Файл: Тема 10. Лучшие практики управления персоналом на государственной и муниципальной службе Управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он устанавливается и формируется как система административных органов, обеспечивающих, гарантирующих реализацию государственно-политических задач.
Если принятие решений – это прерогатива политики, то реализация, обеспечение их исполнения
– прерогатива государственной службы, т.е. государственная служба представляет собой процесс осуществления государственной власти, административно-процессуальную форму государственного управления.
Можно выделить следующие функции государственной
службы:
1.
Управление как процесс обеспечения законности и правопорядка, стабильности и развития общества.
2.
Ведение государственных дел, обеспечение работоспособности всех ветвей власти.
3.
Исполнение законов и обеспечение исполнения законов.
4.
Регулирование в определенной сфере.
Исходя из такого понимания государственной службы, можно определить, кто является государственным служащим. Это гражданин страны, исполняющий в порядке, установленном законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета.
В приведенном определении четко сформулированы три основных признака государственного служащего:
 гражданство как юридическая и политическая связь с государством;
 замещение должности государственной службы, исполнение соответствующих должностных обязанностей;
 получение денежного вознаграждения за счет средств государственного бюджета как единственного источника дохода.
Таким образом, государственная служба может пониматься двояко: во-первых, это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы, направленная на обеспечение исполнения функций государственного управления; во- вторых, это институт ведения публичных дел, институт реализации законов и функций государства, представляющий собой систему административных органов, обеспечивающих, гарантирующих реализацию государственно-политических задач.

Подходы к пониманию государственной службы:
Политический
подход
Деятельностный
подход
Институциональный
подход
Подход к
определению
государственной
службы
Инструмент, используемый политической властью для исполнения своих полномочий по управлению обществом.
Особый вид профессиональной деятельности
Система административных органов, гарантирующих реализацию государственно- политических задач и активно взаимодействующих с обществом
Выделяемые
характеристики
государственной
службы
Система, обеспечивающая аппаратную поддержку политическим руководителям и оказывающая разнообразные услуги населению
Профессиональная служебная деятельность, регулируемая специальными законами, связанная с определенными ограничениями и запретами
Институт, имеющий строго подзаконный характер. Как любой социально- политический институт обладает рядом функций, целей и задач
Понимание
сущности
государственной
службы
Система реализации политико- управленческих решений
Процесс исполнения полномочий органов государственной власти и управления
Институт ведения публичных дел, реализации законов и функций государства
Политики и государственные служащие:
Критерии отличия Политики
Государственные
служащие
Источник власти
Народ
Властно-политическая элита
Природа мандата
Первичный (выборы, народное представительство)
Вторичный
(назначение на должность)
Сфера деятельности Разработка политики, т.е. курса развития общества
Реализация политики
Формы контроля
Общественный
Административный
Критерии оценки
Соответствие воле избирателей
Соответствие законам и предписаниям
Методы воздействия Политические
Административные


Вопрос 2. Развитие института государственной службы в
рамках административных преобразований в современной
России.
Объективно можно считать, что сколько существует государство, столько же существуют и люди, служащие ему. Однако говорить о государственной службе как о самостоятельном виде профессиональной деятельности и, тем более, как о самостоятельном социально-политическом институте можно только тогда, когда в государстве возникает профессиональный аппарат управления.
Потребность в нем возникает с усложнением системы государственного управления, расширением пределов государства, возникновением у него новых функций.
Институт государственной службы в России имеет долгую и непростую историю становления и развития, которая неотделима от истории самого Российского государства. Безусловно, характер государственной власти (форма правления, политический режим в конкретный исторический период, иногда, в конце концов, и личность правителя) существенным образом влиял (и влияет) на характер государственной службы.
Основные этапы развития института государственной
службы в России:
Этап
Хронологические
рамки
Отличительные
черты
государственной службы
Служилое государство в допетровской
России
2-я половина XV – конец XVII в.
Складывание
Государева двора
(XIV—XV вв.) как совокупности всех высших служилых чинов
Московского государства.
Служба при Государевом дворе и в отраслевых органах управления
(приказах) была неотделима от военной службы, а дворянское ополчение составляло основу русской армии.
Служилые люди, как и другие сословия, отличались своими обязанностями, а не правами, и сформировались в особое корпоративно-профессиональное сообщество (в первую очередь – дьяки и подьячие).

Ключевым принципом назначения на должности государственной службы в этот период выступает принцип служебно-родового старшинства – местничества, т.е. права дворянина занимать то или иное место исходя из знатности и родовитости.
Имперская бюрократия
Начало XVIII –
1917 г.
В начале XVIII в. на смену местничеству приходят принципы
выслуги и служебной пригодности.
Служба становится регулярной, обязательной (до 1761 г.) и, вне зависимости от происхождения, начинается с низшего (XIV) класса.
Иерархия военных, статских
(гражданских) и придворных чинов закрепляется в Табели о рангах 1724 г.
Чин присваивался в соответствии с замещаемой должностью.
При Николае I государственная служба становится доступной для лиц недворянского происхождения, вводится практика экзаменов на получение чина, уточняются квалификационные требования к отдельным должностям, устанавливается действенный механизм ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими своих обязанностей.
Именно в это время впервые в
России был разработан механизм прогнозирования потребности государства в служащих определенного профессионального профиля, кадровые службы разрабатывали своего рода перспективные планы подготовки специалистов, замещения вакантных должностей, укрепления слабых звеньев управленческой вертикали

