Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постановление предусматривает ряд исключений, предоставляющих государственным заказчикам пространство для маневра. В частности, указанный запрет не распространяется на закупку промышленных товаров, производство которых не осуществляется в России, а также на закупку одной единицы товара стоимостью не больше 100 тыс. рублей (или закупку совокупности таких товаров общей стоимостью менее 1 млн рублей).
Согласно Постановлению запрет на закупку промышленных товаров иностранного производства не будет применяться при необходимости обеспечить взаимодействие продукции с товарами, уже используемыми заказчиком (в случае их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки), и в отдельных случаях закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию101.
В связи с последними событиями на Украине, вводом странами Евросоюза и США новых, более сильных антироссийских санкций, Минпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых западом ограничений – нанесение урона экономике России, правительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях, снова сделав акцент на импортозамещении.
На 2022 года правительство одобрило 8 проектов поддержки российского ИТ-сектора, среди них:
Российское оборудование на отечественном чипе для оптических магистральных сетей DWDM. Проект реализует «Ростелеком».
Внедрение отечественных программно-аппаратных комплексов (ПАК) для организаций. Проект ведет «ВТБ».
Отечественное серверное оборудование для работы с БД, построение сквозного импортозамещенного ИТ-ландшафта предприятия. Проект ГК «Росатом».
IP/MPLS маршрутизаторы для построения транспортных сетей операторов мобильной и фиксированной связи. Проект «Ростелекома».
Линейка российских оптических трансиверов. Проект «Ростелеком» и «ЭР-Телеком Холдинг».
Системы управления доступом и интеллектуальный домофон на российском процессоре. Проект «ЭР-Телеком Холдинг»
Перевод облачной платформы на российские ПАК, создание облачной инфраструктуры. Проект «Ростелекома»
102.
Однако, несмотря на некоторые успехи, процесс импортозамещения идет крайне медленно. В этих условиях приоритетными задачами импортозамещающей в России могут являться:
– развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая, деревообрабатывающая), сельского хозяйства и сферы услуг (в том числе деловых);
– гармоничная конверсия ВПК при одновременном наращивании экспорта вооружений;
– стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в противовес экспорту сырья и природных ресурсов;
– создание временных преференций для продукции отечественного производства в рамках госзакупок;
– валютное и другое необходимое регулирование с точки зрения перераспределения экспортной выручки для инвестирования внешнеориентированных импортозамещающих структурных сдвигов, в первую очередь в сторону увеличения доли высоких технологий, финансирования НИОКР, сферы образования и всего того, что определяет будущее постиндустриальное развитие России и т. д.
Важно учитывать, что внешнеориентированная импортозамещающая стратегия структурных сдвигов, вытесняющих с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики.
Однако, решая данную проблему нельзя забывать и о рисках импортозамещения, среди которых можно выделить:
– снижение конкурентоспособности индустрии ИТ за счет искусственного снижения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками.
– снижение эффективности экономики страны в целом, в случае, если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов.
– увеличение нагрузки на бюджет.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к следующим позитивным изменениям в отечественной экономике:
– росту занятости населения, и, как следствие, к снижению безработицы и повышению уровня жизни;
– активизации научно-технического прогресса и уровня образования;
– укреплению экономической и военной безопасности страны;
– росту спроса на товары внутреннего производства;
– развитию экономики страны, расширению производственных мощностей;
– сохранению валютной выручки внутри страны и, как следствие, росту валютных резервов и улучшению торгового баланса и др.
Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи дифференцированного ограничения импорта. Данная политика предполагает создание благоприятной среды для роста национальной промышленности высоких переделов. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Работа по снижению импортоемкости продукции является для современной России крайне актуальной. Иначе даже при объективном экономическом росте наши макроэкономические проблемы будут только усложняться. Одна из задач импортозамещения – снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и зависимости нашего экспорта от импортных компонентов.
Основным направлением должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную стоимость. А это, в свою очередь, означает, что емкий внутренний рынок нельзя формировать исключительно чужими «невидимыми руками».
