Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Методические указания и задания
к занятиям семинарского типа, контрольной
и самостоятельной работе по дисциплине:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для обучающихся
направления подготовки
09.03.03 Прикладная информатика,
направленность (профиль):
Прикладная информатика в информационной сфере
Новосибирск
2022
Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика / [сост. Е.Г. Шеметова, канд. техн. наук, доцент]; АНОО ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск, 2022. – 46с.
Рецензент Е.Л. Мальгин, канд. пед. наук, доцент кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе утверждены и рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедрой технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, протокол от 25 мая 2022 г., № 10.
© Сибирский университет
потребительской кооперации, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения…………………………………………………………. 4
2. Темы и их краткое содержание…………………………………………… 5
3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работы ………………………………………….11
4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...50
5. Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы ………………………………
51
6. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства…………………….51
7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся…………………………………..………………………….................….51
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина относится к обязательной части учебного плана.
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при прохождении эксплуатационной практики.
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование знаний и умений по безопасности жизнедеятельности, способствующих подготовке выпускника, осуществляющего деятельность в области системного анализа прикладного характера, разработки проектов автоматизации и информатизации, выполнению работ по созданию модификации, внедрению и сопровождению информационных систем.
Освоение дисциплины способствует подготовке выпускника к решению следующих типов задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий, проектный, а именно:
- ознакомление с правовыми, организационными и экономическими основами обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека в условиях чрезвычайной ситуации;
- усвоение правил внутреннего трудового распорядка;
- раскрытие потенциальных источников чрезвычайной ситуации, катастрофы;
- исследование методов предотвращения или уменьшения воздействия на человека поражающих факторов ЧС; требований охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности;
- обучение персонала правилам поведения в условиях чрезвычайной ситуации, основным методам и средствам защиты оказанию первой помощи;
- отработка приемов первой медицинской помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации;
- изучение методов защиты производственных объектов и технических систем от возможных последствий ЧС;
- разработка мероприятий по созданию безопасных условий жизнедеятельности; прогнозированию стихийных бедствий и построение моделей последствий ЧС.
Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности » предназначены для работы студентов на практических и лабораторных занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе литературных источников и нормативных актов, приобретения практических навыков, а также выполнения контрольной работы для студентов очной и заочной форм обучения.
В основу изучения дисциплины положены такие темы, как
общие вопросы безопасности жизнедеятельности:
нормативные документы и требования охраны труда в области профессиональной деятельности. Понятие внутреннего трудового порядка;
производственная санитария: микроклимат и освещение производственных помещений. Гигиенические нормы микроклимата и освещенности рабочей зоны;
санитарно-защитные мероприятия при акустическом загрязнении воздушной среды: методы и средства защиты в условиях повышенного шума и вибрации;
нормы санитарии и гигиены электробезопасности для персонала и населения; приемы первой помощи при поражении электрическим током; защита в электроустановках на случай чрезвычайной ситуации;
обеспечение пожарной безопасности производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации;
защита производственного персонала и населения от опасных факторов комплексного характера (оценка очагов АХОВ и РВ); приемы первой помощи; меры обеспечения безопасности студентов образовательных учреждений в условиях ЧС;
основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни производственного персонала и населения. Организация рабочих мест с персональными компьютерами;
основные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты населения (СИЗ и СКЗ) в условиях чрезвычайной ситуации;
приемы первой помощи для производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации;
Знания, полученные при изучении теоретической и лабораторной частей дисциплины, в дальнейшем используются при изучении профильных дисциплин, в дипломном проектировании, в последующей практической деятельности. В методической разработке предложены вопросы для самоподготовки, задачи и методические указания по их выполнению. Выполнение предложенных заданий позволит студентам более полно и всесторонне изучить приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
2. ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности: основные методы, принципы и средства защиты производственного персонала в условиях чрезвычайных ситуаций
-
Основные принципы обеспечения безопасности. -
Методы обеспечения безопасности (А, Б, В). -
Основные средства обеспечения безопасности. -
Термины, определения БЖД. Классификация опасных и вредных факторов производственной среды. -
Критерии качества окружающей среды. -
Идентификация, классификация и номенклатура опасностей. Методы обеспечения безопасности. -
Теория риска: основные понятия, классификация рисков. -
Анализ, оценка и управление рисками. Специфические факторы риска в отрасли. -
Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм. -
Психологические причины совершения ошибок. -
Поведение человека в аварийных ситуациях. -
Оценка надежности системы "человек – машина – окружающая среда".