более подготовленными чиновниками. Все это заложило основу того, что в настоящее время называется
системой
кадрового
аудита на государственной службе.
В правление Николая I впервые начинает использоваться процедура
конкурса на замещение должностей
государственной службы. Так, Сенат разрешал кадровым подразделениям министерств и губернских правлений выдвигать
«отличившихся» на замещение вакантных должностей 14- го класса на конкурсной основе.
Подобное назначение открывало перед бывшими канцелярскими служащими возможность для карьеры уже в составе классного чиновничества, а также для получения дворянства.
Советская номенклатурная бюрократия
1917-1991 гг.
Формирование в 20-30-хх гг. XX в. партийно-номенклатурной бюрократии советского типа.
Отношения между государством и служащими государственных органов регулировались не специальными нормативными правовыми актами, а трудовым законодательством.
Ключевой принцип при назначении на должности – номенклатурный (т.е. принадлежность к партийной либо ведомственной номенклатуре) при определяющей роли непрофессиональных факторов
(анкетных данных, социального происхождения, партийной принадлежности и т.п.).
Государственная служба
Российской
Федерации
1991 г. – наст. время
Институт государственной службы был восстановлен в России после
1991 г. принятием Положения о федеральной государственной службе Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от 22 декабря

1993 г № 2267). Начиная с этого времени в нашей стране практически не прерывались административные преобразования, а вместе с ними не прерывался и процесс реформирования государственной службы.
Принятие в
2003-2005 гг. действующего законодательства о государственной службе, его непрерывное совершенствование.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое государственная служба?
2.
Кто такой государственный служащий и каковы его признаки?
3.
Каковы «контуры» современной модели государственной службы и ее отличительные черты?
4.
Какие ключевые проблемы в развитии государственной службы в России на нынешнем этапе вы можете выделить?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 1.
Управление персоналом как элемент
и механизм организации и реализации государственной кадровой
политики
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Ознакомление с теоретическими основами управления персоналом на государственной и муниципальной службе;
– Освоение базовых понятий в сфере управления персоналом в системе государственной и муниципальной службы.
Задачи изучения темы:
 освоение основных понятий, применяемых в работе кадровых служб органов власти;
 изучение базовых управленческих доктрин, применяемых в современной практике управления персоналом;
 изучение особенностей государственной службы как объекта кадровой политики.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
 основные понятия, связанные управлением персоналом на государственной и муниципальной службе;
 основные проблемы, связанные с формированием и реализацией кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления;
 содержание и специфику кадровой работы в органах государственной власти и местного самоуправления;
 основные доктрины управления персоналом, их достоинства и недостатки.

Уметь:
 конкретизировать цели и задачи управления персоналом применительно к специфике работы того или иного органа государственной власти или местного самоуправления;
 формулировать предложения по совершенствованию системы управления персоналом в органе государственной власти или местного самоуправления.
Учебные вопросы темы:
1.
Особенности и основные элементы кадрового обеспечения государственной службы.
2.
Цели, задачи, приоритеты управления персоналом в органах государственной власти.
3.
Актуальность модернизации управления персоналом государственной службы.
Вопрос 1. Особенности и основные элементы кадрового
обеспечения государственной службы.
Государственная кадровая политика в сфере государственной (муниципальной) службы
Кадровая политика органа государственной власти (местного самоуправления)
Кадровое планирование, осуществляемое руководителем органа государственной власти (местного самоуправления) при участии кадровой службы


Одной из основных проблем государственной службы, требующей решения, по мнению большинства экспертов, следует считать недостаточную эффективность кадровой политики в сфере государственной службы.
Кадровая политика
В широком смысле:
В узком смысле:
Система принципов и норм
(которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации.
Набор конкретных правил, способов, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации – в том числе алгоритмы работы с персоналом, механизмы реализации отдельных кадровых мероприятий, перечень методов работы с персоналом и т.д.
Кадровая политика на государственной службе – деятельность государственных органов, их руководителей, работников кадровых подразделений по реализации кадровой стратегии, направленная на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед государственными органами.
Этапы построения кадровой политики.
Кадровая работа – деятельность кадровой службы по реализации кадровой политики руководства органа государственной власти (местного самоуправления)
1. Рефлексия
2. Нормирование
3.
Программирование
4. Мониторинг персонала

На первом этапе происходит осознание присутствующих в конкретном коллективе стереотипов в отношении наиважнейших параметров профессиональной культуры (миссия и цель организации в целом и по отдельным направлениям, стратегия развития, используемые технологии и т.д.).
На этапе нормирования формулируются общие принципы и цели работы с персоналом в соответствии с целями, ценностями и стратегией развития организации.
Этап программирования означает построение системы процедур и мероприятий — кадровых технологий.
Наконец, в рамках мониторинга персонала происходит отработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала, а также оценка эффективности этих мер.
Особенно важно отследить взаимосвязь кадровой политики государственного (муниципального) органа с общей стратегией его развития. В настоящее время выделяют три концепции такой взаимосвязи:
Стратегия
управления
персоналом
определяется
стратегией
государственного
(муниципального)
органа.
Стратегия
управления
персоналом
является
центральной, не
зависящей от
стратегии
государственного
(муниципального)
органа.
Стратегия-синтез
Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации персонала.
Служащие государственного
(муниципального) органа рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых, в зависимости от их качества и способностей, можно решать различные задачи. В данном случае стратегия кадровой политики зависит от
Стратегия государственного
(муниципального) органа сопоставляется с имеющимися и потенциальными кадровыми ресурсами, определяется ее соответствие направлениям кадровой политики.