Файл: Тема 10. Лучшие практики управления персоналом на государственной и муниципальной службе Управление персоналом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ 79-ФЗ, что обусловлено общностью задач государственной гражданской и муниципальной службы, во многом похожей спецификой профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, а также упоминавшимся выше принципом их взаимосвязи.
Наконец, принципиальное значение имеет четвертая глава закона, в которой последовательно раскрываются принципы и правила поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
Дальнейший анализ аналогичных положений законодательства о государственной гражданской службе наглядно свидетельствует, с одной стороны, о схожести основных этапов
«жизненного цикла» государственного гражданского и муниципального служащего и, с другой стороны, — об имеющихся принципиальных различиях в процедурах приема на муниципальную службу, прохождения аттестации, должностного роста и т.д. Главной проблемой здесь, как представляется, выступает все та же проблема правоприменения, связанная с возможными коллизиями между трудовым и специальным, федеральным и региональным законодательством, а также большим количеством отсылочных норм.
Вопрос 3. Значение локальных нормативных актов в
системе управления персоналом на государственной и
муниципальной службе.
Закон предусматривает, помимо служебного контракта, закрепление прав, обязанностей и компетенции государственного гражданского служащего в должностном регламенте. Должностной регламент (согласно ст. 47 Закона № 79-ФЗ) включает в себя: квалификационные требования, должностные обязанности и показатели результативности, права, ответственность, перечень вопросов для самостоятельного решения, сроки и процедуры, порядок служебных взаимодействий, перечень оказываемых услуг, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
Должностной регламент является приложением к служебному контракту, его неотъемлемой частью. В ст. 23 Закона № 79-ФЗ говорится:
«гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий, при заключении служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа».
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы конституционно-правовые основы государственной службы в Российской Федерации?
2.
Какие федеральные законы, подзаконные акты определяют основы управления персоналом на государственной службе?
3.
В чем специфика правового регулирования управления персоналом на муниципальной службе?
4.
Какова роль актов представителя нанимателя в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 2.
Управление персоналом государственной службы как
профессиональная деятельность
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Уяснение обучающимися особенностей государственной службы как особого вида профессиональной деятельности.
Задачи изучения темы:
рассмотрение ключевых подходов к пониманию сущности государственной службы;
изучение основных этапов развития института государственной службы в России, в т. ч. в контексте административных преобразований последних десятилетий.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
основные теоретические подходы к изучению государственной службы;
основные этапы развития института государственной службы в России и исторические факторы, обусловившие его специфику.
Уметь:
• выделять ключевые функции современного института государственной службы.
Владеть:
навыками анализа предпосылок и основных тенденций развития института государственной службы в России и в мире.
Учебные вопросы темы:
1.
Государственная служба как социально-правовой институт и как вид профессиональной деятельности.
2.
Развитие института государственной службы в рамках административных преобразований в современной России.
Вопрос 1. Государственная служба как социально-правовой
институт и как вид профессиональной деятельности.
Определение места и роли государственной службы в системе публичной власти и управления было и остается актуальнейшей теоретической и практической проблемой науки государственного управления. Решение данной проблемы во многом определяет специфику развития национальной государственности, характер и механизм взаимоотношений власти и общества, эффективность государственной политики, качество жизни граждан.
По своей сути государственная служба — это механизм осуществления государственной власти, т.е. проводник решений и действий субъектов государственно-политического управления. Это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Государственная служба представляется как один из ключевых институтов системы государственного управления, наряду с такими институтами, как правительство, парламент, судебная система и др. Но в отличие от них государственная служба не является институтом государственно-политического управления, хотя, безусловно, в рамках единой системы государственного управления она тесно взаимодействует как с властно-политическими, так и с общественными институтами.
Если абсолютизировать деятельностный аспект при исследовании феномена государственной службы, то последнюю легко отождествить с государственным администрированием, т.е. практической деятельностью государственных органов, технологическим процессом подготовки, принятия и исполнения управленческих решений. Приравненная к администрированию, государственная служба низводится до уровня механизма обеспечения управления.
«Технологичное» восприятие государственной службы легло в основу деятельностного подхода в административно-управленческой науке. В рамках обозначенного подхода государственная служба определяется как процесс обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти и управления.
Деятельностный подход к осмыслению государственной службы приобрел особенную популярность в конце XX в. Период относительной политической стабильности западных демократий позволил высшему руководству этих государств вплотную заняться проблематикой совершенствования административного аппарата, вследствие чего прорыв в управлении делами государства был сделан в первую очередь на «технологическом» уровне государственной службы. Деятельностный подход способствует совершенствованию механизма, инструментов, технологий государственной службы, и в этом видится его несомненное достоинство.
Весьма распространенный в наши дни в России политический
подход также рассматривает государственную службу, прежде всего, как политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба (и в первую очередь государственная гражданская служба) на деле является обслуживающей структурой.
