоторым исключением тоже имеют право вести упрощенный учет и формировать отчетность в упрощенной форме [38].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна предоставлять достоверные и обоснованные данные о финансовых результатах, и, в конечном счете, по финансовому положению, что важно заинтересованным пользователям
(руководителям) и принятия ими эффективных управленческих решений [20].
Разработка учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на малом предприятии и утверждение ее в приказе руководителя
24 являются обязательными. В ней должны быть зафиксированы сущность и принципы бухгалтерского учета и отчетности, утвержденные первичные документы и бухгалтерские регистры.
При упрощенном учете можно отказаться от двойной записи, что может снизить издержки. Учет основных средств и нематериальных активов надо выполнять методом простой записи по соответствующим счетам.
Использование МСФО для малых предприятий не актуально [20].
Важно отметить, что в бухгалтерской отчетности за 2022 год, малые предприятия должны использовать Федеральный стандарт по бухгалтерскому учету – ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Вести упрощенный бухгалтерский учет в организации может сам руководитель, главный бухгалтер или сторонняя организация.
Любой хозяйственный факт подтверждается первичным документом на бумажном или электронном носителе, формы которых утверждаются руководителем организации и фиксируются в учетной политике.
Далее данные первичных документов вносятся в регистры бухгалтерского учета (например, в Книгу фактов хозяйственной деятельности).
Срок хранения первичных документов и регистров составляет не менее пяти лет.
В микропредприятиях может применяться простой бухгалтерский учет, то есть без использования двойной записи, так как их деятельность имеет небольшое количество фактов хозяйственной жизни. Поэтому они могут не учитывать объекты амортизируемого имущества, дебиторскую и кредиторскую задолженности, расходы будущих периодов и прочее. У таких организаций финансовый результат определяется кассовым методом.
Упрощенная система бухгалтерского учета для средних и малых предприятий предполагает ведение двойной записи на счетах, а финансовый результат определяется методом начисления. По мнению специалистов, для ведения такой формы учета использование специальных компьютерных
25 программ необязательно [40]. Однако, бухгалтеры таких предприятий считаю, что использование программы «1С:Бухгалтерия» очень удобно и снижает издержки ведения учета.
Руководитель малого предприятия, вместе с главным бухгалтером, проводит инвентаризацию активов и обязательств при формировании бухгалтерской отчетности, при реорганизации и ликвидации и прочее.
Учет основных средств с 1 января 2022 года обязательно ведется на основе вновь принятых федеральных стандартов ФСБУ 6/2020 «Основные средства» [28] и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Лимит по ним организация может устанавливать самостоятельно. Амортизацию основного средства начинают с момента его признания. Она производится различными линейным методом, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально количеству продукции. Она отражается записью:
Дебет 20,23,25,26,44
Кредит 02 – начислена амортизация
Основные средства учитываются по первоначальной стоимости на счете
01 «Основные средства», списание происходит одномоментно или по мере начисления амортизации. При этом делаются следующие записи:
Дебет 01-В
Кредит 01 – списана первоначальная стоимость объекта основных средств
Дебет 02
Кредит 01-В – списана амортизация
Дебет 91
Кредит 01-В – списана остаточная стоимость объекта основного средства
По начислению заработной платы и различным удержаниям ведется
Ведомость учета оплаты труда (форма В-8). Она создается каждый месяц на
26 всех работников. Используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Бухгалтерские записи по оплате труда представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Бухгалтерские записи по оплате труда
Бухгалтерская проводка
Операция
Дебет 20 Кредит 70
Начислена заработная плата
Дебет 70 Кредит 68
Удержан НДФЛ
Дебет 20 Кредит 69
Начислены страховые взносы
Дебет 70 Кредит 50
Выдана заработная плата в кассе
Дебет 70 Кредит 51
Заработная плата перечислена на банковскую карту
Дебет 70 Кредит 76
Не выданная сумма депонирована, удержаны суммы по исполнительным листам
Дебет 23,25,26,28,29, 44,08 Кредит 70
Начислена премия, отпускные, пособия за счет работодателя
Дебет 69 Кредит 70
Начислено пособие по временной нетрудоспособности
Финансовый результат (прибыль или убыток) формируется на основе дебетовых и кредитовых оборотов по счету. Все это находит отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Малые предприятия также ведут налоговый учет [3]. Он ведется в «Книге учета доходов и расходов».
