Файл: Практическое 4 Психология темперамента, характера и способностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, неспособными дать отпор.

9. Истероидный тип. Главная его черта – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисвоке.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью и праздности.

11. Конформный тип. Он демонстрирует бездумное, некритическое, а часто коньюнктурное подчинение любым авторитета, большинству в группе.

Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать, и предвидеть специфические особенности поведения людей
3. Понятие о способностях (их качеств. и количеств хар-ка, классификация видов способностей; задатки и способности, их формирование и развитие; уровни способностей)
Способности – это в психологии свойства психики человека, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, которые позволяют ему с особой быстротой и успешностью осваивать новые знания, умения и навыки в конкретной области деятельности.

У людей, которые обладают определенными способностями (в конкретной сфере деятельности), скорость освоения новых знаний и умений в несколько раз превышает эффективность развития в данной сфере тех людей, которые не обладают такими способностями.

Количественная характеристика способностей отвечает на вопрос – насколько способности развиты?

Качественная – в какой среде легче найти себя? Какой вид деятельности вам подходит?

Качественные различия способностей, по мнению Б.М. Теплова (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961), выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй - в другой, не только в том, что один человек проявляет технические, а другой - музыкальные способности, и не только в том выражаются они, что и в пределах музыкальных способностей один проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а другой - к деятельности пианиста- исполнителя. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных ладей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. В то же время, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.


Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.

Виды способностей:

1-общие – предполагают качества личности, отвечающие требованиям не одной, а многим видам деятельности. Могут быть ярко выраженными, что дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей. Являются вполне конкретными психологическими проявлениями (художественный, мыслительный, средний)

2-специальные – предполагают специальные, редкие, узкие, отдельные качества, отвечающие более узкому кругу требованиям данной деятельности. Обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.

Задатки – природные предпосылки способностей. Задаток – это строение мозга, органы чувств и движения, особенности нервной системы.

Задатки – врожденные возможности развития морфологических и анатомо – физиологических и психологических свойств индивида. К задаткам относят: типологические свойства НС, уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, варианты строения коры головного мозга.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни способностей.

При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития. Таким образом выделяют:



1) Одаренность - Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.

2) Талант - Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

3) Гениальность – высшая ступень талантливости. Способность создавать что – то принципиально новое в общественной жизни, науке, литературе и тд. Продукты творчества гениального человека становятся необходимыми в данной отрасли.