Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; приобретение опыта проведения эксперимента; овладение новыми методиками экспериментирования в соответствующей отрасли науки, техники и технологии; приобретение умений эксплуатации технических и программных средств и оборудования; формирование умений обработки результатов проведенных исследований, в том числе с помощью современных информационных технологий; формирование умений оформления и представления результатов проведенных исследований, в том числе с помощью современных информационных технологий; анализ и обсуждение полученных результатов и формулирование выводов; выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных знаний; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Функции лабораторных занятий: познавательная; развивающая; воспитательная.
По характеру выполняемых обучающимися заданий лабораторные занятия подразделяются на: ознакомительные, проводимые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала; аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов; творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов к решению задач. Формы организации лабораторных занятий определяются в соответствии со специфическими особенностями темы, целями обучения и могут представлять собой: решение типовых и ситуационных задач; проведение эксперимента; занятия по моделированию реальных задач; игровое проектирование; выездные занятия (на производство, в организации сферы услуг, учреждения и др.). Лабораторные занятия проводятся после чтения лекций, дающих теоретические основы для их выполнения. Лабораторные занятия проводятся в специализированных лабораториях. Во время лабораторных занятий должны соблюдаться порядок и дисциплина.
Перед выполнением заданий студенты проходят обучение по охране труда, и расписываются в журнале для проведения инструктажа на рабочем месте. Преподаватель выдает студентам инвентарь, необходимый для проведения лабораторного занятия, а также вспомогательные материалы. Освоение теоретических вопросов занятия, необходимые измерения, отработка практических навыков проводятся в учебной аудитории под контролем преподавателя.
При исследовании параметров микроклимата, измерении освещенности рабочих мест учебных аудиторий, изучении средств защиты в электроустановках, проведении реанимационных мероприятий на манекене «Little Anne», использовании фильтрующего противогаза ГП-5 следует бережно обращаться с названным инвентарем. Пользоваться люксметром без использования светопоглотительных насадок запрещается. Следует осторожно обращаться с анемометром во избежание поломки крыльчатого колеса. После окончания работы инвентарь необходимо обработать дезинфицирующим раствором.
После этого студенты оформляют отчет по занятию. Отчет выполняется в ученической тетради, на обложке указывается группа, фамилия, инициалы студента. Необходимые теоретические пояснения подробно приводятся для каждого занятия. Кроме рекомендуемой литературы, студент может использовать и другие литературные источники.
После составления отчета проводится защита заданий по занятию. На защиту выносятся основные положения по теме в виде вопросов или теста, приведенных в конце каждого занятия. По результатам защиты преподавателем ставится общая оценка за качество выполненной работы и знание теоретического материала.
Обучение по дисциплине, наряду с аудиторной работой, предполагает самостоятельную работу обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающиеся повторяют пройденный на занятиях материал, осваивают современные технологии поиска и обработки информации; овладевают стратегиями и методами самообразования; развивают индивидуальные склонности и способности к творчеству.
Самостоятельная работа должна быть планомерной и систематичной, выполняться в срок.
Самостоятельная работа включает подготовку к занятиям семинарского типа (практическим, лабораторным); подготовку творческих и проектных работ, выступлений, докладов и т.п.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией;
решение тестовых заданий;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
решение задач.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. В процессе подготовки к занятиям, выполнения самостоятельной работы, подготовки к промежуточной аттестации обучающийся может обратиться к преподавателю за консультацией через электронный методический кабинет или на кафедру. Контроль результатов самостоятельной работы студентов, - может проводиться в письменной, или устной форме.
3.1. Методические указания к занятиям семинарского типа
и самостоятельной работе
Тема 1 Общие вопросы безопасности жизнедеятельности: основные методы, принципы и средства защиты производственного персонала в условиях чрезвычайных ситуаций
Задание 1. Составить конспект ответов на вопросы карточки, предложенной преподавателем по теоретическим аспектам данной темы.
Задание 2. Провести анализ производственного травматизма на хлебокомбинате «Восход».
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
Тестовые задания
1. Наивысшей юридической силой обладает:
а) ГК РФ
б) ТК РФ
в) Конституция РФ
2. Срок хранения документов по профессиональному заболеванию, лет:
а) 45,
б) 65,
в) 70.
