Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В дальнейшем по сумме баллов выполненных заданий определялись общие результаты развития связной речи (см. Табл. 2):
Высокий уровень – 17-24 балла; Средний уровень – 9-16 баллов; Низкий уровень – 0-8 баллов
Таблица 2
Обобщенные результаты исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития связной речи | Количество детей (чел.) |
Низкий | 3 |
Средний | 5 |
Высокий | 2 |
Высокий уровень развития связной речи был зафиксирован у 2 детей. Дети верно формулировали основную мысль сказки, последовательно и точно строили описательный рассказ по картинкам, использовали в своей речи простые и распространенные предложения, существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.
Средний уровень развития связной речи был обнаружен у 5 детей. Дети смогли выразить основную мысль произведения, логично, связно и последовательно пересказывали сказку, а также составляли рассказ по картинкам, но при всем этом присутствовало небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи эти дети больше всего пользовались существительными и глаголами.
Низкий уровень развития связной речи был обнаружен у 3 детей. Дети неверно или непоследовательно, с нарушением структуры воспроизводили текст сказки, затруднялись в составлении рассказа по картинкам. Их речь характеризовалась многочисленными паузами, бедностью лексики, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.
Таким образом, анализ практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно:
-
значительно беден словарный запас; -
мало используют в речи распространенные предложения; -
большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений; -
в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения; -
при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника, именно, в русло развития умения правильно говорить, рассказывать.
В дальнейшем на основании полученных результатов была спланирована работа по обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Основные этапы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сочинения сказок
Исходя из полученных результатов сформированности связной речи старших дошкольников было выявлено, что не у всех детей достаточно сформирована связная речь. Для дальнейшей работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок был разработан план воспитательно-образовательной работы, опираясь на программные требования образовательной программы группы дошкольного образования. (Таблица 3)
Таблица 3
Комплекс упражнений, направленных на формирование связной речи старших дошкольников.
№ | Название | Содержание | Методы и приемы |
I этап. Накопление художественного материала. | |||
1 | Беседа по прочитанным сказкам | Закрепление знаний детей о знакомых сказках, используя различные виды театров. | Вопросы воспитателя, ответы детей, беседы. Ширма с кукольным театром, сказочные персонажи на подставках, маски, сказочная атрибутика. |
2 | «Нарисуй сказку» | Составление рисуночного плана к тексту, использование его при рассказывании. | Наглядные пособия, схемы, нарисованные детьми, рассказы детей. |
3 | «Незнайкины ошибки» | Помочь Незнайке исправить свои ошибки в рассказе «Зимний лес». | Игра-занятие, ответы детей. |
4 | «Расскажи сказку» | Пересказ сказки В.С. Сутеева «Под грибом», беседа по содержанию; творческое рассказывание по сюжетным картинкам. | Чтение художественной литературы, вопросы воспитателя, беседа, ответы детей. |
5 | Игра-викторина | Литературная викторина «В гостях у сказки» с различными заданиями для детей: отгадай сказку, сказочный кроссворд, угадай кто из какой сказки, сказки перепутались. | Кроссворд, картинки с изображением атрибутов сказок, иллюстрации сказочных героев. |
6 | Игра-драматизация | Драматизация сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» | Развивать интерес к театрализованной игре, путём активного вовлечения детей в игровые действия, желание попробовать себя в разных ролях. |
7 | Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе» | ||
II этап. Овладение творческим действием. | |||
1 | Пересказ рассказа близко к тексту | Пересказ короткого рассказа В.С. Сутеева «Добрая утка» близко к тексту, опираясь на схему. | Чтение рассказа «добрая утка», пересказы детей. Мольберт с иллюстрациями рассказа, картинки с изображениями домашних птиц. |
2 | Рассказ по картинкам | Составление детьми собственного оригинального речевого продукта посредством использования карт Проппа. | Карты Проппа, собственная придуманная сказка детей. |
3 | «Курочка ряба на новый лад» | На основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать ее, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания. | Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках. Беседы, обсуждения, рассказы детей. |
4 | «На поляне сказок» | Придумывание с детьми необычной концовки к известной сказке. | Занятие — игра, вопросы воспитателя, ответы детей, рассказы детей. |
5 | «Мы сочиняем сказку» | Составление небольших сказок коллективно, опираясь на предложенный план. | Рассказ и вопросы воспитателя, ответы и рассказы детей, беседы, обсуждение. |
III этап. Самостоятельное сочинение сказок. | |||
1 | «Домашняя сказка» | Совместное сочинение сказки детей с родителями на любую тему. | Собственные сказки детей. |
Реализация плана по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок происходила в несколько этапов:
- отбор материала в соответствии с особенностями восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста;
- использование модели в работе со сказками;
- осуществление воспитательно-образовательной работы ДОУ во взаимосвязи с организацией развивающего процесса в семейном воспитании.
