Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 475

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
72. Из-за санкций сельхозпроизводители страдают не столько от отсутствия новой западной техники, поставки которой в Россию запрещены, сколько от отсутствия запчастей. Вместо немецких комбайнов можно купить китайские, а вот с запчастями к уже приобретенной сельхозтехники в Евросоюзе возникают огромные проблемы, решить которые параллельный импорт не в состоянии. «Все остатки на складах разобраны, новых поставок не предвидится. Некоторые заказанные ранее машины застряли за границей из-за логистических проблем. А ряд иностранных компаний прекратил сотрудничество с россиянами», - свидетельствует о появившихся проблемах фермер Н. Токмаков73. С какой скоростью будет исправляться ситуация, вызванная санкциями, зависит от пересмотра логистических цепочек и установления новых партнерских связей в сфере поставок импортных компонентов. К сожалению, в производстве российской сельскохозяйственной техники все еще используют иностранные запчасти – трансмиссии, гидравлику, двигатели и подшипники и др. комплектующие. Чтобы производить их в России, прежде всего, требуется наладить промышленное станкостроение, а отрасль, надо признать, тоже целиком зависит от импорта. В конце 2022 года станет окончательно ясно, какой техники и каких технологий не хватает в российском сельском хозяйстве, и тогда Минсельхоз России, Минпромторг России и российское сельскохозяйственное машиностроение поймут, в каком направлении необходимо развиваться.

Если поставки западной техники и запчастей быстро не восстановятся, а российские производители не смогут вовремя заместить недостающую часть линейки тракторов, комбайнов и механизмов, то через два года это может начать сказываться на объемах производства сельхозпродукции: понемногу начнется сокращение посевных площадей и, соответственно, будет уменьшаться сбор урожая.

Эксперт по промышленному интернету А. Жуменко справедливо обозначил и еще одну серьезную проблему – использование цифровых зарубежных сервисов. Например, российские аграрии часто подключали свои фермы к западным программам по управлению животноводческими и растениеводческими хозяйствами, которые позволяли вести автоматический учет поголовья скота с помощью ушных бирок, управлять энергетическими ресурсами. Также возникли проблемы с платформами управления и мониторинга перерабатывающего оборудования. Оно помогало держать связь с техникой, работающей в полях, регулировать ее движения дистанционно. Но теперь российские пользователи не могут продлить подписку из-за отключения нашей страны от международных платежных систем. По мнению экспертов, России все-таки придется окончательно отказаться от западного программного обеспечения, в том числе и сельскохозяйственного. Поэтому сейчас крайне важно разрабатывать новые программы, интегрировать их с отечественной техникой.


Новое техническое направление, которое стоит развивать в нашей стране, – это создание отечественных операционных систем, которые будут контролировать состояние сельхозтехники и оповещать владельца, когда необходимо заменить комплектующие. Очень важно развивать технологии мониторинга, которые позволят отслеживать развитие болезней растений, наличие вредителей в полях и следить за погодными условиями. Внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство России, к сожалению, пока отстающая отрасль. Как верно отметил Д. Власенко, эту отсталость следует преодолеть с помощью импортозамещения, причем в сжатые сроки74.

Однако импортозамещение в России по-прежнему сильно зависит от зарубежных технологий и оборудования. Ограничительные меры дали возможность России снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта.

Процесс диверсификации особенно быстро идет в российском агропродовольственном секторе и сфере информационных технологий, отмечают в Coface. Но импортозамещению препятствуют недостаточный объем внутреннего производства и низкое качество продукции. Для развития и модернизации производства российскому бизнесу приходится импортировать западное оборудование и технику, так как местных аналогов некоторого оборудования просто нет. Многие предприятия получают прибыль только благодаря привилегиям от заинтересованности властей в импортозамещении.

Таким образом, в результате санкций России резко ограничили поставки высокотехнологичной продукции. Учитывая огромную зависимость сельского хозяйства и пищевой промышленности России от импортных поставок, АПК не удастся избежать проблем от введенных в действие комплексных антироссийских санкций. Это означает, что российским аграриям скоро придется пересаживаться на отечественную сельскохозяйственную технику и наращивать продовольственный потенциал, чтобы не зависеть от импорта. Чтобы избежать снижения продуктивности аграрного сектора, требуется реализация государственных программ по импортозамещению75, в которой объединены усилия науки и отечественного машиностроения. Эксперты уверены, что введенные против России санкции дают отличный шанс для возрождения российской сельскохозяйственной науки. И этот шанс должен позволить российским ученым занять ведущие позиции не только в России, но и в мире.

В белгородском минсельхозе отмечают сложностях в работе аграриев с начала спецоперации на Украине. Так, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области Андрея Антоненко, проблемы у отрасли были в конце февраля и начале марта, сейчас же рисков практически не осталось. Их удалось решить благодаря специальному штабу, который отрабатывал возникшие сложности. Но аграрии до сих пор испытывают некоторые проблемы с ремонтом импортной техники, так как из-за санкций детали для неё перестали поставлять из-за границы. По словам чиновника, весь 2022 год ведомство рекомендовало аграриям переходить на отечественное оборудование, которое уже даже превосходит импортные аналоги

76.

Губернатор В.В. Гладков, избранный после ухода Е.С. Савченко в Совет Федерации, так оценил ущерб от санкций и других причин: «Почти 1 миллиард [рублей] сельское хозяйство в этом году потеряло. Потеряло из-за обстрелов, из-за того, что часть земель выпала из оборота в связи с понятными событиями». Такое заявление чиновник сделал во время предновогоднего интервью на телеканале «Россия-24» в декабре 2022 года77.

Таким образом, в условиях западных санкций агропромышленному комплексу Белгородской области, как и всей страны, придется жить и работать по-другому, более напряженно, изыскивая новые резервы, добиваясь полной независимости от импорта зарубежной техники, запчастей, семян и гирбицидов в растениеводстве, селекционных пород в животноводстве.

Хорошая подготовка и запас всего необходимого для посевной, заверила заместитель губернатора Юлия Щедрина, вселяют уверенность в продовольственной безопасности области на следующий год. Хлебопекарная отрасль уже обеспечена мукой. Есть и государственная поддержка хлебопекарной отрасли. За ценами на все продукты ведется строгий контроль. И если цены по объективным причинам подрастут, то в целом ситуация с крупами, подсолнечным маслом и другими продуктами не вызывает опасения78.
1.3. Импортозависимость как угроза продовольственной

безопасности страны и ее регионов

Россия сейчас находится в очень сложных условиях в результате глубочайшего экономического кризиса, вызванного не только пандемией COVID-19 в 2020 г., но усилившегося в результате ведения военных действий российской армии и флота на территории Украины в 2022 г. и обширными экономическими санкциями Запада, вызванными вторжением в суверенное государство. В результате экономическая безопасность Российского государства, оказавшись под таким давлением, стала вызывать тревогу.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

- военной,

- технологической,

- продовольственной,

- экологической безопасности и др.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.


Основным оружием сейчас становятся экономические санкции, а тпкже политическое и информационное давление, другие методы. Многие малоразвитые в промышленном отношении страны, в том числе и Россия, не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии, импортируемых из развитых стран.

Открытость нашей экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в России начался резкий спад производства, который все еще продолжается, вследствие чего под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения также представляет угрозу государственности России.

Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается достаточно давно, начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году.

Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха.

В статьях российских экономистов и в средствах массовой информации термин “экономическая безопасность” стал звучать только в 1990-х годах. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения в экономике.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь неслучайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.


С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только тогда, когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны. Отсутствует констатация угрозы утраты национального контроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причин падения на треть эффективности производства и т.д. Для реального решения проблем, связанных с кризисным состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти - Президентом, Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.

Затрудненность обеспечения роста экономики, на наш взгляд, обусловлена следующими основными причинами:

1) ошибки политического руководства в выборе и реализации экономической стратегии;

2) неверная кадровая политика, когда на руководящие посты назначались кандидаты, не имевшие базового образования и не обладающие необходимой компетентностью для руководства отраслью (примеры: на должность министра сельского хозяйства была назначена Е.Б. Скрынник, Роскосмосом до сих пор руководит журналис-международник Д. Рагозин и т.д.);

3) недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны;

4) диспаритет цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна;

5) неэффективная налоговая система, давящая на производственный сектор;

6) пандемия коронавирусной инфекции в мире, вызвавшая падение цен на российское сырье;

7) участие России в гонке вооружений, попытка поддержания военного партита с самой развитой в экономическом отношении страной мира, что значительно снижало финансовые вливания в экономику, в том числе в реализвцию государственных программ импортозамещения и др.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы. Если рыночные силы (так называемая «невидимая рука рынка») не могут