Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Обеспечение пожарной безопасности производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации
-
Понятие о горении, взрыве. Причины образования горючей среды и характеристика источников зажигания. -
Показатели пожарной опасности производств. -
Классификация пожаров. Причины и опасные факторы пожаров. -
Система противопожарной защиты. Пожарная защита на производственных объектах. -
Тушащие свойства воды и пожарных пен. Параметры пожарных пен. -
Меры профилактики против воспламенения электропроводки. -
Правила поведения населения при пожаре
Тема 7. Защита производственного персонала и населения от опасных факторов комплексного характера (оценка очагов АХОВ и РВ); приемы первой помощи
-
Понятие аварии с выбросом АХОВ (аварийно химически опасных веществ) -
Основные виды АХОВ: хлор, аммиак, сероводород, сернистый газ (физическая характеристика, правила поведения при выбросе АХОВ, правила оказания первой помощи) -
Понятие зоны и очага химического заражения -
Выявление химической обстановки методом прогнозирования – исходные данные и порядок проведения -
Понятие вертикальной устойчивости атмосферы (инверсия, изотермия, конвекция) -
Характеристика приборов химической разведки – ВПХР и индикаторных трубок -
Понятие – ядерный взрыв, ядерная и радиационная аварии, авария на АЭС без разрушения и с разрушением активной зоны, классификация ядерных аварий по МАГАТЭ -
Определения: зона радиационного контроля, зона ограниченного проживания, зона отселения, зона отчуждения. -
Меры противорадиационной защиты населения: йодная профилактика, дезактивация продовольствия, дезактивация территории и жилища -
Характеристика приборов радиационной разведки: радиометров, дозиметров, рентгенметров и индикаторных трубок.
Тема 8. Меры обеспечения безопасности студентов образовательных учреждений в условиях ЧС
-
Режим труда и отдыха студента и лечебно-профилактические мероприятия при использовании персональных ЭВМ. -
Противопожарные, радиационные и гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. -
Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Тема 9. Основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни производственного персонала и населения. Организация рабочих мест с персональными компьютерами
-
Навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда -
Зрительное и статическое утомление при работе за компьютером. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным компьютерам. -
Требования охраны труда к помещениям для эксплуатации ПВЭМ. Оптимальные параметры микроклимата на рабочем месте оператора (пользователя) ПЭВМ. Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены персональные компьютеры. -
Эргономика рабочего места пользователя. Режим труда и отдыха. Организация труда беременных женщин при работе за компьютером. -
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. -
Источники и виды психофизиологических опасных и вредных факторов. Причины их возникновения и последствия воздействия.
Тема 10. Основные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты населения (СИЗ и СКЗ) в условиях чрезвычайной ситуации
-
Порядок использования средств индивидуальной защиты населения -
Классификация СИЗ применительно к органам поражения -
Виды и назначение фильтрующих гражданских противогазов и изолирующих противогазов -
Виды респираторов, их назначение -
Простейшие средства защиты органов дыхания: ВПМ, ПТМ. -
Медицинские средства индивидуальной защиты и средства профилактики поражений -
Законодательно-правовые акты в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. -
Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения. -
Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.
Тема 11. Приемы первой помощи для производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации
-
Первая медицинская помощь при отравлениях. -
Первая медицинская помощь при травмах. -
Основные задачи и принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП). -
Правила наложения повязок -
Оказание ПМП при кровотечениях: артериальном, венозном, капиллярном, паренхиматозном. -
Оказание ПМП при закрытых повреждениях (ушибе, вывихе). -
Оказание ПМП при закрытых повреждениях (растяжении, переломе). -
Правила поведения при ожоге (термическом, химическом, электрическом). -
Правила поведения при обморожении, замерзании. -
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. -
Основы реанимации. Понятие терминального состояния. -
Основные признаки клинической и биологической смерти, противопоказания к реанимации. -
Подготовка пострадавшего к реанимации. Способы проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА,
КОНТРОЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием дисциплины в рабочей программе дисциплины; при подготовке к аудиторным занятиям и выполнении заданий самостоятельной работы следует руководствоваться настоящими методическими указаниями.
Обучение по дисциплине предполагает аудиторные занятия и самостоятельную работу. Аудиторные занятия проводятся в виде:
1) лекций, предусматривающих передачу учебной информации преподавателем обучающимся;
2) занятий семинарского типа (практические, лабораторные занятий), обеспечивающих закрепление полученного знания и отработку планируемых умений, способствующих формированию компетенций.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения.
Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
обсуждение теоретических вопросов и решение практических задач по темам дисциплины;
работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными.
Занятие семинарского типа (практическое занятие)
предполагает выполнение обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий. На занятиях семинарского типа (практических занятиях) проходит закрепление, углубление, расширение и детализация знаний обучающихся при решении конкретных задач; развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности; овладение новыми методами и методиками изучения дисциплины; выработка способности логического осмысления полученных знаний для выполнения заданий; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работы. Занятие семинарского типа (практическое занятие) выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функции. При подготовке к занятиям семинарского типа (практическим занятиям) следует:
- просмотреть материал предыдущего занятия,
- изучить все термины и понятия по теме занятия, при необходимости следует использовать словарь (глоссарий),
- изучить соответствующий теоретический материал, используя материалы учебника и дополнительной литературы, лекции,
- выполнить задания самостоятельной работы (упражнения, задачи, письменные работы, устные задания и т.п.)
Решение задач осуществляется на семинарских занятиях, в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет. Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти, и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся.
На лабораторном занятии обучающиеся выполняют лабораторную работу, представляющую собой конкретное учебное задание по определенной теме дисциплины. Цель лабораторного занятия – практическое освоение обучающимися содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи лабораторных занятий: приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала