Файл: Роль формальных и неформальных отношений в управлении персоналом оао.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Определенная спецификация современных деловых отношений именно как совершенно особого типа различных связей между всеми людьми всегда осуществлялась в такой науке, как социология. Основоположником немецкой социологии является Ф. Теннис. Ученый в своей работе под названием
«Общность и общество» выделяет и подробно описывает два основных типа различных связей между всеми людьми, которые несколько позже Ч. X. Кули были названы именно первичными, а также вторичными. Можно сказать, что первый тин различных связей – это определенные связи, именно для которых характерными являются согласие и естественность, духовная общность, взаимопонимание, душевность. [35] Они возникают именно в изначальных различных сообществах между теми людьми, которые связаны общностью местоположения и узами родства. Определенная «общность крови», а также местоположения, как писал Ф. Теннис, в целом, формируют также общность духа. Далее отношения существенно усложняются, выделяются различные отношения господства и товарищества, данные отношения также могут быть смешанными.
Различные деловые отношения являются функциональными, инструментальными отношениями, активное участие в которых всегда рассматривается именно как способ непосредственного получения различных благ. Такой ученый, как М. Вебер, подробно описывает данные отношения именно как целерациональные, которые строятся на соотнесении средств и целей. Известный ученый Т. Парсонс пристальное обращает внимание именно на специфику современной профессиональной деятельности. Так, она отличается от определенного своекорыстного поведения именно на рынке, а также от того некоторого типа отношений, которые, в целом, присущи семье.
Различные профессиональные роли являются универсальными, для определенной профессиональной деятельности сегодня характерной является функциональная специализация, некоторая аффективная нейтральность, определенная ориентация на весь коллектив. Различные отношения в

21 современном коллективе накладывают на всех его членов какие-либо обязательства, их нельзя свести к чистому определенному рациональному поведению, а также расчету.
Современные приятельские отношения формироваться могут в частной, а также в определенной деловой сфере. То есть, это определенные отношения, возникающие на основе некоторой личной симпатии, однако для которых не является характерной потребность именно в постоянном общении.
[11]
Определенные приятельские отношения всегда поддерживаются различные периодическими именно случайными контактами, взаимными, мелкими услугами. Они могут при некоторых обстоятельствах в итоге перерасти в определенную дружбу.
Таким образом, руководитель современного предприятия всегда должен четко знать об определенном существовании разных неформальных групп, их лидеров, некотором уровне авторитетности этих лидеров и определенном направлении их деятельности. В итоге он должен иметь некоторое целостное представление об их моральном облике. Непрерывное взаимодействие неформальных и формальных групп в современном коллективе можно назвать распространенным и естественным явлением. Оно сейчас наблюдается в любом коллективе, а также на любом предприятии.
[15]
В настоящее время современные ученые определяют три основных составляющих элементы организации, образующих ее системное качество.
Организация в себе объединяет различных усилия участников. Отдельные единицы, определенные элементы современной организации, меняют свое изначальное состояние, постепенно они превращаются в какие-либо целенаправленные и специализированные элементы, выполняющие лишь четко определенные функции. Эта целенаправленная и специализированная деятельность современных людей дает возможность увеличить энергию. На


22 определенной основе специализации в современной организации всегда осуществляется взаимодополнение различных возможностей всех элементов системы. На наш взгляд, для того что бы организация достигла максимального эффекта при минимуме затрат, необходимо применение формальных и неформальных механизмов управления.
Из различия таких понятий как формальное и неформальное управления, вытекает такое явление, как лидерство и руководство. Многие достаточно молодые руководители, когда они приступают к своим непосредственным обязанностям, очень часто задаются таким вопросом, а обязательно ли руководителю быть именно лидером или же достаточно знаний технологии управления.
Можно говорить о том, что технология управления является средством, то есть достаточно хорошо владеющий данной технологией сотрудник может достигать достаточно успешных результатов в каждодневном практическом руководстве. [42]
То есть когда мы говорим именно о лидерстве, нам в голову приходит видение перспективы и стратегии, а также наличие долгосрочных целей. В отличие от простого руководителя, тот человек, который обладает именно лидерскими навыками, может не просто отдавать некоторые распоряжения, а также контролировать их выполнение и формировать из работников целостную команду.
Таким образом, можно говорить о том, что различение таких понятий, как «руководство», а также «лидерство» связано в первую очередь именно с существованием на каждом предприятии двух определенных типов отношений, а именно:

формальных;

неформальных.

23
Лидерство является процессом воздействия на людей, который порожден системой именно неформальных отношений. Что же касается руководства, то оно подразумевает именно наличие строго структурированных формальных или же официальных отношений. Роль руководителя задается определенной формальной структурой, а его функции четко определяются.
Лидерство же, наоборот, формируется именно спонтанно и стихийно, то есть на уровне полуосознанных определенных психологических предпочтений. Как правило, лидер выдвигается «снизу».
Руководитель назначается «сверху», то есть он навязывается. Так как данное назначение может носить административный или же политический характер, то ведомые могут совершенно по-разному выражать свое к отношение нему. Как правило, в нашей стране руководителей гораздо больше, чем лидеров.
При рассмотрении вопроса о формальных и неформальных отношениях нами был сделан следующие выводы: современный руководитель предприятия всегда должен четко знать об определенном существовании разных неформальных групп, их лидеров, некотором уровне авторитетности этих лидеров и определенном направлении их деятельности; грамотное понимание и использование неформальных отношений приносит положительный результат для организации, а игнорирование этого явления, способно привести к конфликтам и проблемам; формальное управление опирается на формально организационный порядок, неформальное управление - это человеческие неформальные отношения.
1.2Процесс взаимодействия формальных и неформальных структур
Совсем в недалеком прошлом определенная конкурентная борьба была в первую очередь сосредоточена именно в области постоянного технического


24 прогресса. Сегодня сущность бизнеса определяют именно люди. Каждый сотрудник предприятия сегодня выполняет свою определенную функцию, то есть он объединяет все свои усилия с коллективными усилиями для достижения конечной цели, результата. Основной частью бизнеса сегодня стало именно управление кадрами. Менеджмент предприятия испытывает удовлетворение в тот период, когда компания продолжает своё существование именно как целостный механизм. Но практически всегда различные стереотипы поведения, а также отношений членов компании отходят далеко от формального плана руководителей организации.
В практике управления неформальные отношения привели к возникновению новых интересных форм взаимодействия исполнителей и руководителей. Современный тип неформальных отношений стал инструментом управления, влияя на степень лояльности сотрудников к организации. Все неформальные отношения, складывающиеся на предприятии, связаны с существованием групп, в которых люди, сами того не осознавая, удовлетворяют определенные потребности. Членство в этих группах оказывает очень сильное влияние на поведение человека.[33]
Граница между понятиями "неформальные группы" и "неформальные отношения" в научной литературе довольна размыта. В литературе не только по социологии управления, социальной психологии, но и менеджменту или организационному поведению чаще встречается определение термина "неформальные группы", чем "неформальные отношения". Это связано с тем, что ряд авторов прочно связывает неформальные отношения с неформальными группами и не рассматривает их отдельно. В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и неформальные группы, особенно когда неформальные группы возникают в рамках формальных, или неформальные группы могут являться составной частью формальной рабочей группы. Тогда различие между ними становится

25 относительным. Поэтому в научный обиход были введены понятия формальные и неформальные структуры, группы (или структура формальных и неформальных отношений), и, таким образом, различать стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. [23]
Хотелось бы отметить, что существует два определенных типа групп, а это:

формальные;

неформальные.
Данные группы играют существенную роль в жизни организации, они оказывают большое влияние на всех членов предприятия.
Рассмотрим формальные группы. Их можно определить как группы, которые созданы именно по воле руководства. Можно сказать, что выделяют такие группы, как группы руководителей и рабочие, то есть целевые группы, а также комитеты.

Группа руководителей состоит из непосредственного руководителя, а также всех его подчиненных, которые находятся в зоне его контроля, например, президент, вице-президенты.

Рабочая или же целевая группа, то есть это сотрудники, которые работают над выполнением некоторого одного задания.

Комитет, то есть группа внутри компании, которой делегированы различные полномочия для выполнения некоторого задания или же комплекса заданий. Часто в компаниях комитеты называют советами или же комиссиями, а также целевыми группами.
Выделяют специальные и постоянные комитеты.
Вообще формальная группа обладает некоторыми особенностями:


26

она является рациональной, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности, а также сознательного движения к установленной цели;

она является безличной, то есть она рассчитана на индивидов, определенные отношения между которыми устанавливаются именно по составленной какой-либо программе.
В любой формальной группе предусматриваются только служебные связи между сотрудниками. Данная группа подчиняется только функциональным целям. [38]
К формальным группам можно отнести:

Вертикальная организация, то есть некоторая совокупность органов, структурных подразделений объединенная таким образом, что каждое из них находится между двумя прочими, то есть выше- или же нижестоящими. Руководство любым из органов, структурных подразделений сосредоточено именно в одном определенном лице.

Функциональная организация, именно в соответствии с которой руководство делится между лицами, которые специализируются на выполнении некоторых функций, работ.

