ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 855
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ В КОМПЛЕКСЕ
1.1 КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ «ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ»
ТЕМА 1. СКЛАД В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
ТЕМА 2. ГРУЗОПОТОК, ТАРА И УПАКОВКА В ЛОГИСТИКЕ СКЛАДИРОВАНИЯ
ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ СКЛАДСКОЙ СЕТИ
ТЕМА 5. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СКЛАДА
ТЕМА 6. РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СКЛАДСКОГО И ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ТЕМА 7. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТЕМА 8. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ
Определение параметров зоны приемки и отгрузки
Определение параметров зоны хранения и отбора товара
Определение параметров зоны транспортной экспедиции
Определение потребностей в ресурсе при проведении работ по разгрузке и приемке товара
Классификация ассортимента по методу АBC-анализа. Построение кривой АBC.
Размещение товаров на хранение.
РАЗРАБОТКА КОМПОНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ СКЛАДСКОГО ЗДАНИЯ
Определение состава и оснащения технологических зон для проведения зонирования
Оформление разделов, подразделов, пунктов
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»,
Законодательные и нормативные акты
«Брестский государственный технический университет» Экономический факультет
Склад класса В:
-
Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудованием). Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол — асфальт или бетон без покрытия. Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения. -
Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе. Телефонные линии. Охрана по периметру территории.
Склад класса С:
-
Капитальное производственное помещение или утепленные ангары. Высота потолков от 3,5 до 18 м. Пол — асфальт или бетонные плиты. Ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.
Склад класса D:
-
Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
ТЕМА 2. ГРУЗОПОТОК, ТАРА И УПАКОВКА В ЛОГИСТИКЕ СКЛАДИРОВАНИЯ
-
Понятиегрузопотокавлогистикескладирования -
Тараиупаковкавсистемелогистикискладирования
-
Понятие грузопотока в логистике складирования
В логистике главным материальным компонентом являются сами грузы, для которых и проектируется вся система рациональной организации грузопотока, наиболее
эффективное перемещение которых от пункта зарождения грузопотока к конечным потребителям, и представляет основную задачу логистики.
Нередко грузопотоком называют количество грузов, перемещаемых из одного пункта в другой за год. В действительности количество транспортируемых грузов - это только один из параметров грузопотока.
Грузопоток можно определить как процесс направленного перемещения объектов (грузов)из одного пункта пространства в другой (или другие).При этом могут меняться некоторые его параметры.
Грузооборотсклада- объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.
По своему характеру, грузопоток может быть непрерывным или циклическим (пульсирующим), сходящимся или расходящимся, ветвящимся, простым линейным или сложным, входящим или выходящим, внешним и внутренним (внутрисистемным), зарождающимся, транзитным, затухающим и т.д.
Грузопоток характеризуется такими параметрами, как:
-
общее количество перемещаемых грузов за некоторый период времени Q(за год - годовой грузопоток, т/год; за месяц - месячный грузопоток, т/месяц; за сутки - суточный грузопоток, т/сутки; для непрерывного грузопотока - интенсивность λ,т/час или шт./час); -
размеры транспортных партий грузов Q1,Q2, …,Qn,т, шт.; -
тип и конструкция грузовых транспортных единиц (транспортных пакетов, контейнеров, тары и упаковки); -
размеры (ширина, длина, высота в мм), масса брутто и нетто (кг) грузовой транспортной единицы; -
время прибытия или отправления транспортных партий грузов (t2); -
интервалы времени между прибытиями или отправлениями транспортных партий.
Таким образом, грузопоток характеризуется не только общим объемом перевозок за год, как принято обычно считать, но главным образом различными параметрами транспортных партий, от которых в значительной мере зависят технология и организация перегрузок, транспортировки и складирования грузов.
-
Тара и упаковка в системе логистики складирования
Упаковка— это более широкое понятие, чем тара; оно включает в себя потребительскую и транспортную тару, прокладочные и амортизирующие материалы и вспомогательные упаковочные материалы.
Потребительская тара — это вид упаковки, в которую расфасовывают товары для доставки их конечным потребителям в розничной торговой сети.