Бухгалтерский и налоговый учет имеют отличия: бухгалтерский учет должен представить достоверную информацию для бухгалтерской отчетности, а задача налогового учета – правильно определить налогооблагаемую базу, исчислить и уплатить в бюджет налоги и сборы.
Кроме того, существуют отличия в признании доходов и расходов, формировании стоимости активов, оценке обязательств [11]. В результате могут возникнуть постоянные и временные разницы.
Поэтому при составлении учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета важно их интегрировать или унифицировать.
Таким образом, проблема правильного ведения бухгалтерского
(финансового) и налогового учета является актуальной и требующей постоянного внимания.
27
1.3 Российская и международная практика учета при льготном
налогообложении
Важнейшим фактором развития как экономики каждого государства является малое и среднее предпринимательство. В экономически развитых странах его доля в ВВП составляет от 50% (США и Япония) до почти 70% в
Европейском союзе. В Китае и Бразилии, относящихся к развивающимся странам, доля в ВВП составляет около 60% [17]. Малое и среднее предпринимательство также обеспечивает занятость трудоспособного населения: в Японии, Китае, Египте – около 80%, а в странах Европейского союза и США – от 55 до 70% трудоспособного населения [41].
В РФ малое предпринимательство пока не играет важной роли в устойчивом экономическом развитии, обеспе6чении государства финансовыми ресурсами, несмотря на определенные налоговые преференции
[19]. К ним относятся: специальные налоговые режимы (в том числе АУСН), введение налога на профессиональный доход для самозанятых; расширение сферы применения ПСН и предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов; продление до 2024 г. права субъектов
Федерации на «налоговые каникулы» (нулевая ставка для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН и ПСН), повышение пороговых значений для УСН.
По мнению ученых, установленные законодательно пороговые значения, не стимулирует бизнес к внедрению новой техники и технологий, так как при росте производства и расширении видов деятельности можно потерять право применять льготный режим налогообложения [24]. В законодательстве не закреплено обязательство государства использовать хотя бы часть поступающих в бюджет финансовых ресурсов на развитие бизнеса.
Всё это накладывается на менталитет значительной части российских предпринимателей, стремящейся более легким путем получить высокий доход
[16].
28
Малый бизнес может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, однако он имеет меньше доступа к финансовым ресурсам банков и иных кредитных организаций. По мнению специалистов, это, в том числе, связано с финансовой отчетностью, которая сформирована неправильно и не может обеспечить кредиторам надежной гарантии.
В экономически развитых странах поддержка малых предприятий считается важнейшей задачей. Поэтому эффективная организация бухгалтерского учета позволяет им быть эффективными, конкуренто- и платежеспособными [48].
Бухгалтерский учёт ведется хозяйствующими субъектами всего мира.
Он стандартизирован для различных организаций, независимо от вида деятельности. За рубежом данными бухгалтерского учета и отчетности пользуются руководители и менеджеры, инвесторы, работники государственных фискальных органов, конкурирующие организации [43].
Такая информация актуальна при управленческом учете для дальнейшего развития бизнеса, определения места на рынке, получения или предоставления финансовых средств.
Принципы бухгалтерского учета зависят от различных факторов, но прежде всего от макроэкономических задач (экономический рост, снижение инфляции) и от того, кто, главным образом, является пользователем данных бухгалтерской отчетности. В США – это инвесторы и кредиторы, в странах
Латинской Америки – государственные фискальные органы [46].
В США и Великобритании именно складывание среднего бизнеса повлияло на бухгалтерский учет, так как стали формироваться компании с корпоративной формой собственности и, бухгалтерская информация стала очень важна для акционеров. Поэтому бухгалтерская отчетность в этих странах ориентируется на рентабельность хозяйственной деятельности и имеет большие возможности для анализа [46].
В таких странах как Германия и Швейцария имеется небольшое количество крупных банков, финансирующих бизнес, поэтому для них важна
29 информация о кредитуемых организация, которую черпают из финансовой отчетности. Такая отчетность менее детализирована.
Во Франции и Швеции главная роль в управлении национальными ресурсами принадлежит правительству играет определяющую роль [47].
Поэтому правительство этих стран не только контролирует финансовые результаты организаций и выступает часто в роли инвестора или кредитора.
В мире существует множество моделей учета, которые различаются исторически и географически Можно выделить три классификации:
– Британо-американская модель удовлетворяет потребности мелких и средних инвесторов в условиях высокоразвитых фондовых рынков. Ее характерные черты: максимально раскрытая информация и небольшое вмешательство государства.
– Континентальная модель, по которой основными кредиторами являются банки. Для них детальная информация не важна, так как они принимают участие в управлении бизнесом [45].
– Латиноамериканская модель, в которой сильна роль государства и она ориентирована на решение фискальных задач. Ее характерными чертами являются высокая стандартизация, несложный механизм формирования отчетности. Россия во многом соответствует третьей модели.
Первая модель применяется в США, Великобритании и Нидерландах.
Там большое влияние имеют профессиональные объединения бухгалтеров, например Комитет по бухгалтерским стандартам, который разрабатывает национальные стандарты учета и отчетности. В США существует система учета GAAP, включающая принципы учетной политики и механизм бухгалтерского учета [44].
Цели учета в США и России отличаются: в США – это разумная и полезная информация для принятия управленческих решений; в России – строгое соблюдение правил ведения учета, что не всегда отвечает интересам хозяйствующего субъекта.
Одним из важных факторов развития экономики страны является малое предпринимательство, которое может обеспечить рост государственных доходов, решить проблему занятости, обеспечить развитие инновационного производства.
Законодательство установило критерии, по которым определяется статус организации, как малого предприятия [39]:
– предельный размер дохода должен составлять не более 800 млн рублей в год;
– количество работников – не более 100 человек;
– доля участия не больше 25% в уставном капитале;
– размер уставного капитала от 10 000 рублей;
Если в течение подряд трех лет доходы организации превышали 800 млн. рублей, то статус малого предприятия будет утерян.
Государственная поддержка малого бизнеса выражается не только в введении специальных налоговых режимов и других налоговых преференций, но и в предоставлении этим хозяйствующим субъектам права вести упрощенный бухгалтерский учет и формировать упрощенную финансовую отчетность [6].
Ведение бухгалтерского (финансового) и налогового учета является обязанностью каждого хозяйствующего субъекта, в том числе и для малых предприятий, как определено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».
Исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей.
Для малых предприятий допускается упрощенная форма ведения бухучета. При этом сокращается количество используемых счетов, некоторых
ПБУ. Также с 2020 года не нужно подавать отчетность в органы государственной статистики, так как Федеральная налоговая служба (ФНС) сама формирует Государственный информационный реестр бухгалтерской
(финансовой) отчетности (ГИРБО).
21
Однако, упрощенный учет должен соответствовать таким принципам как:
– зависимость учета от размеров, масштабов и значимости хозяйствующего субъекта для общества;
– единство методологии упрощенного и традиционного учета;
– достоверность и надежность финансовой отчетности.
В Законе «О бухгалтерском учете» названы хозяйствующие субъекты, которые не имеют право вести упрощенный учет и предоставлять упрощенную отчетность. Это организации, для которых аудит обязателен; жилищные и жилищно-строительные кооперативы; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; государственные учреждения и прочее [37].
В Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства в № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» представлен рабочий план счетов [4]. Затрат на производство отражаются на счетах 20
«Основное производство» и 44 «Расходы на продажу»; дебиторская и кредиторская задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Таблица 3).