Тема 2. Нормативные документы и требования охраны труда в области профессиональной деятельности. Понятие внутреннего трудового порядка.
-
Принципы обеспечения безопасности труда: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. -
Оценка условий труда на рабочих местах по уровню воздействия опасных и вредных факторов. -
Профессиональные заболевания работников в отрасли – характеристика, меры профилактики, социальная защита персонала. -
Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников. -
Задачи и функции управления охраной труда. -
Характеристика основных форм деятельности человека, тяжесть и напряженность труда -
Физиологические изменения в организме человека под действием различных форм трудовой деятельности. -
Работоспособность и ее динамика и течение рабочего дня. -
Психофизиологические основы безопасности труда: профессиональный отбор и профессиональная ориентация. -
Психофизиологическая деятельность человека. -
Психология в проблеме безопасности. -
Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения. Основные психологические причины травматизма -
Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. -
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. -
Виды инструктажа. Порядок проведения и оформления инструктажей. -
Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. -
Классификация, расследование и учет несчастных случаев. -
Основные причины несчастных случаев, порядок оформления акта Н-1. -
Правовые основы охраны труда: законодательные акты и нормативные правовые документы по охране труда. -
Основные права работника по охране труда и гарантии их соблюдения. -
Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. -
Система управления охраной труда (СУОТ) в организациях и на предприятии: основные понятия. -
Цель, принципы построения и задачи системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. -
Государственный надзор в области охраны труда. -
Государственная экспертиза условий труда.
Тема 3. Производственная санитария: микроклимат и освещение производственных помещений. Гигиенические нормы микроклимата и освещенности рабочей зоны
-
Теплообмен человека с окружающей средой. -
Гигиеническое нормирование микроклимата и содержания вредных веществ в воздухе производственных помещений. -
Источники и причины формирования неблагоприятных показателей микроклимата и загрязнения вредными веществами воздушной среды производственных помещений предприятий. -
Влияние неблагоприятных метеорологических условий и вредных веществ на организм человека. -
Методы и средства обеспечения комфортных микроклиматических условий в помещениях. Системы отопления, кондиционирования. -
Роль света в деятельности человека. Основные светотехнические величины. Системы и виды освещения. -
Основные гигиенические требования к освещению производственных помещений. -
Характеристика электрических источников света и светильников. -
Нормирование естественного и искусственного освещения. Методы и средства контроля освещенности.
Тема 4 Санитарно-защитные мероприятия при акустическом загрязнении воздушной среды: методы и средства защиты в условиях повышенного шума и вибрации
-
Понятие, источники и причины возникновения вибрации и шума. Шум и вибрация в производственных условиях. -
Классификация шума и вибрации по частотным характеристикам, времени действия, виду. -
Физическая и гигиеническая характеристики вибрации и шума. Действие вибрации и шума на организм человека. -
Гигиеническое нормирование вибрации и шума. Методы и средства измерения шума и вибрации. -
Методы снижения уровня шума и вибрации. -
Защита человека от вибрации, шума, инфра и ультразвука. -
Средства индивидуальной и коллективной защиты населения при шумовой загрязненности и повышенном уровне вибрации
Тема 5. Нормы санитарии и гигиены электробезопасности для персонала и населения; приемы первой помощи при поражении электрическим током; защита в электроустановках на случай чрезвычайной ситуации
-
Электрический ток как фактор опасного и вредного воздействия. Последствие его воздействия на организм человека. Допустимые уровни воздействия постоянного и переменного электрического тока. -
Опасность воздействия электрического тока при включении работника в однофазную электрическую сеть. Методы защиты от воздействия электрического тока. -
Основные факторы, влияющие на исход поражения электротоком. -
Виды поражений человека электрическим током – классификация электрических травм и степени электрического ожога. -
Основные и дополнительные электрозащитные средства -
Правила оказания доврачебной помощи пострадавшему