Транспортная тара — это вид упаковки для защиты товаров в потребительской таре от внешних воздействий при перегрузках, транспортировке, хранении и повышения эффективности этих операций.
Основные требования к таре: прочность, надежная защита груза, стойкость к воздействиям, малый вес, расход материалов и стоимость, универсальность по грузам (по возможности), стандартные размеры, возможность штабелирования и захвата перегрузочными механизмами и приспособлениями.
Поддоны классифицируют по следующим основным признакам:
-
поконструкции(плоские, стоечные, ящичные); -
почислунастилов(однонастильные, двухнастильные); -
почислузаходов(числу сторон, с которых можно захватить поддон) — двухзаходные и четырехзаходные; -
поматериалу,из которого изготовлены поддоны (деревянные, металлические, пластмассовые, композитные — из нескольких материалов).
Рисунок 3 – Формирование штабеля
Плоские поддоны применяют для перевозок:
-
грузов правильной формы в виде прямоугольного параллелепипеда или в виде прямого цилиндра, устанавливаемых вертикально; -
других грузов, которые могут быть устойчиво уложены на поддон (например, мешков).
Рисунок 4 – Пластмассовые паллеты
Грузовой контейнер — это нестационарная транспортная емкость с внутренним объемом 1 м3 и более, предназначенная для многократных перевозок и временного хранения грузов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Грузовой контейнер
Контейнеры можно классифицировать следующим образом:
-
по родуперевозимыхгрузов:универсальные — для различных грузов, специализированные — для определенных грузов; -
по массебрутто:малотоннажные — до 2,5 т, среднетоннажные — 2,5 и 5 т, крупнотоннажные — 10 т и более; -
повидутранспорта,который их перевозит: унифицированные — для перевозок на любом транспорте, неунифицированные — для перевозок на определенном виде транспорта (рисунок 6).
Рисунок 6 – Перевозка контейнеров автотранспортом
ТЕМА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ СКЛАДИРОВАНИЯ
-
Выбортипа,количестваимощностискладов.
-
Эффективноеиспользованиескладскихплощадей.
-
Увеличениеэффективностииспользованияскладскихплощадей.
-
Выбор типа, количества и мощности складов.
Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при решении проблем, с которыми сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов. К таким проблемам можно отнести:
а) выбор между собственным складом и складом общего пользования; б) выбор места расположения склада;
в) определение вида и размера склада; г) разработку системы складирования.
Предприятие должно выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта – аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на предприятие.
Складыпроизводственнойлогистикидолжны являться собственностью предприятия и располагаться в непосредственной близости от производственного процесса. Вснабженческойираспределительнойлогистикерешение проблемы направлено на поиск компромиссов. Возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар.
Ключевым фактором, влияющим на выбор склада, является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором выступает рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.
Приобретение склада в собственность или использование складов общего пользования — одна из самых главных проблем в складировании. Оба варианта имеют
преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы.
В последние годы наблюдается тенденция использовать склады общего пользования, что позволяет организациям заниматься своими ключевыми операциями, применяя опыт компаний, специализирующихся на складировании. Этот вариант также может стать основой для политики аутсорсинга, включающей другие логистические услуги, такие как транспортировка
Решающим условием при выборе одного из двух вариантов обычно является условие минимума затрат. У собственного склада более высокие постоянные затраты, но более низкие операционные затраты на единицу продукции, в то время как у складов общего пользования низкие постоянные затраты, но обычно более высокие переменные. При анализе затрат учитывается и возможность склада общего пользования предоставлять такое же (или лучше) обслуживание при таких же (или меньших) затратах, по сравнению с собственным складом.
Основным моментом оптимизации распределительной системы служит определение необходимого количестваскладов.В первую очередь нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором является минимизация суммарных издержек.
Если сделать число складов небольшим (один или два), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие пяти-шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как: поиск оптимального решения или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. При таких условиях расширения распределительной сети целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д., поэтому рациональнее будет либо приобрести склады, либо снять их в аренду.
