Файл: Новосибирский государственный университет экономики и управления нинх.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»
Номер группы: МОПО31Б
Наименование специальности: 38.03.02 Менеджмент организации
Ф.И.О. студента: Швенке Марина Вячеславовна
Номер зачетной книжки: 132044
Кафедра Управления
Учебная дисциплина: Управление качеством
Номер варианта контрольной работы: 9
Дата регистрации кафедрой: «_______»_____________________________2016 г.
Проверил:___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Организация и технология контроля качества продукции, услуг 5
1.1 Назначение, объекты и процессы контроля качества 5
1.2 Виды контроля качества продукции 6
1.3 Петля контроля качества продукции 10
1.4 Методы получения информации для оценки качества продукции 12
1.5 Испытания продукции и процессов 14
1.6 Экспертный метод в оценке качества продукции 15
2 Практические аспекты организации и технологии контроля качества
продукции 19
2.1 Организация контроля качества на предприятии ОАО «Инструмент» 19
2.2 Методики проведения контроля качества готовой продукции и
входных ресурсов 25
Заключение 33
Список использованных источников 35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.
Системой управления качеством труда и продукции предусматривается:
а) выполнение контрольных операций, в первую очередь исполнителем (рабочим, мастером, конструктором, технологом и т.д.);
б) проведение систематической работы на предприятии, направленной на устранение недостатков, влияющих на качество продукции, а также на повышение культуры и организации производства;
в) воспитание у каждого исполнителя добросовестного отношения к труду и чувств ответственности за качество выполняемых работ.
Система управления качеством труда и продукции исходит из того, что одним из важнейших показателей производства является качество выпускаемой продукции, поэтому материальное и моральное стимулирование исполнителей работы за повышение качества продукции производится по наряду со стимулированием за выполнение хозрасчетных показателей.
В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
Цель работы – формирование знаний в области управления качеством.
Задачи работы: изучить организацию контроля качества продукции и представить практические аспекты организации контроля качества продукции на предприятии.
Предмет: качество продукции, объект: контроль качества продукции.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников (научные и учебные пособия, работы ведущих специалистов в области качества, нормативно-правовые документы).
1 Организация и технология контроля качества продукции, услуг
1.1 Назначение, объекты и процессы контроля качества
Контроль - эта деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний и оценок нескольких характеристик, сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достижения соответствия по каждой из характеристик. Назначение контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля.
Контроль осуществляется посредством следующих процессов: измерение, испытания и экспертиза (рис. 1).
| Контроль как вид деятельности | | | ||||||
| | | | | | | |||
| | | | | | ||||
Контроль качества продукции | | | Контроль качества процессов | ||||||
| | | | | | | |||
| Процессы контроля | | | ||||||
| | | | | | | | ||
Измерение | | | | Испытание | |||||
| | 1 | \ | | | | |||
| Экспертиза | | |
Рисунок 1 - Объекты и процессы контроля в области качества
Измерение - это инструментальное получение числового (количество) значения некоторого параметра, характеризующего одно или несколько свойств объекта.
Испытания - экспериментальное определение количественных и (или) качественных показателей свойств объекта как результата воздействия на него условий испытаний. Условия испытаний - совокупность воздействующих факторов и режимов функционирования объекта при испытаниях. Выделяют «нормальные условия испытаний» - условия, установленные нормативно-технической документацией (НТД) на данный вид продукции.
Экспертиза. Понятие «expertise» в переводе с латинского языка означает исследование, проверка какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. В процессе экспертизы постоянно используют различные элементы научного познания и методы экспертного оценивания. В подготовке экспертизы участвуют исследователь или консультант, менеджер-организатор и эксперты.
В теории и в практике управления качеством форма организации контроля рассматривается как система контроля. Под системой контроля качества понимается совокупность объектов контроля, средств контроля, методик проведения измерений, испытаний, анализов и исполнителей, взаимодействующих по определенным правилам и регламенту, установленным соответствующей документацией.
Средство контроля - это техническое устройство, вещество или материал для проведения контроля. Для обеспечения функционирования системы контроля на предприятии создается специальная служба как отдел технического контроля (ОТК) или управление технического контроля (УТК).
1.2 Виды контроля качества продукции
Контроль качества продукции - это контроль количественных и качественных характеристик продукции, их соответствия установленным требованиям. Вид контроля определяют по классификационному признаку, входящему в набор признаков, определенных в основном ГОСТ 16504-81. По признаку формируется группа видов контроля. Рассмотрим их.
1. Стадия создания и существования продукции:
- производственный контроль, осуществляемый на стадии производства;
- эксплуатационный контроль, осуществляемый на стадии эксплуатации продукции.
2. Стадия производственного процесса:
- входной контроль сырья, материалов, комплектующих изделий, т.е. контроль продукции поставщика, поступающей к потребителю или заказчику и предназначенной для использования на стадии изготовления, ремонта или эксплуатации продукции;
- операционный контроль качества продукции в процессе ее изготовления для оценки состояния технологического процесса с последующей наладкой, если это необходимо;
- приемочный контроль (необязательно готовой продукции) осуществляется для принятия решений о годности продукции;
- контроль готовой продукции - приемочный или финишный;
- контроль при хранении продукции;
- контроль транспортировки продукции.
3. Полнота охвата продукции контролем:
- сплошной контроль, при котором контролируются все единицы продукции;
- выборочный контроль, при котором контролируется относительно небольшое количество единиц продукции из совокупности, к которой они принадлежат.
Сплошной (непрерывный) контроль - это предельный вариант всеобъемлющего (100%-го) контроля, т.е. осуществления контроля каждой единицы продукции. Сплошной контроль осуществляется, как правило, в следующих случаях:
- на стадии освоения новой продукции;
- когда технологический процесс не обеспечивает необходимую стабильность качества продукции;
- при высоких требованиях к качеству выпускаемой продукции, когда абсолютно недопустим дефект.
Выборочный контроль (ГОСТ 15895-77) - это периодический отбор проб для анализа или периодически выполняемое некоторое количество измерений показателей качества продукции. Объем выборки или числа измерений определяется на основе методов математической статистики. Выборочный контроль применяется в следующих случаях:
- массовое и крупносерийное производство, когда допускаются риски для изготовителя и потребителя продукции;
- когда контролируемые единицы продукции разрушаются или теряют свойства при контроле;
- при большой трудоемкости контроля.
4. Характер поступления продукции на контроль:
- непрерывный контроль (контроль сыпучих и жидких материалов), обеспечивающий непрерывное поступление информации о контролируемых характеристиках;