3. Опасный производственный фактор может привести к:
а) утомлению,
б) травме,
в) летальному исходу.
4. Вредный производственный фактор может привести к:
а) профессиональному заболеванию,
б) снижению работоспособности,
в) травме.
5. Напряженность труда отражает нагрузку на систему организма:
а) ЖКТ,
б) ЦНС,
в) МЧС.
6. Тяжесть труда отражает нагрузку на системы организма:
а) центральную нервную систему,
б) опорно-двигательный аппарат,
в) мышечную систему.
7. Безопасными считаются следующие классы условий труда:
а) I,
б) II,
в) III,
г) IV.
8. Опасными считаются следующие классы условий труда:
а) I,
б) II,
в) III,
г) IV.
9. Методы безопасности жизнедеятельности:
а) А,
б) Б,
в) В,
г) Г.
10. Количество групп принципов обеспечения безопасного труда:
а) 3,
б) 4.
Тема 2 Нормативные документы и требования охраны труда в области профессиональной деятельности. Понятие внутреннего трудового порядка.
Задание 1. Классифицировать несчастный случай.
Чтобы правильно определить, к какому виду несчастных случаев относится конкретный случай, необходимо ответить на вопросы: с кем, когда, где, при каких обстоятельствах и по каким причинам произошел несчастный случай.
Задание 2. Определить степень тяжести несчастного случая.
Задание 3. Создать комиссию для расследования; указать круг виновных лиц (степень вины каждого в процентах).
Задание 4. Разобраться в степени информированности пострадавшего о неблагоприятных факторах производственной среды и трудового процесса (обучение по охране труда).
Задание 5. Выявить все причины несчастного случая (организационные, технические, санитарно-гигиенические, экономические).
Задание 6. Изложить меры наказания виновных лиц, исходя из перечня виновных лиц (КОАП, ТК РФ, ГК РФ, УК РФ); указать профилактические мероприятия по предотвращению аналогичных ситуаций, исходя из причин несчастного случая.
Тестовые задания
1. Инженер по охране труда, согласно штатному расписанию, работает на предприятии, имеющем штат работников, чел.:
а) 3;
б) 30;
в) 300.
2. Срок хранения акта по форме Н-1, лет:
а) 40;
б) 45;
в) 50.
3. Срок расследования «легких» несчастных случаев, сут.:
а) 1;
б) 3;
в) 5.
4. Срок расследования «тяжелого» несчастного случая, сут.:
а) 10;
б) 15;
в) 20.
5. Срок расследования НС, о котором не было своевременно сообщено работодателю, сут:
а) 10;
б) 20;
в) 30.
6. Минимальное количество человек, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, чел:
а) 3;
б) 5;
в) 7.
7. Причины производственного травматизма:
а) экологическая;
б) экономическая;
в) эргономическая;
г) санитарно-гигиеническая.
8. Методы, применяемые для анализа производственного травматизма:
а) аналитический;
б) статистический;
в) социологический;
г) монографический;
д) топографический.
9. Количественными показателями производственного травматизма являются коэффициенты:
а) тяжести;
б) напряженности;
в) нетрудоспособности;
г) частоты;
д) вероятности.
10. Количество экземпляров акта по форме Н-1:
а) 1;
б) 2;
в) 3.
11. Топографический метод позволяет:
а) оптимально распределить средства на охрану труда;
б) локализовать опасную зону;
в) распределить несчастные случаи по различным признакам;
г) детально исследовать комплекс условий по НС.
12. Статистический метод позволяет:
а) детально исследовать комплекс условий по НС;
б) оптимально распределить средства на охрану труда;
в) локализовать опасную зону;
г) распределить несчастные случаи по различным признакам.
13. Монографический метод позволяет:
а) детально исследовать комплекс условий по НС;
б) оптимально распределить средства на охрану труда;
в) локализовать опасную зону;
г) распределить несчастные случаи по различным признакам.
14. Экономический метод позволяет:
а) детально исследовать комплекс условий по НС;
б) оптимально распределить средства на охрану труда;
в) локализовать опасную зону;
г) распределить несчастные случаи по различным признакам.