Она сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной стороны, обеспечивает политическим руководителям (представителям нанимателя) аппаратные услуги относительно информационных, организационных, технологических, документационных, финансово- экономических, хозяйственных и других государственных функций; с другой — оказывает разнообразные услуги населению (справки, выписки, регистрации, лицензирование, сертификация, идентификация, маркирование и пр.).
Однако отношение к государственной службе как к процессу обеспечения политики на практике нередко низводит ее до уровня
«служанки» носителей государственной власти, что не отражает объективной реальности, и потому особенно опасно в странах с нестабильным политическим режимом и
(или) сильными авторитарными традициями, к числу которых относится и Россия.
Как демонстрирует мировая практика государственного строительства, государственная служба — явление гораздо более сложное, чем просто обеспечение исполнения политических решений.
Это комплексный социокульутрный, политико-административный, правовой феномен, существенно и разнопланово влияющий на субъекты, сущность, характер, качество государственной политики.
В связи с этим представляется интересным институциональный
подход к государственной службе, в соответствии с которым она трактуется как институт ведения публичных дел, реализации законов и функций государства. Государственная служба представляет собой систему административных органов, гарантирующих реализацию политического курса развития страны и активно взаимодействующую как с государственно-политическими институтами, так и с обществом.
Безусловно, исторически первичное предназначение государственной службы — быть механизмом реализации государственной политики, т.е. воздействовать на общество «сверху
вниз», в интересах носителя государственной власти. Действительно, во всех государствах создание института государственной службы диктуется необходимостью субъектов политической власти реализовывать свои решения.
Вместе с тем в процессе управленческой деятельности служащие регулярно и непосредственно взаимодействуют с самыми широкими слоями общества, таким образом, аккумулируя импульсы со стороны общественности и сообщая их власти, «снизу-вверх». Тем самым проявляется еще один аспект миссии института государственной службы: доносить до государственной власти потребности и интересы общественности, выступать «проводником» общественных интересов к власти, тем самым содействуя демократизации общества.
Однако указанное социально-политическое предназначение институт государственной службы может реализовать эффективно только в государстве с публичной политической властью и высоким уровнем государственно-управленческой культуры. С одной стороны, административно-служебный аппарат должен создаваться и функционировать под руководством демократически учрежденной, в интересах общества мыслящей и действующей элиты. С другой стороны, требуется высокая культура государственного управления, ценности которой разделяли и реализовывали бы все государственные служащие.
Сегодня концепция государственной службы как публично- правового института состоит в следующем:
1.
Народ — единственный источник государственной власти и носитель суверенитета — делегирует полномочия по управлению государством институтам государственно-политической власти и государственным служащим.
2.
Каждый гражданин государства имеет право допуска на общих равных основаниях к государственной службе.
3.
Практикуются действенные формы и технологии общественного контроля за деятельностью государственных служащих.
4.
Государственная служба имеет строго подзаконный характер.
Это означает, что:
система государственных органов устанавливается только на основании норм права (законов или нормативных правовых актов главы государства);
каждый государственный служащий обязан действовать, руководствуясь только нормами права и должностным регламентом;
государственная служба представляет собой правоприменительную, а не правотворческую деятельность.
Таким образом, государственная служба – это институт ведения публичных дел, институт реализации законов и функций государства.
Вместе с тем в процессе управленческой деятельности служащие регулярно и непосредственно взаимодействуют с самыми широкими слоями общества, таким образом, аккумулируя импульсы со стороны общественности и сообщая их власти, «снизу-вверх». Тем самым проявляется еще один аспект миссии института государственной службы: доносить до государственной власти потребности и интересы общественности, выступать «проводником» общественных интересов к власти, тем самым содействуя демократизации общества.
Однако указанное социально-политическое предназначение институт государственной службы может реализовать эффективно только в государстве с публичной политической властью и высоким уровнем государственно-управленческой культуры. С одной стороны, административно-служебный аппарат должен создаваться и функционировать под руководством демократически учрежденной, в интересах общества мыслящей и действующей элиты. С другой стороны, требуется высокая культура государственного управления, ценности которой разделяли и реализовывали бы все государственные служащие.
Сегодня концепция государственной службы как публично- правового института состоит в следующем:
1.
Народ — единственный источник государственной власти и носитель суверенитета — делегирует полномочия по управлению государством институтам государственно-политической власти и государственным служащим.
2.
Каждый гражданин государства имеет право допуска на общих равных основаниях к государственной службе.
3.
Практикуются действенные формы и технологии общественного контроля за деятельностью государственных служащих.
4.
Государственная служба имеет строго подзаконный характер.
Это означает, что:
система государственных органов устанавливается только на основании норм права (законов или нормативных правовых актов главы государства);
каждый государственный служащий обязан действовать, руководствуясь только нормами права и должностным регламентом;
государственная служба представляет собой правоприменительную, а не правотворческую деятельность.
Таким образом, государственная служба – это институт ведения публичных дел, институт реализации законов и функций государства.