ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ZN = при NK > , (2.8)
но не менее 0,75,
где NHlim – базовое число циклов перемены напряжений;
NК – суммарное число циклов перемены напряжений.
Суммарное число циклов перемены напряжений NК при постоянной нагрузке определяется следующим образом (и для шестерни, и для колеса):
, (2.9)
где с – число зубчатых колес, сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом (в данном задании с = 1);
n – частота вращения рассчитываемого зубчатого колеса, об/мин;
t – срок службы передачи, в часах.
Если не задано конкретное число часов работы передачи, а задан срок работы передачи в годах, то t определятся по формуле
, (2.10)
где L – срок службы в годах;
КГОД, КСУТ– коэффициенты использования передачи в течение года и суток соответственно.
Базовое число циклов перемены напряжений определяется по графику, представленному на рис. 2.6.
, млн циклов |
Рис. 2.6. График для определения базового числа циклов перемены напряжений |
Используя все найденные параметры, определяют межосевое расстояние. Полученное межосевое расстояние при необходимости округляется до стандартного значения:
-
РЯД 1 – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400; -
РЯД 2 – 71, 90, 112, 140, 180, 225, 280, 355, 450.
Значения первого ряда следует предпочитать значениям второго.
2.2. Проектирование передачи
1. Ориентировочно значение модуля при проектировочном расчете зубчатых передач можно принять, мм:
– при твердости Н350НВ m= (0,01...0,02)aw; (2.11)
– при твердости H45HRCэ т = (0,016...0,0315)aw. (2.12)
По ГОСТ 9563–80 принимают стандартный нормальный модуль:
-
РЯД 1 – 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; -
РЯД 2 – 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14.
Значения первого ряда следует предпочитать значениям второго.
2. Определяется суммарное число зубьев и число зубьев шестерни и колеса:
– предварительно принимают угол наклона зубьев и определяют суммарное zC число зубьев шестерни z1 и колеса z2:
; (2.13)
; (2.14)
– полученные значения чисел зубьев округляем до целого числа:
z2 = zС –z1. (2.15)
3. Определяются действительное передаточное число и его погрешность:
. (2.16)
Погрешность передаточного числа не должна превышать 3 %.
4. Уточняем значение угла β:
, (2.17)
. (2.18)
Значение угла наклона зубьев необходимо вычислять с точностью до секунд.
5. Далее определяются основные размеры шестерни и колеса.
Делительные диаметры шестерни и колеса:
. (2.19)
6. Проверку полученных диаметров можно провести с помощью формулы
. (2.20)
Проверкой должно быть установлено, что межосевое расстояние сходится со значением, принятым ранее.
7. Диаметры вершин зубьев определяются по формулам:
, . (2.21)
Диаметры впадин:
, , (2.22)
где
x – коэффициент смещения, мм.
8. Ширина колеса определяется по формуле, мм:
. (2.23)
Полученное значение ширины колеса округляем до нормального линейного размера.
9. Ширина шестерни определяется по формуле, мм:
b1 = b2 + (5...10). (2.24)
Полученное значение ширины округляем до нормального линейного размера.
10. Определим окружную скорость зубчатых колес по формуле, м/с:
. (2.25)
11. По окружной скорости колес с учетом рекомендации табл. 2.6 назначают степень точности зубчатых колес.
Таблица 2.6
Нормы точности зубчатых колес
Степень точности по ГОСТ 1643–81 | Окружная скорость, м/с | |
Прямые зубья | Непрямые зубья | |
5 и выше | 15 | 30 |
6 | 15 | 30 |
7 | 10 | 15 |
8 | 6 | 10 |
9 | 2 | 4 |
2.3. Проверочный расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев
А. Определение расчетного контактного напряжения
Контактная выносливость устанавливается сопоставлением, действующим в полюсе зацепления расчетного и допускаемого контактного напряжений:
, (2.26)
где KH – коэффициент нагрузки;
– контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1.
Контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:
, (2.27)
где «+» – для наружного зацепления, «–» – для внутреннего зацепления;
– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес. Для стали при модуле упругости = 190;
– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяют по табл. 2.7;
Таблица 2.7
Значения коэффициента
Угол наклона линии зуба , град | Значения при относительном смещении контура | | ||||||||||||
| | 0,080 | 0,050 | 0,030 | 0,020 | 0,010 | 0,005 | 0 | –0,005 | –0,010 | –0,015 | –0,020 | ||
| 0 | 1,48 | 1,52 | 1,58 | 1,62 | 1,68 | 1,71 | 1,76 | 1,83 | 1,93 | 2,14 | – | ||
| 10 | 1,47 | 1,51 | 1,56 | 1,60 | 1,66 | 1,69 | 1,74 | 1,80 | 1,90 | 2,07 | – | ||
| 15 | 1,46 | 1,50 | 1,55 | 1,58 | 1,63 | 1,67 | 1,71 | 1,77 | 1,86 | 2,00 | 2,35 | ||
| 20 | 1,43 | 1,47 | 1,52 | 1,55 | 1,60 | 1,63 | 1,67 | 1,72 | 1,80 | 1,91 | 2,13 | ||
| 25 | 1,42 | 1,45 | 1,49 | 1,52 | 1,57 | 1,59 | 1,62 | 1,67 | 1,73 | 1,81 | 1,97 | ||
| 30 | 1,38 | 1,42 | 1,45 | 1,48 | 1,52 | 1,54 | 1,56 | 1,60 | 1,65 | 1,70 | 1,81 | ||
| 35 | 1,35 | 1,37 | 1,40 | 1,42 | 1,46 | 1,48 | 1,50 | 1,53 | 1,56 | 1,60 | 1,66 | ||
| 40 | 1,30 | 1,32 | 1,34 | 1,37 | 1,39 | 1,41 | 1,42 | 1,45 | 1,47 | 1,50 | 1,53 |
– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
FtH – окружная сила на делительном цилиндре, Н;
– рабочая ширина венца зубчатой передачи (b2), мм;
d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Коэффициент , учитывающий суммарную длину контактных линий, определяется следующим образом:
при ;
при ; (2.28)
при ,
где – коэффициент торцевого перекрытия:
;
– коэффициент осевого перекрытия:
. (2.29)
Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле
, (2.30)
где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;
– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент нагрузки определяют по зависимости
, (2.31)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (табл. 2.8);
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба;