Файл: Практическое 4 Психология темперамента, характера и способностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Путем разумного воспитания можно помочь ребенку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, научить его быть ответственным за свои обещания.
Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности.
С холериками предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований – совет, намек и т.п. Публичное порицание, да еще резким тоном, у холерика вызывает взрыв, агрессию.
От учеников педагог должен постоянно мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.
Исследования показывают, что меньше проблем в семейных отношениях возникает у людей с противоположными типами темперамента, потому что они дополняют друг друга (не путать с диаметрально противоположными).
Например, сангвиники и флегматики (С+Ф) или холерики и флегматики (Х+Ф). Более «уживчивы» в союзе флегматики, как мужчины так и женщины, они стараются сохранять семью даже в сложных жизненных ситуациях, дорожат ей. Они умеют контролировать свои эмоции, сдерживать себя, внешне не показывать, хоть «на душе и кошки скребут» . В большинстве своём они – однолюбы.
Сангвиники (С+С) в семейных отношениях также устойчивы, потому что жизнелюбивы, умеют приспосабливаться к ситуации и более легко относятся к конфликтам, рассудительны. Они обладают хорошим чувством юмора, веселы и активны. Долго не хранят обид, потому что живут настоящим, а не прошлым.
2. Понятие о характере (определение, теории, соотношение с темпераментом, проявления; структура и взаимосвязь со всеми подструктурами личности; акцентуации характера, проблема его воспитания и самовоспитания)
Характер (от греч. chararter –«печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Характер является структурой стойких и относительно постоянных психических свойств, способных определять особенности отношений и поведения людей. Одной из распространенных теорий характера считается теория немецкого психолога Э. Кречмера. Он считал, что характер человека зависит от телосложения и описывал три типа телосложения и три типа характера, соответствующие им.
Астеники — это худые люди, имеющие средний или высокий рост (за счет длинных ног), узкие плечи, тонкие руки и кисти, длинную и узкую грудную клетку. Их живот лишен жира. Для такого типа телосложения свойственен тип характера шизотим.
Пикники – это люди среднего роста, имеющие плотную фигуру. У них глубокая грудная клетка переходит в массивный живот, склонный к ожирению. Для такого типа телосложения свойственен тип характера циклотим.
Атлетики имеют средний или высокий рост, широкие плечи. У них широкая грудная клетка и упругий живот. Для такого типа телосложения свойственен тип характера иксотим.
Еще одна концепция была разработана А. Ф. Лазурским, который рассматривал следующие три типа характера: приспосабливающийся, приспособившийся и недостаточно приспособившийся. Приспосабливающиеся люди хотят приспособить среду к своим запросам и потребностям. Их идеалы представлены альтруизмом, индуктивным и дедуктивным знанием, красотой, религией, общественным и государственным началом, внешней деятельностью и инициативой, системой и организацией, властью и борьбой. Для приспособившихся характеров присуще взаимное влияние среды и человека. Психосоциальные категории представлены непрактичными теоретиками-идеалистами (например, учеными, художниками, религиозными созерцателями, практиками-реалистами и др.). Недостаточно приспособившиеся люди характеризуются пассивным приспособлением. В рамках среды их отличает преобладание психофизиологических функций (например, рассудочный, аффективный, подвижный, импульсивный и др.).
Рассмотрим еще одну классификацию типов характеров, которую разработал Фромм. Она включает следующие типы: Рецептивный, Эксплуатирующий, Накапливающий, Рыночный, Продуктивный.
Рецептивный тип убежден, что источник всего хорошего находится снаружи. Этот человек открыто зависим и пассивен, он не способен делать что-то без посторонней помощи. Эксплуатирующий тип берет все, что ему необходимо и о чем он мечтает. В этом ему помогает сила или изобретательность.
Накапливающий тип пытается обладать большим количеством материальных благ, любви, власти, стремясь исключить любые покушения на свои накопления.
Рыночный тип убежден, что оценка личности происходит с точки зрения товара, который продается или выгодно обменивается.