Основные (определяющие):
-
максимальное использование полосы отвода и других объектов имущественного комплекса ОАО «РЖД». Учитывая высокую стоимость (особенно в границах крупных городов) и значительные сроки подготовки земельных ресурсов для строительства, приоритетом является использование площадок грузовых дворов и других ресурсов, находящихся в полосе отвода ж.-д. транспорта, либо в непосредственной близости от нее;
-
наличие на станции примыкания достаточного путевого развития либо резервов пропускной способности (либо возможностей увеличения пропускной способности в перспективе) для обеспечения эксплуатации по меньшей мере первого пускового комплекса ТЛЦ;
-
максимальная близость к крупному транспортному узлу и центру массового зарождения и/или погашения грузопотоков;
-
наличие в зоне предполагаемого размещения объектов ТЛЦ свободных (резервных) мощностей инженерных сетей (прежде всего – электроэнергии);
-
максимальная близость к основным (федеральным, областным) автомобильным дорогам;
-
максимальная близость к городской агломерации. Данный фактор имеет значение как для организации дистрибуционной деятельности ТЛЦ, так и для организации оперативной доставки на терминалы обслуживающего персонала и клиентов;
-
наличие резервов пропускной способности ж.-д. инфраструктуры на подходах к станции примыкания.
Дополнительные:
возможность организации на сопредельной территории:
-
индустриальных парков и т. п. Наличие в непосредственной близости свободных земельных ресурсов, пригодных для размещения индустриальных мощностей (особенно с высокой степенью зависимости себестоимости продукции либо организации производства от эффективности логистических процессов), служит фактором формирования собственной грузовой базы ТЛЦ;
-
дистрибуционных мощностей (лесные биржи, металлобазы, складские и торговые комплексы и проч.). За счет контейнерного и таможенного сервисов ТЛЦ сконцентрирует входящий в регион поток товаров повседневного спроса, а также значительную часть грузов промышленного назначения. При этом создаются благоприятные условия для реализации распределительных функций, в том числе с использованием современных торговых форматов;
-
возможность организации:
-
жилой зоны для обслуживающего персонала ТЛЦ (фактор качества рабочей
силы);
-
удобной и оперативной доставки персонала и клиентуры к ТЛЦ, в том числе
ж.-д. транспортом (в пригородном сообщении).
В условиях затрудненности автомобильного движения в крупных городах удобство транспортного сообщения является важным фактором конкурентоспособности.
На выбор участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, будут влиять:
-
размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентами (возможно, и самих клиентов). Также необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны (к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники);
-
транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы, поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов;
-
планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.
-
Эффективное использование складских площадей.
Для управления складом очень важна его планировка, которая определяет физическое размещение полок для хранения, зон погрузки и разгрузки, тип оборудования. Все это обусловливает эффективность выполняемых операций. Например, если часто используемый продукт хранится далеко от зон приемки и отгрузки, каждый раз тратится много времени на его размещение в место хранения или на изъятие его оттуда.
Рациональная разбивка складских площадей на рабочие (складские) зоны позволяет обеспечить оптимальный процесс переработки грузов на складе при максимальном использовании имеющихся складских мощностей. Основным принципом деления складской площади является выделение пространства с учетом особенностей поступления товара, характеристик складской техники и т. д. для последовательного осуществления логистических операций грузопереработки.
В общем виде выделяются следующие основные складские зоны:
-
зона приемки;
-
зона основного хранения (стеллажного и штабельного);
-
зона комплектации заказа;
-
зона упаковки и консолидации отправок; зона отгрузки.
Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того, подлежат они хранению или нет.
Склад имеет постоянную длину, ширину и высоту, т. е. постоянную емкость. Эффективное использование складской емкости может повлиять на снижение затрат на складирование.