В ходе развивающих занятий был сделан акцент на создание благоприятной речевой среды, активное включение детей в педагогическое взаимодействие, использование развивающего потенциала сказок.
Детям предлагались такие вопросы и задания по сказкам, чтобы они могли научиться выделять существенные стороны сказочного сюжета, научились описывать сказочных персонажей, логично излагать и придумывать самостоятельно сказки.
В ходе работы уделялось внимание обучению детей рассказыванию: пересказу знакомых сказок, составлению рассказа по картине, коллективному сочинению сказки, придумыванию необычных концовок знакомым сказкам.
Для всех занятий тщательно отбирались тесты сказок, подбирались темы. В игре – драматизации сказки «Кошкин дом» старалась развить интерес к театрализованной деятельности, совершенствовать диалогической речь.
На занятии по развитию речи дети придумали собственную сказку, используя карты В.Я. Проппа. Все дети принимали активное участие, предлагали свои варианты развития событий. Вот, что получилось:
«Жила-была, на опушке волшебного леса, фея Липочка. Она была очень красивая, добрая, веселая. Решила он как-то раз, пойти в лес, чтобы познакомится с его жителями.
Летала, она летала и видит на поляне стоит домик. В этом домике жил злой колдун Крипер. Все его в лесу боялись. Он ловил жителей леса и забирал у них их волшебную силу. Поймал Крипер Липочку и забрал у нее ее крылья.
Идет, печальная Липочка по лесу, плачет, не знает, как ей свои крылья вернуть. А на встречу ей Старичок Мухомор. Сразу он понял, почему так расстроена фея. Мухомор знал, как победить Крипера, и решил он помочь Липочке. Рассказал он Липочке, что для победы над Крипером ей необходимо раздобыть волшебное зелье, которое находится в дупле самого старого дерева в этом лесу. И пошли они вместе, добывать волшебное зелье.
Нашли они дерево, но никто не мог в дупло, где лежало зелье, залезть – слишком маленьким оно было для любого жителя волшебного леса. Но Липочка была меньше, жителей леса и она без проблем залезла в дупло и забрала волшебное зелье. Только это зелье могло лишить Крипера его колдовской силы.
Поздно ночью Липочка пробралась в домик Крипера и вылила зелье в воду. Утром колдун проснулся и выпил воды. Тут же раздался гром, громкий хлопок и волшебник исчез.
Ко всем жителям волшебного леса вернулись их силы, а к Липочке ее крылья. Она познакомилась с многими жителями волшебного леса и позже отправилась домой. С того дня, к ней каждый день приходили в гости ее новые друзья.»
С родителями была проведена консультация в виде собрания-беседы, где им рассказали, про пользу сочинения сказок с детьми, предложены способы сочинения сказок. И было предложено сочинить «Домашнюю сказку» со своим ребенком. Дальше все желающие дети рассказывали свои сказки в детском саду. Вот какие сказки получились у наших детей и и х родителей.
«Сказка про Белочку». Сочинила: Света Р.
Жила - была Белочка. И было ей очень грустно, так как она была одна. Ранним утром Белочка пошла в лес. Вдруг она встретила зайца. Они подружились и стали друзьями. Больше Белочка не грустила одна. И жила она в лесу вместе с зайчиком.
Сказка «Конь и лиса». Сочинила Аня П.
Жил – был конь. Любил он скакать по широким полям и лугам. Однажды ему встретилась лиса и захотела подружиться с ним.
Попросила она коня покатать её. Катал конь лису, катал. А лисе надоело кататься, взяла она его и укусила. Конь взбрыкнулся и сбросил лису. С тех пор конь с лисой не дружит.
Сказка «Приключения в лесу». Сочинила Степан Л.
Жили – были девочка и мальчик. Они пошли в лес за грибами. И увидели на полянке зайчика, решили его поймать, но зайчик убежал. Вдруг белочку заметили, она сидела на дереве и грызла орешки. Полез мальчик за белочкой на дерево, но белка ускакала.
Тут из гущи леса вышел медведь. Испугались дети и убежали со всех ног. Долго они бежали, пока не выбежали на поляну, где стояла избушка. В той избушке жила Баба-Яга. Схватила Баба-Яга детей, связала и стала огонь в печи разводить, чтобы суп с детьми сварить.
Мимо избушки пробегали зайчик и белочка, увидели они, что дети попали к Бабе-Яге в плен. Стало им ребят жалко, и они решили им помочь.
Когда Баба-Яга ушла за водой, зайчик и белочка развязали мальчика и девочку и вывели их на дорогу до дома.
Больше мальчик и девочка не гонялись за лесными жителями.
Сказка «Любопытная пчела». Сочинила Диана Г.
Жила-была пчела. Она была очень любопытная. Как-то раз она решила узнать, кто такой кот и полетела на его поиски. увидела пчела в оке одного дома большого рыжего кота, который грелся на солнышке. Подлетела пчела к коту и спрашивает: