Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сопоставление внутренних и внешних угроз показало, что наибольшую опасность для России имеют внутренние угрозы: сырьевая ориентация на экспорт (80 - 90% экспорт продукции топливно-энергетического комплекса); снижение на 50 % внешнего торгового оборота со странами ближнего зарубежья; низкая конкурентно способность продукции; внешняя задолженность; распад единого экономического пространства; развал социальной сферы и научно-технического потенциала страны, который определяет состояние экономики и возможность её развития в будущем, а также поддержания обороноспособности страны на должном уровне.
В качестве источника наполнения внутреннего рынка дефицитными или не производимыми в стране ввоза товарами традиционно рассматривается импорт. Однако чем больше доля импорта в общем объеме поставок, тем существеннее угрозы экономической безопасности региона и государства в целом. Анализ показал, что в промышленности Нижегородской области имеет место ситуация абсолютной импортозависимости.
Импортозависимость предприятий промышленности региона как угроза его экономической безопасности означает, что предприятия по отдельным элементам продукции производственно технического назначения функционируют только за счет импортных поставок. Устойчивая динамика экономических связей между странами ведет к формированию мирового рынка как развитой сферы товарного обмена, основанного на международном разделении труда, важное место в котором занимает импорт товаров. В качестве источника наполнения внутреннего рынка дефицитными или не производимыми в стране ввоза товарами традиционно рассматривается импорт. С середины 1990-х гг. импортные ресурсы в РФ продолжают занимать существенную долю в структуре розничного товарооборота. Используя импортные сырье и материалы, технологическое оборудование, предприятия России попадают в опасную зависимость от поставок импорта. И чем больше доля импорта в общем объеме поставок, тем существеннее угрозы экономической безопасности региона и государства в целом. Таким образом, формируется импортозависимость предприятий промышленности региона. Совершенно очевидно, что импортозависимость определяется различными видами им- порта. Например, по материалам федерального законодательства о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров можно выделить импорт аналогичных и непосредственно конкурирующих товаров для реализации . А для предприятий промышленности довольно существенное значение имеет импорт продукции производственно-технического назначения (ППТН), в состав которой входят такие элементы, как сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое оборудование.
Таким образом, в качестве выводов по данному разделу, следует отметить следующее.
1. Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия.
2. К числу факторов, которые определяют уровень экономической безопасности России большинство исследователей относят: 1) геополитическое и экономико-географическое положение России; 2) экономическую и военно-политическую мощь России; 3) ориентацию институциональной системы страны на поддержание важнейших отраслей национальной экономики; 4) приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение европейских стандартов качества жизни населения страны; 5) параметры отраслевой и региональной структур ВВП; 6) условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе международных организаций; 7) наличие резервов стратегически важных товаров и комплектующих.
3. Основой обеспечения экономической безопасности России является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий: 1) для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках; 2) для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».
4. Чтобы снизить угрозу экономической безопасности Российской Федерации нужно существенно сократить импортозависимость, в идеале самим производить необходимые (и современные) товары и технологии.
По нашему мнению, целями импортозамещения являются:
1. Обеспечение национальной и государственной безопасности РФ.
2. Достижение технологической независимости в критических областях.
3. Содействие формированию положительного сальдо торгового баланса.
4. Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.
При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо вообще является вопросом стабильности ресурсного обе
спечения экономики, а значит, и экономической безопасности.
Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления.
1.4. Понятие и сущность импортонезависимости
Государственная политика в сфере импортонезависимости стала формироваться с началом реформ, проводимых в экономике Российской Федерации в постсоветский период. В основу политики тех лет было положено стремление создать на основе рыночных отношений передовую инновационную экономику, способную конкурировать с развитыми странами. Однако недостаток финансовых и материальных ресурсов, политическая нестабильность, кризисные явления в экономике тех лет не создавали реальных условий для реализации государственной политики импортонезависимости.
Тема импортонезависимости и импортозамещения актуализируется в связи с западными санкциями, введенными против России в связи с событиями на Украине. Взятый США в курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций в связи с военной агрессией, начатой Россией в феврале 2022 г., могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать.
Импортонезависимость представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства и повышения тем самым степени независимости от импорта технологий, товаров и комплектующих. Другими словами, импортонезависимость – это политика, направленная на постепенное приобретение независимость государства и его экономики от ввоза инорстранных технологий и другой продукции путем замещения импортных товаров и технологий посредством их производства в своей стране. Результатом импортонезависимости должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно
высокой добавленной стоимостью.