Таблица 3 – Рабочий план счетов для малого и среднего бизнеса
Счета
Какие счета может заменить
10 «Материалы»
07 «Оборудования к установке»,
10 «Материалы»,
11 «Животные на выращивании и откорме»
20 «Основное производство»
20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательные производства»,
25 «Общепроизводственные расход»»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
28 «Брак в производстве»,
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,
22
Продолжение таблицы 3
Счета
Какие счета может заменить
41 «Товары»
41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,
75 «Расчеты с учредителями»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
79 «Внутрихозяйственные расчеты»
51 «Расчетные счета» 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»
80 «Уставный капитал»
80 «Уставный капитал»,
82 «Резервный капитал»,
83 «Добавочный капитал»
99 «Прибыли и убытки»
90 «Продажи»,
91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»
Организация может не учитывать [29]:
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
В учетной политике должно быть отражено упрощенное ведение учета
[26].
Всё зависит от условий хозяйствования, системы налогообложения и величины организации.
Порядок и правила формирования и представления бухгалтерской отчетности также регулируется Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации» [25].
Годовая бухгалтерская отчетность предусматривает:
– бухгалтерский баланс;
23
– отчет о финансовых результатах;
– приложения к балансу и отчету о финансовых результатах (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств).
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетностью.
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах не обязательны, если нет необходимости в получении дополнительной информации для принятия управленческих решений.
Формы отчетности, утвержденные Приказом № 66н, не являются рекомендуемыми, то есть в них нельзя исключать строки, если отсутствуют данные, а нужно ставить прочерки. Добавлять же строки можно, если требуется детализация каких-либо статей, но без кодирования.
Бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель организации в бумажном и электронном вариантах.
Малые предприятия могут составлять финансовую отчетность по упрощенной форме, в том числе и организации, применяющие УСН, опираясь на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Некоммерческие организации, помимо баланса и отчета о финансовых результатах, формируют отчет о целевом использовании средств и пояснения к нему. Пояснения раскрывают дополнительную, более детализированную информацию по фактам хозяйственной деятельности. Такие организации, за некоторым исключением тоже имеют право вести упрощенный учет и формировать отчетность в упрощенной форме [38].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна предоставлять достоверные и обоснованные данные о финансовых результатах, и, в конечном счете, по финансовому положению, что важно заинтересованным пользователям
(руководителям) и принятия ими эффективных управленческих решений [20].
Разработка учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на малом предприятии и утверждение ее в приказе руководителя
24 являются обязательными. В ней должны быть зафиксированы сущность и принципы бухгалтерского учета и отчетности, утвержденные первичные документы и бухгалтерские регистры.
При упрощенном учете можно отказаться от двойной записи, что может снизить издержки. Учет основных средств и нематериальных активов надо выполнять методом простой записи по соответствующим счетам.
Использование МСФО для малых предприятий не актуально [20].
Важно отметить, что в бухгалтерской отчетности за 2022 год, малые предприятия должны использовать Федеральный стандарт по бухгалтерскому учету – ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Вести упрощенный бухгалтерский учет в организации может сам руководитель, главный бухгалтер или сторонняя организация.
Любой хозяйственный факт подтверждается первичным документом на бумажном или электронном носителе, формы которых утверждаются руководителем организации и фиксируются в учетной политике.
Далее данные первичных документов вносятся в регистры бухгалтерского учета (например, в Книгу фактов хозяйственной деятельности).
Срок хранения первичных документов и регистров составляет не менее пяти лет.
В микропредприятиях может применяться простой бухгалтерский учет, то есть без использования двойной записи, так как их деятельность имеет небольшое количество фактов хозяйственной жизни. Поэтому они могут не учитывать объекты амортизируемого имущества, дебиторскую и кредиторскую задолженности, расходы будущих периодов и прочее. У таких организаций финансовый результат определяется кассовым методом.