15. Непосредственный руководитель проводит следующие виды инструктажа по охране труда:
а) вводный;
б) на рабочем месте;
в) внеплановый;
г) целевой.
Тема 3. Производственная санитария: микроклимат и освещение производственных помещений. Гигиенические нормы микроклимата и освещенности рабочей зоны
Задание 1. Изучить прибор (люксметр) для измерения фактической освещённости.
Задание 2. Произвести оценку площади застекленной поверхности данной аудитории.
Задание 3. Исследовать общее искусственное освещение лаборатории.
Задание 4. Спроектировать систему общего искусственного освещения для учебной аудитории.
Задание 5. Выполнить тестовые задания.
Задание 6. Ознакомиться с гигиеническими требованиями к микроклимату производственных помещений.
Задание 7. Изучить приборы, применяемые для исследования параметров микроклимата в лаборатории.
Задание 8. Произвести замеры температуры, влажности, скорости движения воздуха, барометрического давления. Сравнить результаты измерений с санитарными нормами и сделать вывод о состоянии микроклимата на рабочем месте.
Задание 9. Подготовиться к собеседованию по вопросам для самостоятельной работы студента
Тестовые задания
По заданию преподавателя подготовить ответы на следующие вопросы теста:
1. Разряд зрительной работы студента определяется:
а) размерами объекта различения
б) степенью светлоты фоны
в) контрастом между объектом различения и фоном
2. Подразряд зрительной работы студента определяется:
а) размерами объекта различения
б) степенью светлоты фоны
в) контрастом между объектом различения и фоном
3. Виды общего освещения:
а) равномерное
б) локальное
в) местное
4. Виды электрических источников света:
а) люминесцентные
б) накаливания
в) фосфорисцентные
5. Недостатком люминесцентной лампы является:
а) высокая теплоотдача
б) низкая светоотдача
в) пульсация светового потока
г) малая мощность
6. Недостатком лампы накаливания является:
а) высокая теплоотдача
б) низкая светоотдача
в) пульсация светового потока
г) малая мощность
7. Требования, предъявляемые к светильникам:
а) равномерное распределение световых потоков лампы
б) высокая теплоотдача
в) защита глаз работающего от осколков
г) предохранение лампы от механических повреждений
По характеру выполняемых обучающимися заданий лабораторные занятия подразделяются на: ознакомительные, проводимые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала; аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов; творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов к решению задач. Формы организации лабораторных занятий определяются в соответствии со специфическими особенностями темы, целями обучения и могут представлять собой: решение типовых и ситуационных задач; проведение эксперимента; занятия по моделированию реальных задач; игровое проектирование; выездные занятия (на производство, в организации сферы услуг, учреждения и др.). Лабораторные занятия проводятся после чтения лекций, дающих теоретические основы для их выполнения. Лабораторные занятия проводятся в специализированных лабораториях. Во время лабораторных занятий должны соблюдаться порядок и дисциплина.
Перед выполнением заданий студенты проходят обучение по охране труда, и расписываются в журнале для проведения инструктажа на рабочем месте. Преподаватель выдает студентам инвентарь, необходимый для проведения лабораторного занятия, а также вспомогательные материалы. Освоение теоретических вопросов занятия, необходимые измерения, отработка практических навыков проводятся в учебной аудитории под контролем преподавателя.
При исследовании параметров микроклимата, измерении освещенности рабочих мест учебных аудиторий, изучении средств защиты в электроустановках, проведении реанимационных мероприятий на манекене «Little Anne», использовании фильтрующего противогаза ГП-5 следует бережно обращаться с названным инвентарем. Пользоваться люксметром без использования светопоглотительных насадок запрещается. Следует осторожно обращаться с анемометром во избежание поломки крыльчатого колеса. После окончания работы инвентарь необходимо обработать дезинфицирующим раствором.
После этого студенты оформляют отчет по занятию. Отчет выполняется в ученической тетради, на обложке указывается группа, фамилия, инициалы студента. Необходимые теоретические пояснения подробно приводятся для каждого занятия. Кроме рекомендуемой литературы, студент может использовать и другие литературные источники.
