Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Обеспечение пожарной безопасности производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации

  1. Понятие о горении, взрыве. Причины образования горючей среды и характеристика источников зажигания.

  2. Показатели пожарной опасности производств.

  3. Классификация пожаров. Причины и опасные факторы пожаров.

  4. Система противопожарной защиты. Пожарная защита на производственных объектах.

  5. Тушащие свойства воды и пожарных пен. Параметры пожарных пен.

  6. Меры профилактики против воспламенения электропроводки.

  7. Правила поведения населения при пожаре


Тема 7. Защита производственного персонала и населения от опасных факторов комплексного характера (оценка очагов АХОВ и РВ); приемы первой помощи

  1. Понятие аварии с выбросом АХОВ (аварийно химически опасных веществ)

  2. Основные виды АХОВ: хлор, аммиак, сероводород, сернистый газ (физическая характеристика, правила поведения при выбросе АХОВ, правила оказания первой помощи)

  3. Понятие зоны и очага химического заражения

  4. Выявление химической обстановки методом прогнозирования – исходные данные и порядок проведения

  5. Понятие вертикальной устойчивости атмосферы (инверсия, изотермия, конвекция)

  6. Характеристика приборов химической разведки – ВПХР и индикаторных трубок

  7. Понятие – ядерный взрыв, ядерная и радиационная аварии, авария на АЭС без разрушения и с разрушением активной зоны, классификация ядерных аварий по МАГАТЭ

  8. Определения: зона радиационного контроля, зона ограниченного проживания, зона отселения, зона отчуждения.

  9. Меры противорадиационной защиты населения: йодная профилактика, дезактивация продовольствия, дезактивация территории и жилища

  10. Характеристика приборов радиационной разведки: радиометров, дозиметров, рентгенметров и индикаторных трубок.


Тема 8. Меры обеспечения безопасности студентов образовательных учреждений в условиях ЧС

  1. Режим труда и отдыха студента и лечебно-профилактические мероприятия при использовании персональных ЭВМ.

  2. Противопожарные, радиационные и гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях.

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.



Тема 9. Основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни производственного персонала и населения. Организация рабочих мест с персональными компьютерами

  1. Навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда

  2. Зрительное и статическое утомление при работе за компьютером. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным компьютерам.

  3. Требования охраны труда к помещениям для эксплуатации ПВЭМ. Оптимальные параметры микроклимата на рабочем месте оператора (пользователя) ПЭВМ. Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены персональные компьютеры.

  4. Эргономика рабочего места пользователя. Режим труда и отдыха. Организация труда беременных женщин при работе за компьютером.

  5. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

  6. Источники и виды психофизиологических опасных и вредных факторов. Причины их возникновения и последствия воздействия.


Тема 10. Основные методы и средства индивидуальной и коллективной защиты населения (СИЗ и СКЗ) в условиях чрезвычайной ситуации

  1. Порядок использования средств индивидуальной защиты населения

  2. Классификация СИЗ применительно к органам поражения

  3. Виды и назначение фильтрующих гражданских противогазов и изолирующих противогазов

  4. Виды респираторов, их назначение

  5. Простейшие средства защиты органов дыхания: ВПМ, ПТМ.

  6. Медицинские средства индивидуальной защиты и средства профилактики поражений

  7. Законодательно-правовые акты в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера.

  8. Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения.

  9. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.


Тема 11. Приемы первой помощи для производственного персонала и населения в условиях чрезвычайной ситуации

  1. Первая медицинская помощь при отравлениях.

  2. Первая медицинская помощь при травмах.

  3. Основные задачи и принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП).

  4. Правила наложения повязок

  5. Оказание ПМП при кровотечениях: артериальном, венозном, капиллярном, паренхиматозном.

  6. Оказание ПМП при закрытых повреждениях (ушибе, вывихе).

  7. Оказание ПМП при закрытых повреждениях (растяжении, переломе).

  8. Правила поведения при ожоге (термическом, химическом, электрическом).

  9. Правила поведения при обморожении, замерзании.

  10. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

  11. Основы реанимации. Понятие терминального состояния.

  12. Основные признаки клинической и биологической смерти, противопоказания к реанимации.

  13. Подготовка пострадавшего к реанимации. Способы проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.




3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА,


КОНТРОЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием дисциплины в рабочей программе дисциплины; при подготовке к аудиторным занятиям и выполнении заданий самостоятельной работы следует руководствоваться настоящими методическими указаниями.

Обучение по дисциплине предполагает аудиторные занятия и самостоятельную работу. Аудиторные занятия проводятся в виде:

1) лекций, предусматривающих передачу учебной информации преподавателем обучающимся;

2) занятий семинарского типа (практические, лабораторные занятий), обеспечивающих закрепление полученного знания и отработку планируемых умений, способствующих формированию компетенций.

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:

 систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

 углубления и расширения теоретических знаний;
 формирования умений использовать специальную литературу;
 развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
 формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения.

Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
 обсуждение теоретических вопросов и решение практических задач по темам дисциплины;

 работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными.

Занятие семинарского типа (практическое занятие)
предполагает выполнение обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий. На занятиях семинарского типа (практических занятиях) проходит закрепление, углубление, расширение и детализация знаний обучающихся при решении конкретных задач; развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности; овладение новыми методами и методиками изучения дисциплины; выработка способности логического осмысления полученных знаний для выполнения заданий; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работы. Занятие семинарского типа (практическое занятие) выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функции. При подготовке к занятиям семинарского типа (практическим занятиям) следует:

- просмотреть материал предыдущего занятия,

- изучить все термины и понятия по теме занятия, при необходимости следует использовать словарь (глоссарий),

- изучить соответствующий теоретический материал, используя материалы учебника и дополнительной литературы, лекции,

- выполнить задания самостоятельной работы (упражнения, задачи, письменные работы, устные задания и т.п.)

Решение задач осуществляется на семинарских занятиях, в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет. Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти, и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся.

На лабораторном занятии обучающиеся выполняют лабораторную работу, представляющую собой конкретное учебное задание по определенной теме дисциплины. Цель лабораторного занятия – практическое освоение обучающимися содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи лабораторных занятий: приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала