Файл: Фармакология Харкевич.doc

Добавлен: 03.02.2019

Просмотров: 6912

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Через систему ГАМК опосредованы эффекты и некоторых противоэпилепти-ческих средств (фенобарбитал, натрия вальпроат). Один из агонистов ГАМКД-рецепторов (THIP) вызывает анальгетический эффект.

С помощью фармакологических веществ можно также влиять на синтез и био­трансформацию, нейрональный и глиальный захват ГАМК, изменяя ее содер­жание в ЦНС.

ГАМ Кв-рецепторы изучены менее детально. Расположены они на пост- и пре-синаптической мембранах. Имеются данные о том, что посредством G-белка ГАМ Кв-рецепторы связаны с аденилатциклазой. Стимуляция этого подтипа рецеп­торов приводит к повышению содержания цАМФ, что уменьшает проницаемость ионных каналов для Са2+. Воздействие ГАМК на пост- и пресинаптические ГАМКВ-рецепторы сопровождается тормозным эффектом, но механизм его не выяснен.


Лекарственные средства, регулирующие функции... <-- 5

1 Агонистом каинатных рецепторов является каиновая кислота (аминокислота, выделенная из морских водорослей). В больших концентрациях обладает нейротоксическим эффектом, разрушая тела нейронов, имеющих глутаматные рецепторы.

Из агонистов ГАМКв-рецепторов нашел применение препарат баклофен. Он используется для снижения повышенного тонуса скелетных мышц и обладает некоторой болеутоляющей активностью. Синтезированы антагонисты ГАМКВ-рецепторов (факлофен, 2-оксисаклофен), которые используются только в экспе­риментальной медицине.

К числу тормозных медиаторов относится также гл и ци н, который в наиболь­шем количестве содержится в сером веществе спинного мозга. Аналогично ГАМК он увеличивает проницаемость ионофоров для ионов хлора, вызывает гиперпо­ляризацию, что сопровождается тормозным эффектом. Глициновые рецепторы блокируются стрихнином, чем, собственно, и объясняется механизм его судорож­ного действия. Высвобождение глицина из нервных окончаний блокируется стол­бнячным токсином. Подобно глицину действует и р-аланин, но его эффект не устраняется стрихнином.

Возбуждающие эндогенные аминокислоты L-глутамат и, возможно, L-ac-партат также рассматриваются в числе нейромедиаторов или нейромодуляторов. Аналогичное действие оказывает синтетическое соединение N-метил-О-аспар-тат (NMDA).

Глутамат, взаимодействуя с глутаматными рецепторами, увеличивает прони­цаемость мембраны для ионов натрия, вызывает деполяризацию и возбуждающий эффект. Медиаторная функция глутамата показана для гиппокампа, обонятель­ного тракта, кортикостриарных путей. Рецепторы возбуждающих аминокислот гетерогенны. Выделяют 3 подтипа ионотропных рецепторов: NMDA, каинатные1 и АМРА-рецепторы. Имеются также метаботропные глутаматные рецепторы.

В последние годы большое внимание привлекли NMDA-рецепторы. Это свя­зано с тем, что их блокирование (например, дизоцилпином, ранее известным как вещество МК-801) предупреждает в эксперименте дегенерацию нейронов голов­ного мозга при ишемии, что в перспективе может иметь важное практическое приложение (при ишемии мозга, инсультах). Кроме того, установлено, что так называемый диссоциативный анестетик кетамин является антагонистом NMDA-рецепторов. Противопаркинсонический препарат мидантан также блокирует эти рецепторы. Дальнейшее исследование возможностей фармакологической регу­ляции медиаторного действия возбуждающих аминокислот представляет несом­ненный интерес для изыскания противоэпилептических средств, психотропных препаратов, веществ, улучшающих память.

Важной группой медиатороводуляторов являются пептиды. К настояще­му времени из тканей организма выделено несколько десятков пептидов, функ­ции которых широко изучаются. Образуются биологически активные нейропеп-тиды из предшественников, которые находятся в телах нейронов, где происходит их протеолиз. Активные метаболиты путем аксонального транспорта поступают к окончаниям нейронов, где и функционируют в качестве нейромедиаторов, ко-медиаторов или нейромодуляторов.


