Файл: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский фармацевтический колледж Министерства здравоохранения Российской Федерации.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачей специалистов является коррекционная психологическая и педагогическая деятельность, направленная не только на ребенка, но и на его ближайшее окружение (семью, класс).[9]
Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическая успеваемость.[7]
С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся
продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.[14]
Задачей специалистов является сотрудничество со школами, в частности, классными руководителями таких подростков, а также помощь подросткам в профессиональном самоопределении и профориентации, определение их в различные образовательные учреждения, повышении мотивации на учебу и дальнейшее образование.[4]
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.[3]
Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях. Задачей психологов и педагогов является помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами (например, риск самораскрытия проявляется в личностно ориентированных и социально – психологических тренингах, физический риск – в занятиях спортом), а также в общем эмоциональном развитии ребенка.[13]
Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем.[5]
Очевидно, что запретить подростку общаться с такими друзьями – задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной наркотизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам и педагогам центров социально – психологической помощи. Когда дети считают, что от курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать и употреблять наркотики. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с существующими мифами типа «В любой момент я могу бросить», «От бутылки пива не становятся алкоголиками» и т.д.[10]
Мифы о наркотиках и наркоманах, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам и наркоманам.[5]
К сожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе.
Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода.», «Всегда первый.», «Свежий взгляд на вещи.» и т. п. прочно связывает в сознании подростка табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба.[8]
Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не наркотик![1]
Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.[11]
Таким образом, задачей психологов является коррекция подросткового самоотношения, повышение общей психологической устойчивости к действию как одного, так и группы взаимодействующих факторов наркотизации. Увы, широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труда наркотики можно найти на молодежных вечеринках, школьных дискотеках, в местах молодежных "тусовок". Даже в престижных школах наркотики часто продают на переменах сами же ученики.[12]
Сегодня от риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиеся по традиционным меркам благополучными. Поэтому чрезвычайно важно не "проспать" период начала употребления подростком наркотиков.[3]
Глава 2. Анализ употребления немедицинских наркотических и психотропных веществ подростками и изучение методов профилактики наркомании.
2.1. Изучить литературу и интернет источники по данной теме.
Для решения первой задачи нами были изучены литература, интернет источники по данной теме. Мы выяснили, что основными факторами риска развития наркомании среди подростков являются:
-
проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем -
употребление родителями психоактивных веществ -
высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье -
личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.) -
ранняя сексуальная активность, подростковая беременность -
проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников -
регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию -
невысокое качество медицинской помощи -
недоступность служб социальной помощи -
высокий уровень преступности в регионе
Так же мы определили профилактические мероприятия, проводимые медицинскими сестрами с подростками:
-
пропаганда здорового образа жизни и информирование о вреде наркотиков. -
формирование общественного мнения о недопустимости употребления наркотиков. -
информирование о государственной политике в области предупреждения и лечения наркомании. -
развитие направления психологической помощи подросткам и их адаптивных навыков.
2.2. Провести анализ данных тестирования подростков на предмет немедицинского употребления наркотических и психотропных веществ.
Следующим этапом нашего исследования, стал опрос подростков, отражающий их знания по вопросу употребления не медикаментозных наркотических веществ.
В исследовании принимали участие 32 юноша и 21 девушка в возрасте от 14 до 17 лет. Анкетирование проводилось анонимно, перед исследованием молодым людям подробно разъяснили цели и задачи анкетного опроса.
Распределение респондентов
Рис.1
На вопросы анкеты об употреблении наркотических средств. Мы получили следующие результаты: 78% опрошенных (41 человек) отрицали факт предложения попробовать не медикаментозные наркотические вещества; 22% опрошенных (12 человек) данный факт не скрывали.
Употребление наркотических средств Рис.2
Следовательно, большинство опрошенных, не употребляли не медикаментозные наркотические вещества. Подростки (22% опрошенных), которые употребляли не медикаментозные наркотические вещества, указывали, что продолжение приема наркотических средств мотивировалось отсутствием возникновения зависимости после первой пробы.
Следующий вопрос анкеты звучал о знакомых, друзьях родственников употребляющих наркотические средства. У 42% опрошенных (22 человека) среди друзей и сверстников есть регулярно принимающие, какие либо наркотические средства, данный факт отрицали 58% (31 человек).
Результаты анкетирования
Рис.3
Как показал анализ, у 42 % опрошенных есть знакомые, употребляющие не медикаментозные наркотические средства.
Далее мы решили узнать о том, знают ли подростки о последствиях употребление наркотических не медикаментозных веществ. Имели информацию о последствиях употребления не медикаментозных наркотических средств 86% опрошенных (44 человека), не знали о последствиях 14% опрошенных (9 человек).
Последствия употребление наркотических не медикаментозных веществ
Рис.4
На основании полученных данных следует, что большинство подростков знают о последствиях употребления не медикаментозных наркотических средств
Наиболее распространенными ответами о вреде употребления наркотических не медикаментозных средств были: слабоумие и нарушение работы ЦНС – 59% опрошенных (31 человека), возникновение инфекционных заболеваний – 17% опрошенных (9 человек), нарушение работы сердечно - сосудистой системы - 15% опрошенных (7 человек). Кроме прочих подростки считали, что последствиями могут быть заболевания дыхательной системы 2% опрошенных (2 человека), «много различных заболеваний» - 6% опрошенных (3 человека). И только 1% опрошенных (1 человек) из респондентов назвал опасным последствием возникновение наркотической зависимости.