Упрощенная система бухгалтерского учета для средних и малых предприятий предполагает ведение двойной записи на счетах, а финансовый результат определяется методом начисления. По мнению специалистов, для ведения такой формы учета использование специальных компьютерных
25 программ необязательно [40]. Однако, бухгалтеры таких предприятий считаю, что использование программы «1С:Бухгалтерия» очень удобно и снижает издержки ведения учета.
Руководитель малого предприятия, вместе с главным бухгалтером, проводит инвентаризацию активов и обязательств при формировании бухгалтерской отчетности, при реорганизации и ликвидации и прочее.
Учет основных средств с 1 января 2022 года обязательно ведется на основе вновь принятых федеральных стандартов ФСБУ 6/2020 «Основные средства» [28] и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Лимит по ним организация может устанавливать самостоятельно. Амортизацию основного средства начинают с момента его признания. Она производится различными линейным методом, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально количеству продукции. Она отражается записью:
Дебет 20,23,25,26,44
Кредит 02 – начислена амортизация
Основные средства учитываются по первоначальной стоимости на счете
01 «Основные средства», списание происходит одномоментно или по мере начисления амортизации. При этом делаются следующие записи:
Дебет 01-В
Кредит 01 – списана первоначальная стоимость объекта основных средств
Дебет 02
Кредит 01-В – списана амортизация
Дебет 91
Кредит 01-В – списана остаточная стоимость объекта основного средства
По начислению заработной платы и различным удержаниям ведется
Ведомость учета оплаты труда (форма В-8). Она создается каждый месяц на
26 всех работников. Используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Бухгалтерские записи по оплате труда представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Бухгалтерские записи по оплате труда
Бухгалтерская проводка
Операция
Дебет 20 Кредит 70
Начислена заработная плата
Дебет 70 Кредит 68
Удержан НДФЛ
Дебет 20 Кредит 69
Начислены страховые взносы
Дебет 70 Кредит 50
Выдана заработная плата в кассе
Дебет 70 Кредит 51
Заработная плата перечислена на банковскую карту
Дебет 70 Кредит 76
Не выданная сумма депонирована, удержаны суммы по исполнительным листам
Дебет 23,25,26,28,29, 44,08 Кредит 70
Начислена премия, отпускные, пособия за счет работодателя
Дебет 69 Кредит 70
Начислено пособие по временной нетрудоспособности
Финансовый результат (прибыль или убыток) формируется на основе дебетовых и кредитовых оборотов по счету. Все это находит отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Малые предприятия также ведут налоговый учет [3]. Он ведется в «Книге учета доходов и расходов».
Бухгалтерский и налоговый учет имеют отличия: бухгалтерский учет должен представить достоверную информацию для бухгалтерской отчетности, а задача налогового учета – правильно определить налогооблагаемую базу, исчислить и уплатить в бюджет налоги и сборы.
Кроме того, существуют отличия в признании доходов и расходов, формировании стоимости активов, оценке обязательств [11]. В результате могут возникнуть постоянные и временные разницы.
Поэтому при составлении учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета важно их интегрировать или унифицировать.
Таким образом, проблема правильного ведения бухгалтерского
(финансового) и налогового учета является актуальной и требующей постоянного внимания.
27
1.3 Российская и международная практика учета при льготном
налогообложении
Важнейшим фактором развития как экономики каждого государства является малое и среднее предпринимательство. В экономически развитых странах его доля в ВВП составляет от 50% (США и Япония) до почти 70% в
Европейском союзе. В Китае и Бразилии, относящихся к развивающимся странам, доля в ВВП составляет около 60% [17]. Малое и среднее предпринимательство также обеспечивает занятость трудоспособного населения: в Японии, Китае, Египте – около 80%, а в странах Европейского союза и США – от 55 до 70% трудоспособного населения [41].
В РФ малое предпринимательство пока не играет важной роли в устойчивом экономическом развитии, обеспе6чении государства финансовыми ресурсами, несмотря на определенные налоговые преференции
[19]. К ним относятся: специальные налоговые режимы (в том числе АУСН), введение налога на профессиональный доход для самозанятых; расширение сферы применения ПСН и предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов; продление до 2024 г. права субъектов
Федерации на «налоговые каникулы» (нулевая ставка для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН и ПСН), повышение пороговых значений для УСН.
