Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»


Методические указания и задания

к занятиям семинарского типа, контрольной
и самостоятельной работе по дисциплине:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся
направления подготовки

09.03.03 Прикладная информатика,

направленность (профиль):

Прикладная информатика в информационной сфере

Новосибирск
2022


Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика / [сост. Е.Г. Шеметова, канд. техн. наук, доцент]; АНОО ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск, 2022. – 46с.

Рецензент Е.Л. Мальгин, канд. пед. наук, доцент кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции


Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе утверждены и рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедрой технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, протокол от 25 мая 2022 г., № 10.

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………. 4

2. Темы и их краткое содержание…………………………………………… 5

3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работы ………………………………………….11

4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...50

5. Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы ………………………………
51

6. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства…………………….51

7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся…………………………………..………………………….................….51

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина относится к обязательной части учебного плана.

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при прохождении эксплуатационной практики.

Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование знаний и умений по безопасности жизнедеятельности, способствующих подготовке выпускника, осуществляющего деятельность в области системного анализа прикладного характера, разработки проектов автоматизации и информатизации, выполнению работ по созданию модификации, внедрению и сопровождению информационных систем.

Освоение дисциплины способствует подготовке выпускника к решению следующих типов задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий, проектный, а именно:

­ - ознакомление с правовыми, организационными и экономическими основами обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека в условиях чрезвычайной ситуации;

- усвоение правил внутреннего трудового распорядка;

­ - раскрытие потенциальных источников чрезвычайной ситуации, катастрофы;

­ - исследование методов предотвращения или уменьшения воздействия на человека поражающих факторов ЧС; требований охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности;

­ - обучение персонала правилам поведения в условиях чрезвычайной ситуации, основным методам и средствам защиты оказанию первой помощи;

­ - отработка приемов первой медицинской помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации;

­ - изучение методов защиты производственных объектов и технических систем от возможных последствий ЧС;

- разработка мероприятий по созданию безопасных условий жизнедеятельности; прогнозированию стихийных бедствий и построение моделей последствий ЧС.

Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности » предназначены для работы студентов на практических и лабораторных занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе литературных источников и нормативных актов, приобретения практических навыков, а также выполнения контрольной работы для студентов очной и заочной форм обучения.



В основу изучения дисциплины положены такие темы, как

общие вопросы безопасности жизнедеятельности:

нормативные документы и требования охраны труда в области профессиональной деятельности. Понятие внутреннего трудового порядка;

производственная санитария: микроклимат и освещение производственных помещений. Гигиенические нормы микроклимата и освещенности рабочей зоны;

санитарно-защитные мероприятия при акустическом загрязнении воздушной среды: методы и средства защиты в условиях повышенного шума и вибрации;

нормы санитарии и гигиены электробезопасности для персонала и населения; приемы первой помощи при поражении электрическим током; защита в электроустановках на случай чрезвычайной ситуации;

обеспечение пожарной безопасности производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации;

защита производственного персонала и населения от опасных факторов комплексного характера (оценка очагов АХОВ и РВ); приемы первой помощи; меры обеспечения безопасности студентов образовательных учреждений в условиях ЧС;

основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни производственного персонала и населения. Организация рабочих мест с персональными компьютерами;

основные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты населения (СИЗ и СКЗ) в условиях чрезвычайной ситуации;

приемы первой помощи для производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации;

Знания, полученные при изучении теоретической и лабораторной частей дисциплины, в дальнейшем используются при изучении профильных дисциплин, в дипломном проектировании, в последующей практической деятельности. В методической разработке предложены вопросы для самоподготовки, задачи и методические указания по их выполнению. Выполнение предложенных заданий позволит студентам более полно и всесторонне изучить приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.

2. ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности: основные методы, принципы и средства защиты производственного персонала в условиях чрезвычайных ситуаций

  1. Основные принципы обеспечения безопасности.

  2. Методы обеспечения безопасности (А, Б, В).

  3. Основные средства обеспечения безопасности.

  4. Термины, определения БЖД. Классификация опасных и вредных факторов производственной среды.

  5. Критерии качества окружающей среды.

  6. Идентификация, классификация и номенклатура опасностей. Методы обеспечения безопасности.

  7. Теория риска: основные понятия, классификация рисков.

  8. Анализ, оценка и управление рисками. Специфические факторы риска в отрасли.

  9. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм.

  10. Психологические причины совершения ошибок.

  11. Поведение человека в аварийных ситуациях.

  12. Оценка надежности системы "человек – машина – окружающая среда".


Тема 2. Нормативные документы и требования охраны труда в области профессиональной деятельности. Понятие внутреннего трудового порядка.

  1. Принципы обеспечения безопасности труда: ориентирующие, технические, организационные, управленческие.

  2. Оценка условий труда на рабочих местах по уровню воздействия опасных и вредных факторов.

  3. Профессиональные заболевания работников в отрасли – характеристика, меры профилактики, социальная защита персонала.

  4. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.

  5. Задачи и функции управления охраной труда.

  6. Характеристика основных форм деятельности человека, тяжесть и напряженность труда

  7. Физиологические изменения в организме человека под действием различных форм трудовой деятельности.

  8. Работоспособность и ее динамика и течение рабочего дня.

  9. Психофизиологические основы безопасности труда: профессиональный отбор и профессиональная ориентация.

  10. Психофизиологическая деятельность человека.

  11. Психология в проблеме безопасности.

  12. Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения. Основные психологические причины травматизма

  13. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.

  14. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

  15. Виды инструктажа. Порядок проведения и оформления инструктажей.

  16. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда.

  17. Классификация, расследование и учет несчастных случаев.

  18. Основные причины несчастных случаев, порядок оформления акта Н-1.

  19. Правовые основы охраны труда: законодательные акты и нормативные правовые документы по охране труда.

  20. Основные права работника по охране труда и гарантии их соблюдения.

  21. Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

  22. Система управления охраной труда (СУОТ) в организациях и на предприятии: основные понятия.

  23. Цель, принципы построения и задачи системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии.

  24. Государственный надзор в области охраны труда.

  25. Государственная экспертиза условий труда.



Тема 3. Производственная санитария: микроклимат и освещение производственных помещений. Гигиенические нормы микроклимата и освещенности рабочей зоны

  1. Теплообмен человека с окружающей средой.

  2. Гигиеническое нормирование микроклимата и содержания вредных веществ в воздухе производственных помещений.

  3. Источники и причины формирования неблагоприятных показателей микроклимата и загрязнения вредными веществами воздушной среды производственных помещений предприятий.

  4. Влияние неблагоприятных метеорологических условий и вредных веществ на организм человека.

  5. Методы и средства обеспечения комфортных микроклиматических условий в помещениях. Системы отопления, кондиционирования.

  6. Роль света в деятельности человека. Основные светотехнические величины. Системы и виды освещения.

  7. Основные гигиенические требования к освещению производственных помещений.

  8. Характеристика электрических источников света и светильников.

  9. Нормирование естественного и искусственного освещения. Методы и средства контроля освещенности.


Тема 4 Санитарно-защитные мероприятия при акустическом загрязнении воздушной среды: методы и средства защиты в условиях повышенного шума и вибрации

  1. Понятие, источники и причины возникновения вибрации и шума. Шум и вибрация в производственных условиях.

  2. Классификация шума и вибрации по частотным характеристикам, времени действия, виду.

  3. Физическая и гигиеническая характеристики вибрации и шума. Действие вибрации и шума на организм человека.

  4. Гигиеническое нормирование вибрации и шума. Методы и средства измерения шума и вибрации.

  5. Методы снижения уровня шума и вибрации.

  6. Защита человека от вибрации, шума, инфра и ультразвука.

  7. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения при шумовой загрязненности и повышенном уровне вибрации


Тема 5. Нормы санитарии и гигиены электробезопасности для персонала и населения; приемы первой помощи при поражении электрическим током; защита в электроустановках на случай чрезвычайной ситуации

  1. Электрический ток как фактор опасного и вредного воздействия. Последствие его воздействия на организм человека. Допустимые уровни воздействия постоянного и переменного электрического тока.

  2. Опасность воздействия электрического тока при включении работника в однофазную электрическую сеть. Методы защиты от воздействия электрического тока.

  3. Основные факторы, влияющие на исход поражения электротоком.

  4. Виды поражений человека электрическим током – классификация электрических травм и степени электрического ожога.

  5. Основные и дополнительные электрозащитные средства

  6. Правила оказания доврачебной помощи пострадавшему