Использование складских площадей можно рассматривать в двух аспектах. Одним из них является стремлениеккакможномаксимальномуиспользованиювысотыздания. В большинстве складских объектов доступная площадь не используется полностью вследствие неполного складирования по высоте, в то время как использование складских площадей по горизонтали является наиболее легкой и наиболее очевидной процедурой. Благодаря стеллажам или другим подобным приспособлениям удается эффективно использовать весь объем склада, до самого потолка.
Вторым аспектом использования пространства является минимизацияповерхности, занятой под переходами, при одновременном исключении ситуации, когда чрезмерно узкие коридоры затрудняют перемещение по складскому объекту. Существует необходимость складирования отдельных позиции запасов на определенном расстоянии друг от друга с целью обеспечения свободного к ним доступа. На ширину переходов оказывает влияние тип используемого оборудования для манипуляции материалами. Например, оборудование, с помощью которого осуществляется перемещение на короткие дистанции, требует пространства для обратного хода и маневрирования.
Проектирование внутрискладского технологического процесса
Планировка складских помещений
Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение.
При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение
пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации.
Современное складское хозяйство включает:
-
сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.;
-
сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады;
-
подъемно-транспортное оборудование;
-
емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.;
-
устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке;
-
весовые и измерительные устройства;
-
противопожарные средства;
-
охранную сигнализацию, запоры и другие устройства;
-
разупаковочное и упаковочное оборудование;
-
маркировочные средства;
-
компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов.
Складские помещения должны обеспечивать:
-
невозможность доступа посторонних лиц;
-
невозможность извлечения товаров и служебной техники, храня-щихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот;
-
поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.
Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспомогательныхпомещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размещают кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническиминазывают помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административныхпомещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы:
-
системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат);
-
оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т.
д.);
-
мебелью (столы, стулья, шкафы, полки);
-
сейфом для хранения документов.
В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки;
приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если
поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.
Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.
Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.
Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,6
2,7 м – в зависимости от объемов грузопотоков и использования электрифицированного транспорта.
Выбор этажности склада осуществляют исходя из затрат на строительство, которые уменьшаются по кубической зависимости от высоты здания, и затрат на складское оборудование, которые, наоборот, увеличиваются с высотой склада.
Удобный склад имеет приемочную погрузочную платформу на одном конце и отгрузочную платформу – на другом, а между ними перемещаются товары. В альтернативном варианте используют одну платформу, на которой утром разгружают товары, а после обеда с нее отгружают товары. Это уменьшает площадь, выделяемую для погрузочных работ, но требует, чтобы перевозчики увозили и привозили товары в согласованное время.
Структура системы складирования строится по иерархическому принципу: подсистема – блок (модуль) – элемент (операция).
Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, характеризующие технические и технологические параметры зданий и сооружений склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого на основе характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. Можно выделить следующие основные модули:
-
складируемую грузовую единицу;
-
подъемно-транспортное оборудование.
Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирования, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связанное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требованиями клиентов; управление перемещением грузов.
Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эффективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно- компьютерный модуль (автоматизация учета, наличия, движения и управления запасами товаров и других функций), организационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией.
Отношения между подсистемами, модулями и элементами образуют структуру системы складирования. Выбор структуры зависит от множества факторов и функций склада, его места в логистической системе, номенклатуры грузов, а также от задач, для решения которых и создается система складирования.
Зона хранения – часть склада с оборудованием, предназначенным для хранения грузов. Вместимость зоны зависит не только от размеров складируемых здесь грузов, но и от выбранного способа хранения – на полу, на стеллажах, вешалах, в поддонах, контейнерах и т. д. Правильный выбор оборудования для хранения и обработки грузов позволяет оптимально использовать пространство этой зоны.
При проектировании зоны хранения:
-
моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;
-
используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);
-
используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;
-
выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;
-
выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;
-
выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.
Чтобы сделать работу укладчиков и комплектовщиков менее утомительной, зону хранения делят на эргономичные технологические участки.
Чтобы минимизировать время выполнения заказа для комплектовщиков заказа, на складе товары располагают таким образом, что большинство «ходовых» товаров находится в самом легкодоступном месте для комплектовщиков заказа. Менее популярные товары располагают на менее доступных полках.