Продуктивный характер с точки зрения Фромма обладает независимостью, честностью, спокойствием, творческим характером. Такой человек совершает социально-полезные поступки.
Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Характер – это достаточно инертная особенность, но гораздо динамичнее, чем темперамент. Темперамент воздействует на то, в какой форме и как проявляется характер.
Выделяют четыре группы мнений: 1) отождествление темперамента и характера; 2) противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений; 3) признание темперамента элементом характера; 4) признание темперамента основной природой характера.
1 Кречмер - выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу отождествляет его с характером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер».
2 Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.
Развитие личности при этом совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.
3 Сторонники третьей точки зрения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л. С. Выготскому, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.
Сложность окончательного решения этого вопроса состоит в том, что нет четкого понимания того, что собой представляет и темперамент, и характер, какие свойства относятся к тому и другому.
По В. М. Русалову, «развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.). т. е. в процессе воспитания и тренировки. Однако четкого различения темперамента и характера нет и у В. М. Русанова.
существуют черты характера, которые могут быть при любом типе темперамента: честность, доброта, вежливость или наоборот, лживость, жадность, грубость.
Структура характера определяется свойствами, которые выражают его цельную, системную природу. Структурные свойства характера вне его системы отношений не существуют. Раскроем их:
1. Степень глубины: к более глубоким свойствам характера относятся те отношения, которые определяют главные, занимающие центральное место в структуре личности. У одних это могут быть отношения к труду, у других - отношения к себе, у третьих – отношения к другим людям и т.д. Глубокие свойства характера притягивают подобно магниту к себе все остальные его свойства, создавая ему качество целостности.
2. Сила или активность характера определятся тем, насколько свойства характера позволяют человеку сохранить свою независимость, автономность и целостность, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства и условия. По этому показателю проводят различие между людьми с сильным и слабым характером.
3. Степень устойчивости и изменчивости (пластичности) характера. Устойчивость необходима человеку, чтобы сохранить свою целостность вопреки противодействующим жизненным условиям. Если характер не обладает устойчивостью и индивид вынужден, каждый раз при изменении внешних условий менять его, то он может в конечном счете не раскрыть себя как личность, не реализовать свои способности и дарования и в конечном счете потерять интерес к жизни.
4. Однако необходимым условием развития личности выступает и пластичность её характера. Представьте себе человека, имеющий настолько устойчивый характер, что он у него не меняется до такой степени, что вызывает различные самоограничения и узость интересов и притязаний, а также создает проблемы в общении с окружающими.
Отметим главное: степень устойчивости и пластичности всегда имеет индивидуальное своеобразие, обнаруживая себя как свойство структуры характера в целом. Так, говоря об устойчивости, необходимо учитывать, какие свойства характера являются главными для той или иной личности, а также насколько этот индивид имеет сильный характер. Имеется немало случаев очень серьезной, иногда коренной перестройки сложившегося характера. Но какие бы преобразования не претерпевал характер в жизни человека, он обычно сохраняет устойчивость в основных, наиболее общих своих особенностях.
Однако, говоря о структуре характера, необходимо видеть его относительную целостность. И обусловлено это тем, что системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях может быть присуще качество цельности (цельный, гармоничный характер), в других случаях – качество дисгармонии (акцентуации).
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. А.Е. Личко выделяет типы акцентуации, каждая из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.
Акцентуации характера часто встречается у подростков и юношей (50– 80 %). В связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту, целесообразно рассмотреть их классификацию на примере подростков.
Так, А.Е. Личко предложил следующие типы акцентуации:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, клонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недисциплинированность, учатся неровно.
2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они предпочитают находиться дома вместо того чтобы гулять со сверстниками.
3. Лабильный тип. Он крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. От их настроения многое зависит в их психике и поведении.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему окружающему. Они не любят больших кампаний, слишком азартных, подвижных игр. Они отличаются послушанием и большой привязанностью к родителям.
6. Психостенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценке поведения других людей. Они, однако, нередко больше бывают сильны на словах, а не на деле.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие интереса к ним.