Файл: Социальноправовая защита женщин в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1444

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


установление фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда;

обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям; укрепление здоровья женщин, создание условий для реализации женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства, развития системы охраны репродуктивного здоровья женщин, первичного медико-санитарного обслуживания с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов; расширение специализированной помощи женщинам и девочкам; предотвращение насилия в отношении женщин и защита жертв.

8 марта 2017 г. № 410-р была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2016 года в Российской Федерации проживали 146,5 млн. человек, из них 78,6 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны. Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и значительной экономической активностью. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте составляет 77 процентов, доля занятых женщин в общей численности занятого населения - 49 процентов.

В Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1, предусматривается обеспечение к 2030 году всестороннего и эффективного участия женщин в принятии решений в политической, экономической и общественной сферах жизни общества.


Российская Федерация в рамках работы в "Группе двадцати" наравне с другими странами этого объединения взяла на себя обязательство по принятию дополнительных мер, направленных на повышение занятости женщин, а также по созданию условий для их карьерного и профессионального роста. Укреплению позиций женщин в российском обществе способствовали меры, принятые в течение последних 10 лет, включающие:

  • совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин, в том числе в части вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей, а также с реализацией программы материнского (семейного) капитала; повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявлений о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении), а также за счет организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

  • поэтапное повышение оплаты труда в бюджетных секторах экономики, в которых заняты преимущественно женщины, - в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной защиты; создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудовой деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, закрепление на законодательном уровне положения о предоставлении по желанию лица, воспитывающего ребенка-инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время);

  • повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, введение родового сертификата, строительство перинатальных центров;

  • государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе с участием женщин;

  • последовательную государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН РФ

2.1 Права женщин Российской Федерации
Право на жизнь

Право на жизнь – одно из основных прав каждого человека, независимо от пола, согласно Конституции РФ (ст.20 п.1). В вопросах реализации этого права положение мужчин и женщин должно быть в основном равным.

Призывы покончить с ущемлением права женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность неоднократно звучали на самых высших международных форумах. В соответствии с рекомендацией Всемирной конференции по правам человека. Комиссией по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, а Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1993 года принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Много внимания было уделено этому вопросу и на Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.).

Право на здоровье

Состояние здоровья женщин во многом определяется наличием у них всего комплекса репродуктивных прав и возможностью ими пользоваться. Как указано в программе действий Международной конференции по народонаселению и в Платформе действий VI Всемирной конференции по положению женщин репродуктивные права включают право всех супружеских пар и индивидуумов свободно принимать ответственные решения о количестве своих детей, интервалах между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами. На этом пути к достижению репродуктивного здоровья населения, и особенно женщин, мир сталкивается с большим числом весьма существенных препятствий, т. к. вопросы репродуктивного здоровья переплетаются с вопросом о возрасте вступления в брак.

Так в России брачный возраст для мужчин и женщин установлен единый – 18 лет (ст.13 Семейного кодекса РФ). При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих заключить брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет.

Репродуктивное здоровье населения и в особенности женщин связано не только с широкой информацией о средствах планирования семьи, но и реальным доступом к таким средствам.

Конституция РФ (ст. 41) провозглашает право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако в реальной жизни ситуация развивается в ином направлении. Коммерциализация сферы медицинских услуг, децентрализация службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большему числу граждан становится недоступной квалифицированная медицинская помощь, в том числе в сфере репродуктивного здоровья.


Несмотря на принимаемые меры, остаются высокими показатели заболеваемости женского населения. В 2017 году инвалидами были впервые признаны 330 тыс. женщин (47 процентов всех впервые признанных инвалидами), из них 117 тыс. - в трудоспособном возрасте. За последние 10 лет количество женщин, которым поставлен диагноз "бесплодие", сохраняется на уровне 250 - 280 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет, в 2015 году этот диагноз поставлен впервые 94,2 тыс. женщин. В 2017 году зарегистрировано 319,3 тыс. случаев заболеваний женщин злокачественными новообразованиями, из них 20,9 процента - раком молочной железы. За последние 10 лет численность женщин с диагностированным раком молочной железы увеличилась на 32,5 процента. В 2017 году от этого заболевания умерли 22 тыс. женщин. В области снижения материнской смертности Российская Федерация добилась значительных успехов. Показатель материнской смертности за 1990 - 2017 годы снизился на 78,8 процента и составил в 2017 году 10,1 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми, при этом в 20 субъектах Российской Федерации случаи материнской смертности не зарегистрированы, в 8 регионах показатель материнской смертности составил менее 5 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, что соответствует уровню развитых стран.

Право на достоинство и личную неприкосновенность

Право на достоинство – одно из основополагающих прав человека. С него начинается Всеобщая декларация прав человека, в статье I которой сказано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». В том же ключе написана ст. 21 Конституции РФ. В ней сказано, что «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». При этом в первую очередь резюмируется недопустимость насилия в публичной сфере, которое в большинстве случаев является гендерно нейтральным. Иначе обстоит дело с насилием в частной сфере жизни, для женщин риск подвергнуться в этой сфере насилию во много раз выше.

Применительно к России сегодняшнего дня проблема насилия более чем актуальна, поскольку насилие в обществе приобрело возрастающие масштабы. В результате каждодневно попираются конституционные права граждан на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность. Это относится к гражданам любого пола и возраста. Однако для женщин острота проблемы насилия актуальна вдвойне, поскольку они становятся объектом насильственных действий во всех сферах жизнедеятельности (в семье, на работе).


Насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье, в общественных местах).

Вместе с тем официальная статистика не отражает полной картины преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации.

В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию. Однако кризисные центры, кризисные отделения, оказывающие помощь пострадавшим от насилия, созданы не во всех субъектах Российской Федерации. Недостаточно вовлечены в процесс оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, общественные организации и объединения.

Право на образование

Статья 43 Конституции РФ 1993 года провозглашает право каждого гражданина страны, независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств, на образование. гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование является обязательным. Что касается высшего образования, то его каждый может получить бесплатно лишь в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

При этом нельзя забывать, что вплоть до настоящего времени Российская Федерация продолжает пользоваться плодами наследства, доставшегося в области образования от Советского Союза. Как и раньше, работающие женщины имеют более высокий уровень образованности по сравнению с работающими мужчинами.

Современные женщины имеют высокий уровень образования, профессиональные и карьерные интересы, при этом воспитание детей и присмотр за ними, а также за членами семьи, требующими постоянного присмотра и ухода, в том числе по состоянию здоровья, осуществляются преимущественно женщинами, что создает трудности в совмещении ими семейных обязанностей и трудовой деятельности. Женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров (25 процентов среди докторов наук и 41 процент среди кандидатов наук). Однако научный и интеллектуальный потенциал женщин используется не в полной мере. В результате женщины недостаточно интегрируются в рынок труда,