Штабная организация, которая характеризуется наличием штаба советников и экспертов, а также помощников, не включенных в определенную систему вертикальной организации.
Таким образом, формальные группы могут формироваться для выполнения некоторой регулярной функции, как, бухгалтерия, а могут быть также созданы для решения некоторой целевой задачи, например, комиссия по разработке определенного проекта.
Рассмотрим неформальные организации. Хотелось бы отметить, что именно они проводят так называемый социальный контроль за всеми своими членами. Как правило, устанавливаются некоторые нормы, которые все

27 члены группы обязаны строго соблюдать. Вообще в неформальных группах можно наблюдать тенденцию к сопротивлению определенным переменам.
Часто неформальная группа возглавляется каким-либо неформальным лидером. Он должен активно оказывать помощь группе в достижении ее ключевых целей, а также поддерживать ее определенное существование.[27]
Можно говорить о том, что неформальные группы создаются совсем не распоряжениями менеджмента предприятия или же определенными формальными постановлениями. Данные группы формируются из членов данного предприятия именно в соответствии с некоторыми общими интересами, взаимными симпатиями, также одинаковыми увлечениями, привычками. Эти группы есть абсолютно на всех предприятиях, однако их невозможно найти схемах, которые отражают строение предприятия и его структуру.
Как правило, неформальные группы имеют свои собственные так называемые неписаные правила, нормы поведения, данные люди достаточно хорошо знают, кто же входит в неформальную группу, а кто в нее не входит.
Во всех неформальных группах складывается четкое распределение ролей, различных позиций. Как правило, данные группы имеют выраженного лидера. Иногда неформальные группы оказывают на всех своих членов существенно влияние. Оно иногда является большим, чем влияние формальных структур.
Хотелось бы отметить, что неформальные группы являются спонтанной, самопроизвольно сложившейся системой социальных связей и норм, а также действий, которые являются продуктом достаточно длительного межличностного общения.
Именно в зависимости от определенного стиля поведения все неформальные группы делятся на некоторые виды:


28

Просоциальные, которые являются социально-положительными группами. То есть это различные общественно-политические клубы, определенные фонды социальных инициатив, а также группы экологической защиты прочие. Как правило, данные группы имеют позитивную направленность.

Асоциальные, то есть это определенные группы, которые стоят в стороне от всех социальных проблем.

Антисоциальные, данные группы являются наиболее неблагополучной частью общества, которая вызывает у него тревогу.
Можно сказать, что всяжизнь группы, а также ее функционирование находится под сильным влиянием 3 определенных факторов, а это:

некоторые характеристики всех членов группы;

различные структурные характеристики всей группы;

определенные ситуационные характеристики.
К некоторым характеристикам членов группы, которые оказывают существенное влияние на ее работу, можно отнести личностные характеристики, определенные способности, а также образование, жизненный опыт. [49]
Определенные структурные характеристики группы состоят из:

коммуникаций в определенной группе, а также норм поведения;

статуса и роли;

личных симпатий и антипатий между некоторыми членами группы;

силы и конформизма.
Далее следует рассмотреть ключевые особенности всех неформальных групп.
1. Проведение социального контроля.

29
Можно говорить о том, что неформальные группы и организации осуществляют определенный социальный контроль за всеми своими членами. Одним из первых шагов к этому является именно установление, укрепление норм, а это групповые эталоны приемлемого или же неприемлемого поведения. Для того, чтобы быть полностью принятым группой, а также упрочить или же сохранить свое положение в ней, человек должен строго соблюдать данные нормы. Для укрепления соблюдение данных норм, группа может использовать достаточно жесткие санкции, а тех, кто нарушает правила, может ждать полное отчуждение.
2. Сопротивление различным переменам
Многие люди применяют неформальные группы или же организации именно для обсуждения различных предполагающихся, фактических перемен, которые в ближайшее время могут произойти на их предприятии. В различных неформальных группах можно наблюдать тенденцию к постоянному сопротивлению различным переменам. Это объясняется именно тем, что определенные перемены могут также нести в себе какую-либо угрозу всему дальнейшему существованию некоторой неформальной группы.
Например, реорганизация или же внедрение инновационной техники, а значит появление новых работников может привести к полному распаду неформальной группы или же к существенному сокращению возможностей взаимодействия, удовлетворения определенных социальных нужд.
3. Существование неформальных лидеров
Хотелось бы отметить, что неформальные организации и группы, также как и все формальные, имеют своих определенных лидеров. Можно сказать, что некоторый неформальный лидер приобретает такое положение с помощью постоянной борьбы за власть, а также используя ее по отношению ко всем членам группы.