Хотя сами задачи вовсе не новы (перед российской экономикой они стоят уже без малого 20 лет), но сегодня они приобретают особый смысл и значение. Если хотите, это вопрос выживания российской экономики. Поэтому их решение стоит того, чтобы объединить усилия предпринимательского и экспертного сообщества.
В декабре 2021 г. Евросоюз потребовал от России выплатить компенсацию в размере 290 миллиардов евро за "дискриминацию" европейских товаров с помощью политики импортозамещения, говорится в обращении на сайте ВТО. Согласно документу, Москва якобы долгое время разрабатывала меры, которые теперь ставят европейские компании в невыгодное положение при торговле с российскими государственными предприятиями и другими организациями. В частности, речь идет о системе коммерческих закупок. Отмечается, что Брюссель неоднократно поднимал этот вопрос во время двусторонних контактов и на форумах Всемирной торговой организации, но решения не последовало.
По данным ВТО, в 2019 году стоимость тендеров российских государственных предприятий составила 23,5 триллиона рублей, или около 290 миллиардов евро103, что эквивалентно примерно 20% ВВП страны. ЕС призвал российскую сторону отменить ограничения или привести их в соответствие с правилами организации, но в Москве считают, что эти меры не противоречат ее обязательствам.
Ранее США раскритиковали Россию за политику импортозамещения, назвав ее отходом от норм ВТО и пообещав принять ответные меры. Основные претензии Соединенных Штатов связаны с тем, что страна, на их взгляд, дает преференции для товаров и услуг собственного производства, реализует программу импортозамещения в IT-секторе, сохраняет "необоснованные научно" импортные ограничения в сельскохозяйственной отрасли, расширяет государственный контроль над экономикой и ужесточает торговые рестрикции. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова назвала обвинения США в нарушениях норм ВТО безосновательными.
В марте 2022 г. Госдумой был одобрен законопроект, направленный на преодоление западных санкций и создание условий для развития импортозамещения. Среди мер поддержки предпринимательства следует отметить введение моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса России в 2022 году, плановые проверки аккредитованных организаций в IT-отрасли до конца 2024 года, упрощение процедуру получения статуса участника свободной экономической зоны в Крыму, а также введение кредитных каникул для граждан и малого бизнеса, пострадавших от санкций до 31 сентября 2022 года.
Кроме того, медицинские организации получили возможность закупок большего количества товаров через электронный запрос котировок, а также в упрощенном порядке. Максимальную сумму закупки лекарств у одного поставщика повысили до 1,5 млн рублей.
Также в Россию могут приехать IT-специалисты из других стран, которых привлекут такие условия как отмена НДФЛ и налога на прибыль для части высокотехнологичных компаний. С помощью нового закона будут созданы и другие условия для развития импортозамещения104.
Государственная Дума на дополнительном пленарном заседании 4 марта 2022 г. приняла в первом и сразу в третьем, заключительном, чтениях законопроект Правительства РФ по поддержке граждан и бизнеса в условиях санкций. В соответствии с правовым актом, принятым законодателем, правительство получает полномочия по определению особенностей регулирования в сферах:
малого и среднего предпринимательства - в части изменения условий отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП;
государственного и муниципального контроля, по установлению особенностей по лицензированию, аккредитации, аттестации, проведению квалификационных экзаменов, государственной регистрации, а также иных разрешительных режимов
по установлению особенностей оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории РФ продукции требованиям технических регламентов, а также особенности ввоза в РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
по установлению особенностей в сфере создания объектов туристской инфраструктуры.
Кроме того, Правительство определит особенности предоставления государственных и муниципальных услуг, чтобы быстро реагировать на возможные технические ограничения, улучшить процедуры получения госуслуг и мер поддержки.
Также устанавливается полномочие Правительства по определению дополнительно к случаям, предусмотренным Законом о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ), иных случаев закупок у единого поставщика, легализация параллельного импорта путем освобождения от ответственности лиц, ввозящих и реализующих товары, включенные Правительством в специальный перечень.
Законопроектом также предлагаются ряд изменений в сфере финансово-банковской деятельности, которые будут действовать до 31декабря 2022 г105.
(Далее примеры из Белгородской области)