Выбор оптимальной системы хранения зависит от правильности постановки задач для склада и формулирования приоритетов его функционирования.
Бесстеллажный тип зон хранения применяют, если: на складе хранится крупный однотипный груз или груз, который штабелируют в несколько ярусов; имеется достаточная площадь; нет средств на оснащение; работать на складе может дешевая техника.
Широкопроходный тип зон хранения – межстеллажные проезды 3
3,5 м, высота
ТЕМА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ СКЛАДИРОВАНИЯ
-
Выбортипа,количестваимощностискладов. -
Эффективноеиспользованиескладскихплощадей. -
Увеличениеэффективностииспользованияскладскихплощадей.
-
Выбор типа, количества и мощности складов.
Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при решении проблем, с которыми сталкиваются при создании складского хозяйства и рационализации действующих складов. К таким проблемам можно отнести:
а) выбор между собственным складом и складом общего пользования; б) выбор места расположения склада;
в) определение вида и размера склада; г) разработку системы складирования.
Предприятие должно выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта – аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на предприятие.
Складыпроизводственнойлогистикидолжны являться собственностью предприятия и располагаться в непосредственной близости от производственного процесса. Вснабженческойираспределительнойлогистикерешение проблемы направлено на поиск компромиссов. Возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар.
Ключевым фактором, влияющим на выбор склада, является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором выступает рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.
Приобретение склада в собственность или использование складов общего пользования — одна из самых главных проблем в складировании. Оба варианта имеют
преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы.
В последние годы наблюдается тенденция использовать склады общего пользования, что позволяет организациям заниматься своими ключевыми операциями, применяя опыт компаний, специализирующихся на складировании. Этот вариант также может стать основой для политики аутсорсинга, включающей другие логистические услуги, такие как транспортировка
Решающим условием при выборе одного из двух вариантов обычно является условие минимума затрат. У собственного склада более высокие постоянные затраты, но более низкие операционные затраты на единицу продукции, в то время как у складов общего пользования низкие постоянные затраты, но обычно более высокие переменные. При анализе затрат учитывается и возможность склада общего пользования предоставлять такое же (или лучше) обслуживание при таких же (или меньших) затратах, по сравнению с собственным складом.
Основным моментом оптимизации распределительной системы служит определение необходимого количестваскладов.В первую очередь нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором является минимизация суммарных издержек.
Если сделать число складов небольшим (один или два), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие пяти-шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как: поиск оптимального решения или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. При таких условиях расширения распределительной сети целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д., поэтому рациональнее будет либо приобрести склады, либо снять их в аренду.
Основные (определяющие):
-
максимальное использование полосы отвода и других объектов имущественного комплекса ОАО «РЖД». Учитывая высокую стоимость (особенно в границах крупных городов) и значительные сроки подготовки земельных ресурсов для строительства, приоритетом является использование площадок грузовых дворов и других ресурсов, находящихся в полосе отвода ж.-д. транспорта, либо в непосредственной близости от нее; -
наличие на станции примыкания достаточного путевого развития либо резервов пропускной способности (либо возможностей увеличения пропускной способности в перспективе) для обеспечения эксплуатации по меньшей мере первого пускового комплекса ТЛЦ; -
максимальная близость к крупному транспортному узлу и центру массового зарождения и/или погашения грузопотоков; -
наличие в зоне предполагаемого размещения объектов ТЛЦ свободных (резервных) мощностей инженерных сетей (прежде всего – электроэнергии); -
максимальная близость к основным (федеральным, областным) автомобильным дорогам; -
максимальная близость к городской агломерации. Данный фактор имеет значение как для организации дистрибуционной деятельности ТЛЦ, так и для организации оперативной доставки на терминалы обслуживающего персонала и клиентов; -
наличие резервов пропускной способности ж.-д. инфраструктуры на подходах к станции примыкания.