По мнению ученых, установленные законодательно пороговые значения, не стимулирует бизнес к внедрению новой техники и технологий, так как при росте производства и расширении видов деятельности можно потерять право применять льготный режим налогообложения [24]. В законодательстве не закреплено обязательство государства использовать хотя бы часть поступающих в бюджет финансовых ресурсов на развитие бизнеса.
Всё это накладывается на менталитет значительной части российских предпринимателей, стремящейся более легким путем получить высокий доход
[16].
28
Малый бизнес может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, однако он имеет меньше доступа к финансовым ресурсам банков и иных кредитных организаций. По мнению специалистов, это, в том числе, связано с финансовой отчетностью, которая сформирована неправильно и не может обеспечить кредиторам надежной гарантии.
В экономически развитых странах поддержка малых предприятий считается важнейшей задачей. Поэтому эффективная организация бухгалтерского учета позволяет им быть эффективными, конкуренто- и платежеспособными [48].
Бухгалтерский учёт ведется хозяйствующими субъектами всего мира.
Он стандартизирован для различных организаций, независимо от вида деятельности. За рубежом данными бухгалтерского учета и отчетности пользуются руководители и менеджеры, инвесторы, работники государственных фискальных органов, конкурирующие организации [43].
Такая информация актуальна при управленческом учете для дальнейшего развития бизнеса, определения места на рынке, получения или предоставления финансовых средств.
Принципы бухгалтерского учета зависят от различных факторов, но прежде всего от макроэкономических задач (экономический рост, снижение инфляции) и от того, кто, главным образом, является пользователем данных бухгалтерской отчетности. В США – это инвесторы и кредиторы, в странах
Латинской Америки – государственные фискальные органы [46].
В США и Великобритании именно складывание среднего бизнеса повлияло на бухгалтерский учет, так как стали формироваться компании с корпоративной формой собственности и, бухгалтерская информация стала очень важна для акционеров. Поэтому бухгалтерская отчетность в этих странах ориентируется на рентабельность хозяйственной деятельности и имеет большие возможности для анализа [46].
В таких странах как Германия и Швейцария имеется небольшое количество крупных банков, финансирующих бизнес, поэтому для них важна
29 информация о кредитуемых организация, которую черпают из финансовой отчетности. Такая отчетность менее детализирована.
Во Франции и Швеции главная роль в управлении национальными ресурсами принадлежит правительству играет определяющую роль [47].
Поэтому правительство этих стран не только контролирует финансовые результаты организаций и выступает часто в роли инвестора или кредитора.
В мире существует множество моделей учета, которые различаются исторически и географически Можно выделить три классификации:
– Британо-американская модель удовлетворяет потребности мелких и средних инвесторов в условиях высокоразвитых фондовых рынков. Ее характерные черты: максимально раскрытая информация и небольшое вмешательство государства.
– Континентальная модель, по которой основными кредиторами являются банки. Для них детальная информация не важна, так как они принимают участие в управлении бизнесом [45].
– Латиноамериканская модель, в которой сильна роль государства и она ориентирована на решение фискальных задач. Ее характерными чертами являются высокая стандартизация, несложный механизм формирования отчетности. Россия во многом соответствует третьей модели.
Первая модель применяется в США, Великобритании и Нидерландах.
Там большое влияние имеют профессиональные объединения бухгалтеров, например Комитет по бухгалтерским стандартам, который разрабатывает национальные стандарты учета и отчетности. В США существует система учета GAAP, включающая принципы учетной политики и механизм бухгалтерского учета [44].
Цели учета в США и России отличаются: в США – это разумная и полезная информация для принятия управленческих решений; в России – строгое соблюдение правил ведения учета, что не всегда отвечает интересам хозяйствующего субъекта.