Каждый из пептидов взаимодействует со специфическими рецепторами, ко­торые могут иметь довольно широкую локализацию (в центральной и перифери­ческой нервной системе, в тканях периферических органов). Ряд пептидов одно­временно выполняет роль и гормонов, и нейромедиаторов (например, окситоцин). Наиболее детально изучена группа опиоидных пептидов — лейэнкефалин, метэн-кефалин, р-эндорфин, динорфины, эндоморфины. Показано, что они специфи­


6О ФАРМАКОЛОГИЯ -о- Частная фармакология

'Помимо ЦНС, гистаминовые Н,-рецепторы находятся также в желудочно-кишечном тракте (их стимуляция на пресинаптических окончаниях уменьшает высвобождение гистамина, что понижает секрецию хлористоводородной кислоты желудка; они участвуют также в гастропротекторном дейст­вии), в сердечно-сосудистой системе (активация пресинаптических гистаминовых Н,-рецепторов по­давляет адренергические влияния), в верхних дыхательных путях (противовоспалительный эффект).

Возможности фармакотерапевтического использования агонистов и антагонистов Н3-рецепто-ров периферической локализации пока неясны.

чески взаимодействуют с разными подтипами опиоидных рецепторов (ц-, б-, к-рецепторами). Взаимодействие агонистов с каждым подтипом опиоидных рецепторов сопровождается определенными эффектами (см. главу 8; 8.1). Из­вестно, что к числу опиоидов экзогенного происхождения относятся опиоид­ные анальгетики. Синтезированы и антагонисты опиоидных рецепторов (напри­мер, налоксон).

Предполагается, что роль нейромодуляторов выполняют также пурины -пуриновые нуклеотиды (АДФ, АМФ) и аденозин. Как уже отмечалось, имеются специальные пуриновые рецепторы (пост- и пресинаптические), которые под­разделяют на Р,-рецепторы (более чувствительны к аденозину, чем к АТФ) и Р2-рецепторы (более чувствительны к АТФ). Р,-рецепторы подразделяют на адено-зиновые А,- и А2-рецепторы. Пурины оказывают на нейроны ЦНС в основном угнетающее действие. Антагонисты Р(-реиепторов — метилксантины (кофеин, теофиллин и др.) — стимулируют ЦНС.

Обсуждается вопрос об участии гистамина в межнейронной передаче воз­буждения. В ЦНС обнаружены гистаминовые Н,-, Н2- и Н3-рецепторы. Гистамин при ионофоретическом подведении к нейронам мозга может вызывать как воз­буждающий, так и тормозной эффекты. О гистаминовых Н,- и Н2-рецепторах см. в главах 15.3 и 25.1.

Н3-рецепторы первоначально были обнаружены на гистаминергических ней­ронах ЦНС в виде пресинаптических рецепторов. Последние регулируют образо­вание и высвобождение гистамина. Гистаминсодержашие нейроны в основном локализуются в заднем гипоталамусе (в туберомамиллярном ядре) и проециру­ются к разным областям ЦНС (коре больших полушарий, стриатуму, гиппокампу и др.). Помимо угнетающего влияния на высвобождение гистамина (роль ауторе-цепторов), пресинаптические Н3-рецепторы участвуют в регуляции продукции и ряда других медиатороводуляторов (ацетилхолина, ГАМК, дофамина, глутама-та, серотонина, норадреналина), т.е. функционируют и как пресинаптические гетерорецепторы. Распределение гистаминсодержащих нейронов и гистаминовых рецепторов в ЦНС свидетельствует об участии гистамина в регуляции многих функций ЦНС. Так, гистамин, несомненно, является одним из компонентов регу­ляции цикла сон—бодрствование. В частности, в этом процессе принимают участие Hj-рецепторы. Известно, что блокаторы этого подтипа рецепторов, проникаю­щие в ЦНС, оказывают седативное действие (димедрол, дипразин). Показано, что в эксперименте некоторые агониеты Н3-рецепторов удлиняют «медленный» сон.


Отмечено также, что гнетаминергическая система принимает участие в регу­ляции таких процессов, как обучение, запоминание. Показано, например, что антагонисты Н3-рецепторов могут улучшать мыслительные функции.

Следует также отметить важную роль гистамина в развитии эпилептических судорог. При определенных экспериментальных моделях судорог некоторые ан­тагонисты Н,-рецепторов и агониеты Н3-реиепторов оказывали противосудорож-ное действие. Кроме того, противогистаминные средства могут оказаться полез­ными при лечении ожирения1.