Дополнительные:
возможность организации на сопредельной территории:
-
индустриальных парков и т. п. Наличие в непосредственной близости свободных земельных ресурсов, пригодных для размещения индустриальных мощностей (особенно с высокой степенью зависимости себестоимости продукции либо организации производства от эффективности логистических процессов), служит фактором формирования собственной грузовой базы ТЛЦ;
-
дистрибуционных мощностей (лесные биржи, металлобазы, складские и торговые комплексы и проч.). За счет контейнерного и таможенного сервисов ТЛЦ сконцентрирует входящий в регион поток товаров повседневного спроса, а также значительную часть грузов промышленного назначения. При этом создаются благоприятные условия для реализации распределительных функций, в том числе с использованием современных торговых форматов; -
возможность организации:
-
жилой зоны для обслуживающего персонала ТЛЦ (фактор качества рабочей
силы);
-
удобной и оперативной доставки персонала и клиентуры к ТЛЦ, в том числе
ж.-д. транспортом (в пригородном сообщении).
В условиях затрудненности автомобильного движения в крупных городах удобство транспортного сообщения является важным фактором конкурентоспособности.
На выбор участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, будут влиять:
-
размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентами (возможно, и самих клиентов). Также необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны (к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники); -
транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы, поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов; -
планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.
-
Эффективное использование складских площадей.
Для управления складом очень важна его планировка, которая определяет физическое размещение полок для хранения, зон погрузки и разгрузки, тип оборудования. Все это обусловливает эффективность выполняемых операций. Например, если часто используемый продукт хранится далеко от зон приемки и отгрузки, каждый раз тратится много времени на его размещение в место хранения или на изъятие его оттуда.
Рациональная разбивка складских площадей на рабочие (складские) зоны позволяет обеспечить оптимальный процесс переработки грузов на складе при максимальном использовании имеющихся складских мощностей. Основным принципом деления складской площади является выделение пространства с учетом особенностей поступления товара, характеристик складской техники и т. д. для последовательного осуществления логистических операций грузопереработки.
В общем виде выделяются следующие основные складские зоны:
-
зона приемки; -
зона основного хранения (стеллажного и штабельного); -
зона комплектации заказа; -
зона упаковки и консолидации отправок; зона отгрузки.
Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов независимо от того, подлежат они хранению или нет.
Склад имеет постоянную длину, ширину и высоту, т. е. постоянную емкость. Эффективное использование складской емкости может повлиять на снижение затрат на складирование.
Использование складских площадей можно рассматривать в двух аспектах. Одним из них является стремлениеккакможномаксимальномуиспользованиювысотыздания. В большинстве складских объектов доступная площадь не используется полностью вследствие неполного складирования по высоте, в то время как использование складских площадей по горизонтали является наиболее легкой и наиболее очевидной процедурой. Благодаря стеллажам или другим подобным приспособлениям удается эффективно использовать весь объем склада, до самого потолка.
Вторым аспектом использования пространства является минимизацияповерхности, занятой под переходами, при одновременном исключении ситуации, когда чрезмерно узкие коридоры затрудняют перемещение по складскому объекту. Существует необходимость складирования отдельных позиции запасов на определенном расстоянии друг от друга с целью обеспечения свободного к ним доступа. На ширину переходов оказывает влияние тип используемого оборудования для манипуляции материалами. Например, оборудование, с помощью которого осуществляется перемещение на короткие дистанции, требует пространства для обратного хода и маневрирования.
Проектирование внутрискладского технологического процесса
Планировка складских помещений
Планировка складских помещений зависит от ориентации склада либо на хранение, либо на распределение.
При выборе варианта планировки складских помещений приходится искать компромисс между пространством, количеством рабочей силы и степенью механизации. Большая площадь не всегда преимущество, поскольку увеличиваются расстояния, которые должны преодолевать работники при перемещении товаров. Ограничение
пространства также ведет к неэффективности. Прежде чем выбрать вариант планировки склада, тщательно изучают все характеристики товара, подлежащего хранению, – физические свойства, объем и регулярность перемещения, частоту отбора, скорость реализации.
Современное складское хозяйство включает:
-
сооружения для обеспечения сохранности товаров – здания, навесы, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т. д.; -
сооружения для разгрузки и погрузки – рампы, дебаркадеры, отстойники, эстакады; -
подъемно-транспортное оборудование; -
емкости для размещения товаров при хранении – стеллажи, бункеры, резервуары, закрома и т. д.; -
устройства и оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, а также для подготовки их к отгрузке; -
весовые и измерительные устройства; -
противопожарные средства; -
охранную сигнализацию, запоры и другие устройства; -
разупаковочное и упаковочное оборудование; -
маркировочные средства; -
компьютерную систему для управления движением товаров, учета, контроля, регулирования запасов.
Складские помещения должны обеспечивать:
-
невозможность доступа посторонних лиц; -
невозможность извлечения товаров и служебной техники, храня-щихся на складе, без вскрытия штатных дверей и ворот; -
поддержание соответствующего температурного режима и других условий хранения с целью сохранности всех характеристик товаров и транспортных средств, кроме естественного износа.
Общетоварным складам необходимы помещения: основного назначения; вспомогательные; технические; административные; бытовые. Во вспомогательныхпомещениях хранят тару, упаковку, поддоны, размещают кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские и т. д. Техническиминазывают помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, подзарядочные аккумуляторные станции и т. д. В административныхпомещениях располагают кабинеты служащих, компьютерный центр, офисы для приема посетителей и т. п. Помещения для работы сотрудников на складе или вблизи него из расчета не менее 12–14 м2 на одного сотрудника должны отвечать санитарно-техническим требованиям и быть оборудованы:
-
системой и средствами связи (телефон, факсимильный аппарат); -
оргтехникой (компьютеры, принтеры, модем, копировальный аппарат и т.
д.);
-
мебелью (столы, стулья, шкафы, полки); -
сейфом для хранения документов.
В помещениях основного назначения выделяются следующие зоны: разгрузки;
приемки товаров по количеству и качеству; хранения; комплектования заказов для отправки; упаковки; погрузки. Эти зоны обычно связаны между собой проходами и проездами. Зона разгрузки примыкает к зоне приемки товаров по количеству и качеству. Зона хранения занимает основную часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны комплектования и упаковки товаров. В свою очередь, зона комплектования заказов обычно находится рядом с зоной отгрузки. На крупных складах зону разгрузки делают отдельно от зоны отгрузки. На средних и мелких складах эти зоны часто объединяют, если
поступление и отгрузку товаров можно разделить во времени. Склады должны быть оборудованы санитарно-бытовыми помещениями. Бытовые помещения включают места отдыха и приема пищи, раздевалки, душевые, санитарные узлы и др.
Склады легковоспламеняющихся материалов, а также горючих жидкостей (масла, краски, растворители и т. п.) размещают преимущественно в отдельно стоящих зданиях.
Все помещения должны располагаться с учетом поточности, максимального сокращения путей движения товаров от места их приемки до места выдачи, отсутствия встречных и пересекающихся потоков товаров и тары, персонала и получателей. Помещения для приема, хранения, подготовки товаров к отгрузке или выдаче должны иметь между собой технологическую связь.
Двери, соединяющие разгрузочную платформу с помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к отгрузке или выдаче либо с другими помещениями, должны быть шириной от 1,6 до 2,2 м и высотой не менее 2,3 м. Двери помещений для приема и хранения товаров и подсобных помещений должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м. Для приема овощей и хлеба предусматриваются отдельные двери или люки непосредственно в помещения для хранения товаров. Ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к выдаче или отгрузке должна быть 1,6
-
складируемую грузовую единицу; -
подъемно-транспортное оборудование.
моделируют структуры склада, зон и мест хранения, стеллажей, проходов с помощью графического интерфейса;
используют информацию топологического модуля в оптимизационных алгоритмах системы (размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора);
используют информацию топологического модуля для графического отображения состояния склада;
выбирают типы и модели оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т. д.;
выбирают типы и модели оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т. д.;
выбирают типы и модели оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.