Стратегия импортонезависимости предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения, подготовки нужных кадров и специалистов, обладающих нужными компетенциями.
Сама по себе стратегия импортонезависимости опирается на развитие отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Сиратегия импортонезависимости требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели – выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать совершенствованию отечественного инженерного образования. Поэтому центральным элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций. Главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность промышленности и, прежде всего, высокотехнологичного машиностроения. Попытки государства создать условия для появления собственных производств в высотехнологичной сфере не дискредитируют иностранных производителей, а защищают национальную экономику.
В современных условиях крайне важной является разработка обоснованной теории и методологических основ импортозамещения, обоснование комплекса рекомендаций по развитию и внедрению процесса импортозамещения в единый регулируемый внешнеторговый механизм.
Политика импортонезависимости в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет хорошие шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в освоении космоса. Однако при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль. То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства.
В условиях, связанных с введением санкций, необходимо также найти новые подходы к реализации политики импортонезависимости. Так, например, особое внимание необходимо уделять внутренним источникам совершенствования технологий – перспективным разработкам отечественной науки, достижениям лучших отечественных предприятий и отдельных регионов. Необходимо также сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки.
Импортонезависимость, как слабоизученный процесс, требует глубоких научных изысканий.
Фундаментальные основы политики импортонезависимости заложены в трудах Г. Брутона, Л. Вестфаля, Т. Уилкинсона, У. Галенсона, А. Хиршмана, А. Кругера, Р. Вейда, А. Амсде, У. Тейта, Дж. Грея, Дж. Шихана, Я. Литтла, Т. Скитовского, Ф. Листа, Р. Пребиша, Г. Зингера, М. Скотта, П. Кадочникова, Н. Волчковой, А. Кнобеля, В. Оболенского. История российского импортозамещения проанализирована в работах А. Строганова, Л. Жилиной, И. Пичурина, В. Кондрашина, Д. Ушкаловой.
Подходы к формированию стратегии модернизации производства с целью выпуска товаров, замещающих импорт, раскрыты в трудах В. Полтеровича, Е. Ленчук, С. Бодрунова, А. Шаститко, С. Афонцева, С. Плаксина, А. Городецкого.
Значительный вклад в развитие методик оценки эффективности импортозамещения внесли П. Кадочников, Л. Матвеева, В. Климук, К. Лебедев, Ю. Сухотин, В. Дементьев, А. Петров, Ю. Овсиенко, С. Митяков, И. Ершова, Н. Шухов, Дж. Перски, Э. Фейзер, Б. Балашша, Д. Гринвэй, К. Милнер и др.
Значительный интерес в вопросах организации импортозамещения представляют труды российских ученых-экономистов: Агирбова Ю.И., Алтухова А.И., Боева В.Р., Борхунова Н.А., Буздалова И.Н., Водянова А.А., Гордеева А.В., Гончарова В.Д., Добрынина В.А, Зельднера А.Г., Киселева С.В, Коровкина В.П., Клюкача В.А., Крылатых Э.Н., Милосердова В.В., Назаренко В.И., Папцова А.Г., Серкова А.Ф., Тарасова В.И., Ушачева И.Г., Фаминского И.П., Хлебутина Е.Б., Шмелева Г.И. и др., а также труды зарубежных экономистов: Долана Э.Дж., Линдсея Д.Е., Линдерта П.Х., Пугеля Т.А. и др.
Необходимость структурной трансформации и кардинальных качественных изменений в отраслях агропродовольственного сектора экономики рассмотрена в работах А. Алтухова, И. Ушачева, О. Бекетовой и Н. Барышниковой, Д. Нильсона, С. Коллинсона, Д. Мунгалова, Б. Фрумкина.
Проблемы, связанные с обеспеченностью и доступностью продуктов питания в разных странах, широко отражены в научной литературе в трудах Д. Кендела, Дж. Клэппа, С. Вегнра, С. Нилсона, М. Покка, А. Садовски и А. Байер-Навровски, Н. Шагайды, В. Узун, Ж. Аяповой, Е. Пожидаевой, В. Бурцева, А. Балясовой, И. Троцук, А. Никулина, С. Вегрена, О. Трибушининой, Н. Куркиной, Р.Мансурова, К. Бородина, Н. Киреевой, С. Санинского, М. Лебедева, Е. Костенко, А. Миненко, Т. Белугиной и А. Белугина, А. Грешонкова и Л. Абрамовой, В. Копеина и других