После составления отчета проводится защита заданий по занятию. На защиту выносятся основные положения по теме в виде вопросов или теста, приведенных в конце каждого занятия. По результатам защиты преподавателем ставится общая оценка за качество выполненной работы и знание теоретического материала.
Обучение по дисциплине, наряду с аудиторной работой, предполагает самостоятельную работу обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающиеся повторяют пройденный на занятиях материал, осваивают современные технологии поиска и обработки информации; овладевают стратегиями и методами самообразования; развивают индивидуальные склонности и способности к творчеству.
Самостоятельная работа должна быть планомерной и систематичной, выполняться в срок.
Самостоятельная работа включает подготовку к занятиям семинарского типа (практическим, лабораторным); подготовку творческих и проектных работ, выступлений, докладов и т.п.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией;
решение тестовых заданий;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
решение задач.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. В процессе подготовки к занятиям, выполнения самостоятельной работы, подготовки к промежуточной аттестации обучающийся может обратиться к преподавателю за консультацией через электронный методический кабинет или на кафедру. Контроль результатов самостоятельной работы студентов, - может проводиться в письменной, или устной форме.
3.1. Методические указания к занятиям семинарского типа
и самостоятельной работе
Тема 1 Общие вопросы безопасности жизнедеятельности: основные методы, принципы и средства защиты производственного персонала в условиях чрезвычайных ситуаций
Задание 1. Составить конспект ответов на вопросы карточки, предложенной преподавателем по теоретическим аспектам данной темы.
Задание 2. Провести анализ производственного травматизма на хлебокомбинате «Восход».
Задание 3. Выполнить тестовые задания.
Тестовые задания
1. Наивысшей юридической силой обладает:
а) ГК РФ
б) ТК РФ
в) Конституция РФ
2. Срок хранения документов по профессиональному заболеванию, лет:
а) 45,
б) 65,
в) 70.
3. Опасный производственный фактор может привести к:
а) утомлению,
б) травме,
в) летальному исходу.
4. Вредный производственный фактор может привести к:
а) профессиональному заболеванию,
б) снижению работоспособности,
в) травме.
5. Напряженность труда отражает нагрузку на систему организма:
а) ЖКТ,
б) ЦНС,
в) МЧС.
6. Тяжесть труда отражает нагрузку на системы организма:
а) центральную нервную систему,
б) опорно-двигательный аппарат,
в) мышечную систему.
7. Безопасными считаются следующие классы условий труда:
а) I,
б) II,
в) III,
г) IV.
8. Опасными считаются следующие классы условий труда:
а) I,
б) II,
в) III,
г) IV.
9. Методы безопасности жизнедеятельности:
а) А,
б) Б,
в) В,
г) Г.
10. Количество групп принципов обеспечения безопасного труда:
а) 3,
б) 4.
Тема 2 Нормативные документы и требования охраны труда в области профессиональной деятельности. Понятие внутреннего трудового порядка.
Задание 1. Классифицировать несчастный случай.
Чтобы правильно определить, к какому виду несчастных случаев относится конкретный случай, необходимо ответить на вопросы: с кем, когда, где, при каких обстоятельствах и по каким причинам произошел несчастный случай.
Задание 2. Определить степень тяжести несчастного случая.
Задание 3. Создать комиссию для расследования; указать круг виновных лиц (степень вины каждого в процентах).
Задание 4. Разобраться в степени информированности пострадавшего о неблагоприятных факторах производственной среды и трудового процесса (обучение по охране труда).
Задание 5. Выявить все причины несчастного случая (организационные, технические, санитарно-гигиенические, экономические).
Задание 6. Изложить меры наказания виновных лиц, исходя из перечня виновных лиц (КОАП, ТК РФ, ГК РФ, УК РФ); указать профилактические мероприятия по предотвращению аналогичных ситуаций, исходя из причин несчастного случая.
Тестовые задания
1. Инженер по охране труда, согласно штатному расписанию, работает на предприятии, имеющем штат работников, чел.:
а) 3;
б) 30;
в) 300.
2. Срок хранения акта по форме Н-1, лет:
а) 40;
б) 45;
в) 50.
3. Срок расследования «легких» несчастных случаев, сут.:
а) 1;
б) 3;
в) 5.
4. Срок расследования «тяжелого» несчастного случая, сут.:
а) 10;
б) 15;
в) 20.
5. Срок расследования НС, о котором не было своевременно сообщено работодателю, сут:
а) 10;
б) 20;
в) 30.
6. Минимальное количество человек, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, чел:
а) 3;
б) 5;
в) 7.
7. Причины производственного травматизма:
а) экологическая;
б) экономическая;
в) эргономическая;
г) санитарно-гигиеническая.
8. Методы, применяемые для анализа производственного травматизма:
а) аналитический;
б) статистический;
в) социологический;
г) монографический;
д) топографический.
9. Количественными показателями производственного травматизма являются коэффициенты:
а) тяжести;
б) напряженности;
в) нетрудоспособности;
г) частоты;
д) вероятности.
10. Количество экземпляров акта по форме Н-1:
а) 1;
б) 2;
в) 3.
11. Топографический метод позволяет:
а) оптимально распределить средства на охрану труда;
б) локализовать опасную зону;
в) распределить несчастные случаи по различным признакам;
г) детально исследовать комплекс условий по НС.
12. Статистический метод позволяет:
а) детально исследовать комплекс условий по НС;
б) оптимально распределить средства на охрану труда;
в) локализовать опасную зону;
г) распределить несчастные случаи по различным признакам.
13. Монографический метод позволяет:
а) детально исследовать комплекс условий по НС;
б) оптимально распределить средства на охрану труда;
в) локализовать опасную зону;
г) распределить несчастные случаи по различным признакам.
14. Экономический метод позволяет:
а) детально исследовать комплекс условий по НС;
б) оптимально распределить средства на охрану труда;
в) локализовать опасную зону;
г) распределить несчастные случаи по различным признакам.
15. Непосредственный руководитель проводит следующие виды инструктажа по охране труда:
а) вводный;
б) на рабочем месте;
в) внеплановый;
г) целевой.
Тема 3. Производственная санитария: микроклимат и освещение производственных помещений. Гигиенические нормы микроклимата и освещенности рабочей зоны
Задание 1. Изучить прибор (люксметр) для измерения фактической освещённости.
Задание 2. Произвести оценку площади застекленной поверхности данной аудитории.
Задание 3. Исследовать общее искусственное освещение лаборатории.
Задание 4. Спроектировать систему общего искусственного освещения для учебной аудитории.
Задание 5. Выполнить тестовые задания.
Задание 6. Ознакомиться с гигиеническими требованиями к микроклимату производственных помещений.
Задание 7. Изучить приборы, применяемые для исследования параметров микроклимата в лаборатории.
Задание 8. Произвести замеры температуры, влажности, скорости движения воздуха, барометрического давления. Сравнить результаты измерений с санитарными нормами и сделать вывод о состоянии микроклимата на рабочем месте.
Задание 9. Подготовиться к собеседованию по вопросам для самостоятельной работы студента
Тестовые задания
По заданию преподавателя подготовить ответы на следующие вопросы теста:
1. Разряд зрительной работы студента определяется:
а) размерами объекта различения
б) степенью светлоты фоны
в) контрастом между объектом различения и фоном
2. Подразряд зрительной работы студента определяется:
а) размерами объекта различения
б) степенью светлоты фоны
в) контрастом между объектом различения и фоном
3. Виды общего освещения:
а) равномерное
б) локальное
в) местное
4. Виды электрических источников света:
а) люминесцентные
б) накаливания
в) фосфорисцентные
5. Недостатком люминесцентной лампы является:
а) высокая теплоотдача
б) низкая светоотдача
в) пульсация светового потока
г) малая мощность
6. Недостатком лампы накаливания является:
а) высокая теплоотдача
б) низкая светоотдача
в) пульсация светового потока
г) малая мощность
7. Требования, предъявляемые к светильникам:
а) равномерное распределение световых потоков лампы
б) высокая теплоотдача
в) защита глаз работающего от осколков
г) предохранение лампы от механических повреждений